Качканарские звездочки: нечеловеческая дорога к славе

В марте-апреле в городе традиционно проводится фестиваль «Качканарские звездочки». Детсадовцы, школьники и воспитанники творческих коллективов по­казывают свои таланты. Фестиваль-конкурс проводится в несколько этапов: сначала школьный или детсадов­ский отборочный тур, потом городской отборочный этап в Доме детского творчества, а для профессио­нальных коллективов – во Дворце культуры и, наконец, большой гала-концерт, в котором принимают участие лучшие из лучших, также традиционно проводится на сцене ДК.

Конечно, из сотен номеров, которые готовят детские сады и общеобразовательные и профессиональные школы города, выходят в финал не все. Но у каждого маленького качканарца весной есть возможность оку­нуться в эту бешеную творческую круговерть репетиций и выступлений. Мандраж перед концертом охватывает не только детей и родителей, но и педагогов. И насколь­ко бывают разочарованы участники, не заняв призового места, настолько бывают разочарованы в итогах кон­курса и педагоги.

51

Можно ли считать «Качканарские звёздочки» праздником?

Накануне гала-концерта в редакцию обратилась педа­гог одного из детских садов города с большим обраще­нием к организаторам фе­стиваля.

26 марта в Доме детского творче­ства прошел второй отборочный тур участников фести­валя среди дошкольных об­разовательных учреждений города. К сожалению, данное мероприятие не отвечает требованиям фестиваля го­родского масштаба, целью проведения которого яв­ляется массовость, доступ­ность и для взрослых, и для детей, где можно «показать себя и посмотреть других выступающих».
Люди искусства — руково­дители коллективов различ­ных жанров детского твор­чества, а также педагоги, родители и их дети хорошо прочувствовали на себе, что это мероприятие вовсе не праздник для детей и взрос­лых. Это — что-то другое, не­объяснимое, но проводимое из года в год в нечеловече­ских условиях ДДТ.
По определению любой фестиваль — это массовый праздник, торжество для его участников и зрителей. Мож­но ли считать праздником «Качканарские звездочки?» Нет, нельзя по некоторым моментам организации, ко­торые повторяются из года в год. Со мной согласятся многие руководители твор­ческих коллективов, что в условиях ДДТ проводить массовое мероприятие го­родского масштаба просто нельзя, нет соответствую­щих условий: нет простор­ного зала, оборудованной сцены, хорошей аппаратуры, нет заинтересованности в создании комфортных усло­вий для детей.
Фестиваль детского твор­чества проводится с опре­деленной целью, имеет кон­кретные задачи и специфику проведения для разных воз­растных групп участников. Фестиваль существует для приобщения к миру искус­ства детей талантливых, которых необходимо под­держать в их творческом развитии, создавая необхо­димые условия по принципу «Все лучшее — детям!»
Что наблюдаем ежегодно мы?
Второй этап — отбороч­ный тур для заключительно­го концерта во Дворце куль­туры — проводится на базе Дома детского творчества.
Условия следующие: зал вместимостью около 100 че­ловек, небольшая сцена со слабым освещением; душ­ный непроветриваемый зал (в десятых числах марта в городе был карантин). За дверью зала — столпотворе­ние родителей с детьми. У входа — охранник, который никого не впускает до окон­чания выступления участни­ков. На замечание: «Могли бы здесь в коридоре банкет­ки поставить, чтобы родите­ли с детьми присели» — он ответил: «Скажите спасибо, что вам зал предоставили и комнаты для переодевания». В комнате для переодевания артистов 3-6 лет стоит два стола, два стула, мат спор­тивный на полу и больше ничего. Стулья в этом заве­дении — большой дефицит. Ложкарям потребовались всего 10 стульчиков, которые пришлось везти из детского сада: Дом детского творче­ства обеспечить эти стулья не смог.
Вернемся в комнату для переодевания. Мамы, папы, бабушки не знали, куда прит­кнуться. Переодевали детей прямо на подоконниках, кто-то сидя на столах, кто-то на полу, на тех самых матах, кто-то в туалете. Весь этот процесс до выхода на сцену длился 1 час 10 минут. А до­школьники не выдерживают такой нагрузки, им необхо­димо расслабиться, отдох­нуть, начинаются капризы, слезы. Вот он, первый мо­мент «радости» фестиваля.
Далее родителей ожидала еще одна «радость» — зайти в зал, занять место и нако­нец-то отдохнуть, насла­ждаясь искусством, удалось не каждому, мест не хватало даже детям.
Распахнулись двери зала, и оттуда вышли родители с детьми — вспотевшие, устав­шие, многие недовольные. Я попросила проветрить зал, в котором давно закончился кислород, но никто этого не сделал, нас торопили на сце­ну, так как время выхода уже затянулось, коллективы вы­ходили позже назначенного времени. Тех родителей, чьи дети выступили, попросили освободить зал.
Отсюда и вывод — фе­стиваль не отвечает своим функциям: никакой массо­вости зрителей, никакого обмена опытом и даже ни­какой возможности просто послушать других детей, посмотреть концерт. Фак­тически каждый ребенок был на «фестивале» 2-3 ми­нуты, пока выступал на сце­не, а далее он должен поки­нуть зал. Остальное время пребывания — ожидание «праздника» в комнатах и коридорах.
В жюри оценивали высту­пающих два человека: ди­ректор ДДТ Алена Лобанова и хореограф ДШИ Светла­на Сергеева. Вокалистов не было, хотя большую часть программы представляют вокальные номера. Очевид­на необъективность оценки номеров. В жюри должны быть люди, знающие воз­можности, например, уро­вень певческого диапазона и другие параметры. Музы­кальные руководители дет­ских садов должны входить в состав жюри и более того, возглавлять его во время от­борочного тура.
Звуковое оформление ча­сто подводило участников, отключались микрофоны, или их просто забыли вклю­чить. Девочка с ангельским голоском ушла со сцены со слезами, когда поняла, что микрофон не работает. Этот момент у ребенка останется в памяти надолго, и, возмож­но, мы, взрослые, на корню загубили ее талант.
Наблюдая мероприятие, надо отметить последний процесс «радости» «фести­валя»: «Наконец-то мой ребенок выступил, и я могу покинуть это здание, но неприятный осадок от та­кого праздника останется надолго».
По итогам отборочного тура на сцену Дворца куль­туры пройдут 30-40 участ­ников из примерно 150 но­меров, предоставленных на фестивале. Но это совсем не значит, что остальные дети не талантливы, что их руко­водители бездарны. Это во­все не так. Просто коммер­ческая система отношений не позволяет пробиться на сцену очень многим талант­ливым людям и охватить все таланты, достойные сцены Дворца культуры. Этот про­цесс мы наблюдаем сегод­ня и в шоу-бизнесе, здесь, кстати слова «талантам надо помогать, бездарности про­бьются сами».
Когда-то в былые времена фестиваль детских талантов проходил во дворце три дня: старшеклассники-подростки .школьники среднего звена, дошкольники. Три дня шли концерты при 100-процент­ной наполняемости зала. Были счастливы и взрослые и дети.
Мы надеемся, что руково­дители города, Управления образования, нас услышат и пригласят творческих руко­водителей дошкольного об­разования за круглый стол для обсуждения темы.

