Детский транзит

В прошлом номере «НК» мы писали, что качканарские спортсмены, футболисты спортшколы «Олимп», попали в аварию и получили серьезные травмы. Правда, мы допустили неточность: на легковой машине дети ехали с тренером на соревнования, а не возвращались оттуда. Но сути дела это не меняет: роковая случайность — и дети оказались на больничной койке. Не секрет, что многие руководители, тренеры, педагоги предпочитают сейчас вывозить коллективы детей частным образом, на легковых автомобилях, просят о помощи родителей, чтобы они доставили свое чадо до места.

Нередко бывает так, что поездки срываются, если группы детей пы­таются вывезти централизованно, с привле­чением перевозчиков.

Так случилось в конце прошлого года с группой де­тей из «Бригантины», они не смогли выехать на конкурс юных журналистов, букваль­но в последний вечер выяс­нилось, что ГИБДД забрако­вал транспорт перевозчика и не дал разрешение на вы­езд. На недавний полуфинал юниор-лиги КВН в Качканар не смогли приехать дети из Ивделя.

Возникает ощущение, что действительно проще и дешевле вывозить детей своими силами, чем при­бегать к услугам перевоз­чиков, поскольку не всегда удается вовремя собрать все документы, согласовать с ГИБДД и соблюсти все усло­вия. Но не каждый родитель имеет возможность возить на соревнования и конкур­сы своего ребенка. Как же все-таки нашим качканар­ским талантам покорять но­вые вершины?

2 марта в редакции «Но­вого Качканара» мы провели круглый стол по вопросу пере­возки детей в другие города. В разговоре приняли участие руководитель спортшколы «Роукс» Андрей Фомин, ин­спектор технадзора ГИБДД Андрей Данилин, педагог ДДТ Ирина Хабибуллина, директор спортшколы «Спар­так» Владимир Константи­нов, начальник Управления образования Марина Маль­цева, инспектор по пропа­ганде ГИБДД Людмила Пер­мякова.

Юлия Кравцова: Как показывают последние со­бытия – проблема с органи­зацией перевозки детских коллективов в другие горо­да существует. Например, у Ирины Валерьевны есть тому примеры…

Ирина Хабибуллина: Законы никто не отменял, если они есть, мы их обяза­ны соблюдать, но иногда мы или не успеваем, или возни­кают определенные препят­ствия. Мы стараемся выпол­нять свою работу, а те, кто нас контролируют, ГИБДД, у них свои требования. Труд­ности есть, но мы их успеш­но преодолеваем. Мне стало страшно после того случая с ребятами из «Олимпа». Мы тоже возим на родите­лях, потому что то транс­порт у перевозчика не того года выпуска, то какого-то прибора нет, то лицензии, то еще что-то. Подключаем родителей, и они, конечно же, несут большую ответ­ственность за себя и за вве­ренных им детей. Конечно, оформляем доверенности, издаем приказы, делаем всё по правилам, но это страх, он остается. Крутимся, как можем.

Людмила Пермякова: Я не могу понять: в чем труд­ность? Если ГИБДД дает не­согласие, значит, на то есть веские причины: либо не­исправность транспортно­го средства, либо погодные условия. У нас очень много поездок отменилось в ян­варе в связи с погодными условиями. Стояли жуткие морозы, автобусы инспектор технадзора проверяет перед поездкой, но в дороге может случиться всё, что угодно. Если машина вдруг встанет на трассе, дети будут на мо­розе ждать другую машину – они же замерзнут. А в чем еще проблема?

Владимир Константи­нов: Я считаю, всё от без­денежья, скажем прямо. Может, на уровне главы, на уровне ГИБДД поднять во­прос. Есть такой перевозчик Докторевич. У него прекрас­ный транспорт, хорошие микроавтобусы. Есть пере­возчик Нехай, у которого тоже хороший транспорт. Может, нам стоит опреде­лить круг перевозчиков, ко­торые могут заниматься пе­ревозкой организованных групп детей, а не ездить на обычных рейсовых автобу­сах сомнительных перевоз­чиков.

Марина Мальцева: На обычных рейсовых ездить и не должны, потому что они не соответствуют требова­ниям для перевозки детей.

В.К.: Всё правильно, но можно же составить список перевозчиков, которые со­ответствуют требованиям ГИБДД.

Андрей Данилин: Нель­зя, это получится реклама, пиар конкретных перевоз­чиков.

