Город торговых сетей

Еще несколько лет назад Качканар называли городом торго­вых площадей. Это определение можно применить к нему и сегодня. Не так давно, в 2012-2013 годах, в городе проходили собрания жителей против строительства ТЦ на троллейбусном кольце, а затем у «Кристалла», были противники и у «Паро­хода». Сегодня все как-то поутихло. Отныне леса никто не вырубает, да и новое мало кто строит. Вместо этого намечена тенденция по сдаче в аренду торговых помещений федераль­ным китам торговли – крупным сетевым магазинам. Качка­нар, как и другие города по всей стране, превратился в город торговых сетей.

В разных уголках города, словно грибы, вырастают «Пятероч­ки», «Магниты», «Монетки», «Красное&Белое». И порой все они собираются на одном «пятачке». Мы решили составить карту торговых площадей в Качканаре, чтобы наглядно посмо­треть, какая торговля заполонила город.

Верните красоту у «Айсберга»

А вначале хочется оста­новиться на небольшом торговом павильоне под названием «Айсберг», появившемся у Дворца культуры задолго до ТЦ «Центральный». Комплекс сегодня заметно растет. Жители с интересом на­блюдают за ходом строи­тельных работ, рассуждая, зачем городу еще один торговый объект. Рекон­струкция здания, в свою очередь, огорчила качка­нарцев. Вызвано это было исчезновением сада, выра­щенного здесь предыдущи­ми владельцами. Слова со­жаления были высказаны в редакцию в письме:

«Сегодня мы проходим мимо этой площади и с грустью вспоминаем, ка­кая была красота. Сколько лет мы радовались этому цветнику, чего там только не росло – редкие для наших краев деревья, кустарники, красочные цветы. Это было настоящее украшение на­шего города! Где еще можно было порадовать глаз та­ким разнообразием? Один клен чего только стоит!

Ежегодно цветы рассажи­вают около администрации, но разве это можно назвать работой флориста? Очень жаль, что новый хозяин «Айс­берга» уничтожил цветник, хотя мог его сохранить и сде­лать еще лучше. Вместо ми­ни-сада, судя по рассыпанно­му щебню, скоро здесь будет сплошной серый асфальт. Бу­дет серость на фоне полосча­тых цветных стен, как в ТЦ «Восток»? Мы уверены, биз­нес ради своих интересов не должен разрушать красоту, созданную человеком», –жа­ловались качканарцы.

Однако новые владель­цы торгового комплекса от­казались пока раскрывать тайны проекта, сославшись, что сегодня ведется актив­ное строительство. Что бу­дет – узнаем в будущем. Со­общается, что деревья были частично пересажены. Так, две сосны посадили у здания администрации.

– Площади обновленного помещения незначительно увеличатся, второго этажа не будет точно, – лишь ответила Кристина Эдель, дочь из­вестного в городе бизнесме­на Леонида Демского.

Рядом с главным культур­ным центром города будет по-прежнему два торговых комплекса – «Центральный» и «Айсберг». Одно радует, что открывают их местные предприниматели.

«Магниты», «Пятерочки»…

Зато бизнесмены-варя­ги заметно обосновались в нашем городе. Магазины с простым и легко узнавае­мым брендом все больше стали открываться у нас. Так, в прошлом году в «Одежде» и в гостинице «Октябрьская» появились «Пятерочки», сра­зу в двух местах открылись магазины «Магнит Косме­тик» – в ТЦ «Экспресс» и в бывшем «Огоньке». В скором будущем в ТЦ «Рябинушка» запустят очередной магазин «Магнит».

Мы насчитали 26 сетевых магазинов в Качканаре. В их число вошли магазины сетей «Магнит» (включая «Маг­нит Косметик»), «Монетка», «Пятерочка», «Кировский», «Красное&Белое», «Лион».

На сайте «Магнита» го­ворится, что компания яв­ляется лидером по коли­честву продовольственных магазинов и территории их размещения. Сообщается, что на 31 декабря 2016 года сеть компании включала 14 059 торговых точек, из них: 10 521 — в формате «магазин у дома», 237 гипермаркетов, 194 магазина «Магнит Се­мейный» и 3107 — «Магнит Косметик». Выручка торго­вой сети за 2016 год соста­вила 1,07 триллиона рублей (без учёта сети магазинов косметики «Магнит Косме­тик» —1,004 трлн. рублей). Магазины «Магнита» рас­положены в 2494 населен­ных пунктах по всей стране, большинство — в Южном, Северо-Кавказском, Цен­тральном и Приволжском федеральных округах.

Сети «Пятерочка», «Пе­рекресток», «Карусель» се­годня принадлежат одному холдингу под названием «X5 RetailGroup» (читать как экс-файв ритейл-групп— от ред.). По сообщениям газе­ты «Ведомости», по итогам 2016 года этот холдинг стал новым лидером российской

— местные предприниматели

— сетевикирозничной торговли, сме­стив с этой позиции «Маг­нит». Выручка «X5» выросла на 27,5% и достигла 1,026 трлн. рублей.

Фактически сетевики се­годня борются между собой за покупателей, открывая рядом с конкурентом свой новый магазин. Для привле­чения в ход идут различные акции, сбор акционных на­клеек, использование «жел­тых» и «красных» ценников. С учетом падения доходов у населения за последние два года эти акции являют­ся действенными. Основное кредо сетевиков — продо­вольственные магазины са­мообслуживания должны быть в шаговой доступности, товары первой необходимо­сти — по низкой цене.