Людмила Перевалова,

работник культуры,  в прошлом — художественный руководитель Дворца культуры.

51

Любой конкурс предполагает сравнение

Это критическое письмо мы попросили прокоммен­тировать руководителя Дома детского творчества Алену Лобанову. Она с автором обращения категорически не согласна.

— Каждое мероприя­тие проводится по опре­деленным правилам. В положении о проведении фестиваля «Качканарские звездочки-2016» прописано следующее: «Цель фестива­ля — создание условий для творческой самореализации детей и подростков. Задачи фестиваля: выявление и рас­крытие творческого потен­циала детей и подростков; формирование патриотиче­ской и гражданской пози­ции; развитие семейного ху­дожественного творчества; расширение творческих свя­зей, обмен опытом; поиск новых форм и методов твор­ческой самореализации де­тей; формирование интереса к декоративно-прикладному и техническому творчеству, российским праздникам и народным традициям».

Если внимательно озна­комиться с условиями про­ведения мероприятия, то станет понятно каждому, что в ДДТ 26 марта прово­дился конкурсный отсмотр номеров, а не концерт, на котором создаются условия для привлечения макси­мального количества зри­телей. Такой доступный для каждого концерт будет про­веден 15 апреля во Дворце культуры.

Для примера, открытый городской фестиваль «5 бал­лов», который ежегодно про­водят наши соседи – Нижняя Тура — отборочный тур про­водится вообще за закрыты­ми дверьми, за кулисы допу­скается лишь руководитель номера. Родители же ждут в фойе Дворца. И такая прак­тика на отборочном этапе практикуется достаточно часто на различных фести­валях.

Что касается входа в зал, то охранников в ДДТ нет. Для меня странно слышать из уст педагога, что не впу­скать в зал до окончания номера — это неправильно. А как же культура поведе­ния взрослых людей и ува­жение к другим детям? Или чужие дети меньше волну­ются, и ходить по залу в то время, когда ребенок вы­ступает на сцене – абсолют­но нормально?

Зачем устраивать столпо­творение в коридоре у входа в зал, если для каждого дет­ского сада было выделено помещение, где можно было дождаться времени своего выступления?

В нашем учреждении нет стульчиков для дошкольни­ков, специфика нашей дея­тельности другая. Но все же хотелось бы узнать у автора, на каких конкурсах органи­заторы предоставляют рек­визит по требованию руко­водителей номеров? Я таких учреждений не знаю, где не нужно было бы везти с со­бой декорации и реквизит, обеспечение номера входит в обязанность руководителя номера.

Для участия в фестивале каждое учреждение предо­ставляло заявку, в которой указывался хронометраж номера. В соответствии с заявками был составлен график выступления на от­борочном туре. Всем руково­дителям на репетиции был график озвучен. Зачем нуж­но было собирать детей с та­ким запасом времени, чтобы они томились в ожидании больше часа? За все время проведения отборочного тура регламент проведения сбился на 12 минут, да и то постепенно вошел в нор­мальный график. Не думаю, что столь незначительная задержка во времени могла сыграть существенную роль в подготовке детей к высту­плению.