В.К.: Это не пиар, мы в пер­вую очередь отвечаем за безо­пасность и здоровье детей.

М.М.: Даже у названного перевозчика может случить­ся неполадка, и его не пропу­стят в конкретный момент.

В.К.: Но если транспорт новый…

А.Д.: Есть еще ряд ус­ловий, помимо возраста транспорта: наличие та­хографа, системы Глонасс, карта тахографа на каждого водителя, диагностическая карта не старше 20 дней, и, например, ни у Доктореви­ча, ни у Нехая нет автобуса, который может перевозить более 40 человек.

В.К.: Я про такие автобу­сы не говорю, потому что у меня значительно меньший состав выезжает на соревно­вания.

Л.П.: У нас была межве­домственная комиссия при главе города в декабре после трагедии в ХМАО. Мы соби­рали перевозчиков, ГИБДД, Управление образования, учреждения. Мы рекомен­довали самим заниматься сбором пакетов документов, не через турфирму. Согласи­тесь, нет трудностей в сборе этих документов, тем более мы помогаем. Мы разослали образцы этих документов, нужно заключить договор фрахтования (здесь – дого­вор на перевозку пассажиров – ред.) с перевозчиком, если делать не через посредни­ка, то экономятся деньги. Если вы уже ездили с ка­ким-то перевозчиком, и вам с ним комфортно работать, и ГИБДД пропускает, почему тогда бы и не ездить дальше с этим перевозчиком?

В.К.: Если взять способ перевозки с родителями. Я, например, командирую де­тей, а в дороге, не приведи господь, что случится, кто крайний остается? Приказ у нас по учреждению есть, ко­мандирование есть, во время соревнований за детей отве­чает тренер, а кто отвечает за детей в дороге? Роспись от родителей, что они дове­ряют ребенка, юридическую силу иметь не будет.

Л.П.: Вы же не силком забираете детей. Родитель расписывается, что вам до­веряет.

В.К.: Я понимаю, но тут очень много подводных кам­ней. Перевозка должна осу­ществляться только в днев­ное время, с определенной скоростью, с составлением маршрутного листа…

Л.П.: Если у кого-то труд­ности с разработкой марш­рутного листа, мы сами раз­рабатываем и прикладываем к пакету документов.

В.К.: Все эти обходные пути – от безденежья. У меня сегодня были тренеры, мы разговаривали. Они говорят: «Мы с удовольствием вые­дем за день до соревнова­ний, спокойно поселимся в гостинице. Отсоревновались (как правило, мероприятия проходят до сумерек), мы спокойно в гостинице пе­реночуем и утром поедем домой». Всё прекрасно, если бы не денежный вопрос. Да и времени на это потратится в три раза больше.

И.Х.: И с родителями только потому едем, что они берут только за бензин.

Л.П.: Со стороны Госав­тоинспекции могу сказать: если вы едете с родителями, и родители берут на себя от­ветственность, от нас-то вы тогда что хотите? Только со­блюдайте правила дорожно­го движения. А авария может с каждым на трассе случить­ся. Если везут родители – это уже неорганизованная пере­возка. Если организованная группа, и всё оформляется через ГИБДД, и мы выдаем разрешение, то уже мы не­сем ответственность.

А.Д.: ГИБДД вам никог­да не откажет, пожалуйста – оформляйте заявки, где-то поможем.

И.Х.: За сколько надо на­чинать суетиться?

А.Д.: За неделю. Если к нам приходит заявка, я с пе­ревозчиками даже сам свя­зываюсь.

Андрей Фомин: Уведом­ление подается за три дня, но можно делать всё заранее.

В.К.: Если уж мы сегод­ня собрались, у меня такое предложение. Я, например, договорился с перевозчи­ком, мы подали заявку, за­ключили договор. Он сам может поехать в ГИБДД и оформлять все документы?

А.Д.: Конечно, так и дела­ют. В последнее время пере­возчики всё делают сами. Он приложит диагностическую карту своего автомобиля, до­говор фрахтования.

А.Ф.: Только не забывать: если едешь дольше 4 часов, должен предоставить сухой паек.

Ю.К.: То есть в Качкана­ре есть такие перевозчики, у которых транспорт полно­стью соответствует требова­ниям, и они выполняют все условия?