Что касается магазинов крупных местных предпри­нимателей (Олег Кирдяш­кин, Сергей Одегов, Рафаиль Салахутдинов), мы насчита­ли всего 17. Сетевики застав­ляют меняться и местный бизнес, который несколько лет назад переформатиро­вал свою торговлю. Хотя конкурировать с иногород­ними компаниями, на наш взгляд, не то что непросто, а очень сложно. Генеральный директор сети «Монетка» Роман Заболотнов в интер­вью на сайте foodmarkets.ru отмечает, что в Европе доля крупнейших ритейлеров* на рынке контролирует 85% рынка. На его взгляд, эта же картина скоро будет и у нас.

Ограничат ли сетевиков?

Итак, давайте посмотрим, какая польза городу от се­тевиков и местного бизне­са. Во-первых, это рабочие места и благоустройство прилегающей территории. Заметили, как обновились витрины бывшего «Огонька», «Октябрьской», бывшей «Гло­рии» или «Парохода»? Безус­ловно, это большой плюс. Но на этом, наверное, у сетеви­ков плюсы заканчиваются.

Вторым плюсом местных является возможность пре­доставления покупателю экс­клюзивного, а не брендового товара, может быть, более натурального – для этого они открывают, например, мяс­ные и хлебопекарные цеха прямо в магазинах. Между прочим, среди покупателей в последние годы замечена тенденция покупать именно натуральные продукты, со­держащие минимум добавок.

В-третьих, только местные предприниматели оказыва­ют финансовую поддержку городу: спонсируют порой спортивные и творческие школы, поездки детей, по­могают в организации город­ских мероприятий (праздни­ки, юбилейные даты), чего не скажешь о сетевиках.

К слову, считается, что активы большинства круп­ных сетевых ритейлеров зарегистрированы за гра­ницей – в Нидерландах, на Кипре, в Великобритании… Регистрация активов там позволяет не только иметь возможность сократить налоги, но и защищает от рейдерских захватов на тер­ритории нашей страны, а также даёт защиту между­народных судов. А за счет больших объемов им про­ще диктовать цены. Поэто­му конкурировать с китами торговли несказанно слож­но, но население выбирает магазины по своему ко­шельку.

Должны ли сетевики быть ограничены в своей тор­говле? Федеральный закон «О торговле» (№ 381-ФЗ от 28.12.2009 г.) не ведет долж­ного регулирования и фак­тически работает в интере­сах крупных торговых сетей. Так, в ст. 14 закона «О тор­говле» устанавливается по­рог предела развития одной торговой сети в торговом пространстве города, реги­она или муниципального района не больше, чем 25% для одного бренда («Маг­нит», «Пятерочка», «Красное и белое» и др.). Суммарная же доля всех иногородних сетей может составлять 80% от рынка и более. Ассоци­ация малых и микропред­приятий в сфере торговли не так давно обращалась с законодательной инициа­тивой по внесению изме­нений в федеральный закон «О торговле». И требования их вполне понятны:

  1. Ограничить общую долю торговых федераль­ных сетей на рынке города, региона или муниципаль­ного района разумным про­центом – не более 50%.
  2. Ограничить присут­ствие федеральных сетей в секторе магазинов «шаго­вой доступности», в грани­цах массовой застройки, за исключением специализи­рованной фирменной тор­говли.
  3. Обязать Федеральные сети регистрироваться и платить все налоги по месту размещения торгового объ­екта.

Наталья Малых, директор Фонда под­держки предпринимателей:

— Сейчас в Качканаре чуть более тыся­чи предпринимателей. Примерно триста из них – ООО, остальные – ИП.

Я бы не сказала, что их число сокраща­ется. Да, года два назад многие ушли из бизнеса после того, как увеличились отчис­ления в Пенсионный фонд. Сейчас ситуа­ция выровнялась.

Самое популярное направление пред­принимательства – торговля, на неё прихо­дится 60-64 процента. 19-20 процентов занимает производство. Затем идут гостиничный бизнес, транспортные услуги, общепит и юристы.

Конечно, самое трудное направление – это производство. В сегодняшних условиях тяжело открывать своё дело. Но наш Фонд сейчас помогает открыть свое дело, составить бизнес-план. А взять наших предпринимателей, например, Кирдяшкина, Одего­ва и Салахутдинова. Они вообще начинали с нуля, им никто не помогал.

В город пришли сети. Понятно, что сети душат наших предпри­нимателей. Конечно, я за наших производителей. Тем более, что они стараются выживать. Вы посмотрите, какая у Сергея Одегова мясная продукция, какие цеха! У Салахутдинова и Кирдяшкина тоже прекрасная продукция. Все они молодцы. Им надо выжи­вать. Конкуренция заставляет их развивать свой бизнес, искать новые решения.

Я всегда говорю: кто хочет заниматься предприниматель­ством, тот будет заниматься, будет искать пути выживания. Слово «предприниматель» само говорит за себя.

А вообще я считаю, что городу нужно второе дыхание, новый проект. Нам нужен горнолыжный курорт, чтобы началось строи­тельство гостиниц, инфраструктуры. Потому что ГОК не развивает город, не открывает новые цеха, наоборот, всё сокращает и ужи­мает. Молодежь уезжает из города. Нам надо обязательно что-то новое в городе. И уж коли есть проект горнолыжного курорта, нам надо довести его до ума.

У нас красивый чистый город. У нас снег белый, и воду можно пить из-под крана! Я часто бываю в других городах, на севере или в Нижнем Тагиле, там ведь снег черный, дышать нечем. Когда возвращаюсь в свой город – сердце радуется. Нам просто нужен какой-то толчок для развития города. И тогда у нас всё оживет, в том числе и малый бизнес.