19 номеров из 62 пред­ставленных на отборочном туре были в номинации «Вокал», что не составляет даже трети от общего коли­чества и никак не большую часть. Мне непонятно, по­чему автор статьи не заме­тил третьего члена жюри Нину Тархову, педагога с образованием «Руководи­тель академического хора», абсолютно компетентного специалиста. Не разделяю мнения, что в жюри долж­ны входить музыкальные работники детских садов и даже его возглавлять. А где же принцип объективно­сти? Сам подготовил и сам же себя оценил?

По поводу слез на сцене. Дети плачут из-за того, что не могут справиться с волне­нием перед большой ауди­торией. Такое, к сожалению, случается ежегодно. Не все дошкольники психологи­чески готовы к публичному выступлению.

Всего на отборочный тур было заявлено 62 номера, из них в гала-концерте примут участие 23 номера, то есть больше трети номеров будет представлено на большой сцене. И никто не говорит о том, что остальные дети не талантливы. Но любой конкурс предполагает срав­нение. Если руководитель соглашается на условия кон­курсного отбора, значит, он должен понимать, что есть разный потенциал и раз­ное качество исполнения. Как аналогию могу приве­сти следующий факт: в дет­ском саду детей значительно больше, чем то количество, которое руководитель гото­вит на фестиваль. Они, по мнению руководителя, без­дарны? По какому-то ведь принципу руководитель от­бирает детей для постанов­ки номера, а значит, изна­чально выделяет их из всех остальных?

Не могу назвать год из тех былых времен, когда последний раз фестиваль проводился в указанном формате. Зато помню, как проводились отборочные туры на протяжении не­скольких недель на базе дет­ских садов и школ, вообще без использования микро­фонов и в отсутствии сце­ны. И гала-концерт на сцене КЦО «Урал» тоже помню.

Да, наверное, было бы неплохо, если бы все отбо­рочные туры проводились на сцене Дворца культуры. На данный момент в рам­ках муниципального зада­ния для фестиваля выделено только два дня: отборочный тур для профессиональных коллективов и гала-концерт.

Круглый стол для руково­дителей, принимающих уча­стие в фестивале «Качканар­ские звездочки», проводится ежегодно. Запланирован та­ковой и в этом году. Поль­зуясь случаем, приглашаю к диалогу всех заинтересо­ванных в повышении каче­ства проведения фестиваля 20 апреля: в 10 часов – для участников группы «Профи», в 12 часов – для дошкольных учреждений, в 15 часов – для школ. Круглый стол внесен в городской план работы и бу­дет проведен в ДДТ. Мы го­товы к конструктивной кри­тике, мы готовы учитывать обоснованные замечания.

Как рассказывает Алёна Лобанова, конечно, нельзя говорить, что все абсолютно довольны.

— Любой творческий конкурс – это субъективная оценка. К сожалению, его нельзя привести к однознач­ной системе, как в матема­тике: «дважды два — четы­ре» и никак иначе. Очень часто руководители сталки­ваются с ситуацией, когда на одном фестивале номер становится победителем, а в другом его вообще не рас­сматривают как призовой. Поэтому были обсуждения результатов, приходилось комментировать выступле­ния и объяснять промахи. Но это ведь конкурс! И оцени­вается выступление здесь и сейчас без скидок на случай­ности, ошибки, волнение. Ну, а детей нужно готовить и к неудачам, с ними в жиз­ни приходится сталкиваться каждому.

Остается добавить, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Мы же го­товы учитывать ошибки в своей работе и не допускать в будущем.

P.S. Частично мы согласны с автором письма. Действительно, почти 10 лет назад, когда отборочные туры проходили во Дворце культуры, у всех родителей была возможность посмотреть, насколько талантливы их дети. Сейчас же на сцене ДК блистать будут только лучшие. И, как правило, они же — учащиеся профессиональных школ. Все школьные педагоги опираются на них в подготовке своих номеров, как вокальных, так и танцевальных. В итоге талантливые детки участвуют в двух-трех номерах от школы и еще в одном-двух — от своего творческого коллектива. Нагрузка на детей ложится колоссальная, но результат стоит того. А детки со средними способностями, для галочки отметившиеся в школьных турах, так и останутся незамеченными. Потому что действительно «отсмотр» конкурсных номеров перед гала-концертом и условия в ДДТ, пусть их и назвали нечеловеческими, не предполагает зрителей. Детей собрали в школе-садике, отвели в ДДТ, они спели-станцевали и ушли домой. А как же слезы умиления на глазах родителей, бабушек, дедушек? К сожалению, родные поболеть за своего ребенка не могут. Ну, не поместятся все желающие в зал Дома детского творчества.
И тогда, возможно, необходимо продумать и организовать в каждой школе или детском саду отдельный, составленный только из номеров для «Звездочек» концерт для родителей, где они смогут полюбоваться своими детьми. Но это тогда будет совсем уже не городской фестиваль.