А.Д.: У большинства пе­ревозчиков, которые возят детей, требования соблю­даются. Сначала, когда по­явились новые требования, перевозчики начали многим отказывать в заявках из-за беготни, сбора документов и прочего. Сейчас ситуация выравнивается.

И.Х.: Просто у меня сей­час после несчастных случа­ев на трассе такой страх от­правлять детей.

Л.П.: А страх всегда дол­жен быть. Не бывает безо­пасных дорог. Но сидеть в Качканаре дети не могут; чтобы развиваться, им ко­нечно надо выезжать.

И.Х.: Конечно, нам надо обязательно ездить, иначе мы теряем статус.

В.К.: Не только статус, те­ряется год. Если тренер не вывез команду на официаль­ные соревнования, напри­мер, на первенство области, у него год фактически пропал.

А.Д.: Система сейчас строгая, штрафы за наруше­ние правил перевозки детей очень большие, и даже к ме­стам, где проходят соревнова­ния, приезжают сотрудники ГИБДД и начинают проверять автобусы. Поэтому, если что-то не в порядке, перевозчик сам не поедет. Если на трассе останавливают, проверяют чуть ли не каждый ремень. Недавно согласовывали по­ездку, у перевозчика был не­исправен один ремень, он его тут же заменил — и всё.

Л.П.: Я общаюсь с пропа­гандистами многих городов, и у нас, я считаю, эта система отлажена.

В.К.: На последнем за­седании федерации бокса Свердловской области от­ветственный секретарь пря­мо сказала: «Господа-трене­ра, перевозка детей – только на электричках и поездах».

М.М.: Мы постоянно го­ворим о безопасности, про­сто требования регулярно ужесточаются. Хотелось бы минимизировать перевозки с помощью родителей, но со­всем избежать их нам точно не удастся.

А.Ф.: Если мне, например, к 8 утра, мне надо выехать в 4 часа, а в ночное время нельзя передвигаться. Как тогда быть?

Л.П.: Ночное время указа­но с 23 до 6 часов. Разрешает­ся поездка в ночное время не более 50 километров. Вы вы­езжаете, например, в 5 утра, 50 километров проезжаете, а потом у вас уже начинается не ночное время, и вы спо­койно едете дальше.

Ю.К.: Я правильно пони­маю, что всё-таки на прак­тике предпочитают больше перевозку детей частным, а не централизованным спо­собом?

М.М.: Нет, в последнее время в большей степени организованные выезды на автобусах, которые соответ­ствуют требованиям. Когда я подписываю приказы, уч­реждения указывают, на ка­ком транспорте они вывозят детей.

И.Х.: Зависит еще и от ко­личества детей: если шесть человек, то мы берем и едем на двух машинах с родите­лями, нам микроавтобус не оплатить.

А.Ф.: Тем более, что по пра­вилам организованная группа — когда более 8 человек.

Ю.К.: Если мы говорим про организованные пере­возки, то какой алгоритм дей­ствий все-таки должен быть?

А.Ф.: Если есть свой ав­тобус, как у меня, я пишу заявку, приказ на выезд, со­гласую с Управлением обра­зования, составляю марш­рутный лист, прикладываю диагностическую карту. ГИБДД проверяет водите­ля: есть ли у него штрафы, нарушения. Технадзор про­веряет состояние автобуса, дорнадзор составляет схему с опасными участками и со­гласовывает маршрут. Если нет автобуса, учреждение за­ключает договор с перевоз­чиком, потом производятся те же действия.

Л.П.: У нас тоже бывают форс-мажоры. Бывает, что инспектор технадзора, ко­торый должен проверить транспорт, выехал на линию, бывает начальник ГИБДД в отпуске или командировке, его заменяет ИО с Нижней Туры, который приезжает по необходимости в Качканар, и не факт, что он подпишет вам в тот же день. Поэтому мы говорим, чтобы заявки подавали заранее, хотя бы за неделю до выезда. Все во­просы мы решаем в рабочем порядке.

В ходе обсуждения участники круглого стола сошлись во мне­нии, что все проблемы с организацией детских перевозок решаемы, нужно лишь вовремя подсуетиться, выбрать надежного перевозчи­ка, ну и, конечно, не­маловажен денежный вопрос. А дальше уже выбор за родителями – кому доверить безопас­ность своих детей: себе, тренеру или одобренно­му Госавтоинспекцией перевозчику.

Круглый стол провела Юлия Кравцова