Город торговых сетей
Еще несколько лет назад Качканар называли городом торговых площадей. Это определение можно применить к нему и сегодня. Не так давно, в 2012-2013 годах, в городе проходили собрания жителей против строительства ТЦ на троллейбусном кольце, а затем у «Кристалла», были противники и у «Парохода». Сегодня все как-то поутихло. Отныне леса никто не вырубает, да и новое мало кто строит. Вместо этого намечена тенденция по сдаче в аренду торговых помещений федеральным китам торговли – крупным сетевым магазинам. Качканар, как и другие города по всей стране, превратился в город торговых сетей.
В разных уголках города, словно грибы, вырастают «Пятерочки», «Магниты», «Монетки», «Красное&Белое». И порой все они собираются на одном «пятачке». Мы решили составить карту торговых площадей в Качканаре, чтобы наглядно посмотреть, какая торговля заполонила город.
Верните красоту у «Айсберга»
А вначале хочется остановиться на небольшом торговом павильоне под названием «Айсберг», появившемся у Дворца культуры задолго до ТЦ «Центральный». Комплекс сегодня заметно растет. Жители с интересом наблюдают за ходом строительных работ, рассуждая, зачем городу еще один торговый объект. Реконструкция здания, в свою очередь, огорчила качканарцев. Вызвано это было исчезновением сада, выращенного здесь предыдущими владельцами. Слова сожаления были высказаны в редакцию в письме:
«Сегодня мы проходим мимо этой площади и с грустью вспоминаем, какая была красота. Сколько лет мы радовались этому цветнику, чего там только не росло – редкие для наших краев деревья, кустарники, красочные цветы. Это было настоящее украшение нашего города! Где еще можно было порадовать глаз таким разнообразием? Один клен чего только стоит!
Ежегодно цветы рассаживают около администрации, но разве это можно назвать работой флориста? Очень жаль, что новый хозяин «Айсберга» уничтожил цветник, хотя мог его сохранить и сделать еще лучше. Вместо мини-сада, судя по рассыпанному щебню, скоро здесь будет сплошной серый асфальт. Будет серость на фоне полосчатых цветных стен, как в ТЦ «Восток»? Мы уверены, бизнес ради своих интересов не должен разрушать красоту, созданную человеком», –жаловались качканарцы.
Однако новые владельцы торгового комплекса отказались пока раскрывать тайны проекта, сославшись, что сегодня ведется активное строительство. Что будет – узнаем в будущем. Сообщается, что деревья были частично пересажены. Так, две сосны посадили у здания администрации.
– Площади обновленного помещения незначительно увеличатся, второго этажа не будет точно, – лишь ответила Кристина Эдель, дочь известного в городе бизнесмена Леонида Демского.
Рядом с главным культурным центром города будет по-прежнему два торговых комплекса – «Центральный» и «Айсберг». Одно радует, что открывают их местные предприниматели.
«Магниты», «Пятерочки»…
Зато бизнесмены-варяги заметно обосновались в нашем городе. Магазины с простым и легко узнаваемым брендом все больше стали открываться у нас. Так, в прошлом году в «Одежде» и в гостинице «Октябрьская» появились «Пятерочки», сразу в двух местах открылись магазины «Магнит Косметик» – в ТЦ «Экспресс» и в бывшем «Огоньке». В скором будущем в ТЦ «Рябинушка» запустят очередной магазин «Магнит».
Мы насчитали 26 сетевых магазинов в Качканаре. В их число вошли магазины сетей «Магнит» (включая «Магнит Косметик»), «Монетка», «Пятерочка», «Кировский», «Красное&Белое», «Лион».
На сайте «Магнита» говорится, что компания является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. Сообщается, что на 31 декабря 2016 года сеть компании включала 14 059 торговых точек, из них: 10 521 — в формате «магазин у дома», 237 гипермаркетов, 194 магазина «Магнит Семейный» и 3107 — «Магнит Косметик». Выручка торговой сети за 2016 год составила 1,07 триллиона рублей (без учёта сети магазинов косметики «Магнит Косметик» —1,004 трлн. рублей). Магазины «Магнита» расположены в 2494 населенных пунктах по всей стране, большинство — в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском федеральных округах.
Сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» сегодня принадлежат одному холдингу под названием «X5 RetailGroup» (читать как экс-файв ритейл-групп— от ред.). По сообщениям газеты «Ведомости», по итогам 2016 года этот холдинг стал новым лидером российской
— местные предприниматели
— сетевикирозничной торговли, сместив с этой позиции «Магнит». Выручка «X5» выросла на 27,5% и достигла 1,026 трлн. рублей.
Фактически сетевики сегодня борются между собой за покупателей, открывая рядом с конкурентом свой новый магазин. Для привлечения в ход идут различные акции, сбор акционных наклеек, использование «желтых» и «красных» ценников. С учетом падения доходов у населения за последние два года эти акции являются действенными. Основное кредо сетевиков — продовольственные магазины самообслуживания должны быть в шаговой доступности, товары первой необходимости — по низкой цене.
Что касается магазинов крупных местных предпринимателей (Олег Кирдяшкин, Сергей Одегов, Рафаиль Салахутдинов), мы насчитали всего 17. Сетевики заставляют меняться и местный бизнес, который несколько лет назад переформатировал свою торговлю. Хотя конкурировать с иногородними компаниями, на наш взгляд, не то что непросто, а очень сложно. Генеральный директор сети «Монетка» Роман Заболотнов в интервью на сайте foodmarkets.ru отмечает, что в Европе доля крупнейших ритейлеров* на рынке контролирует 85% рынка. На его взгляд, эта же картина скоро будет и у нас.
Ограничат ли сетевиков?
Итак, давайте посмотрим, какая польза городу от сетевиков и местного бизнеса. Во-первых, это рабочие места и благоустройство прилегающей территории. Заметили, как обновились витрины бывшего «Огонька», «Октябрьской», бывшей «Глории» или «Парохода»? Безусловно, это большой плюс. Но на этом, наверное, у сетевиков плюсы заканчиваются.
Вторым плюсом местных является возможность предоставления покупателю эксклюзивного, а не брендового товара, может быть, более натурального – для этого они открывают, например, мясные и хлебопекарные цеха прямо в магазинах. Между прочим, среди покупателей в последние годы замечена тенденция покупать именно натуральные продукты, содержащие минимум добавок.
В-третьих, только местные предприниматели оказывают финансовую поддержку городу: спонсируют порой спортивные и творческие школы, поездки детей, помогают в организации городских мероприятий (праздники, юбилейные даты), чего не скажешь о сетевиках.
К слову, считается, что активы большинства крупных сетевых ритейлеров зарегистрированы за границей – в Нидерландах, на Кипре, в Великобритании… Регистрация активов там позволяет не только иметь возможность сократить налоги, но и защищает от рейдерских захватов на территории нашей страны, а также даёт защиту международных судов. А за счет больших объемов им проще диктовать цены. Поэтому конкурировать с китами торговли несказанно сложно, но население выбирает магазины по своему кошельку.
Должны ли сетевики быть ограничены в своей торговле? Федеральный закон «О торговле» (№ 381-ФЗ от 28.12.2009 г.) не ведет должного регулирования и фактически работает в интересах крупных торговых сетей. Так, в ст. 14 закона «О торговле» устанавливается порог предела развития одной торговой сети в торговом пространстве города, региона или муниципального района не больше, чем 25% для одного бренда («Магнит», «Пятерочка», «Красное и белое» и др.). Суммарная же доля всех иногородних сетей может составлять 80% от рынка и более. Ассоциация малых и микропредприятий в сфере торговли не так давно обращалась с законодательной инициативой по внесению изменений в федеральный закон «О торговле». И требования их вполне понятны:
- Ограничить общую долю торговых федеральных сетей на рынке города, региона или муниципального района разумным процентом – не более 50%.
- Ограничить присутствие федеральных сетей в секторе магазинов «шаговой доступности», в границах массовой застройки, за исключением специализированной фирменной торговли.
- Обязать Федеральные сети регистрироваться и платить все налоги по месту размещения торгового объекта.
Наталья Малых, директор Фонда поддержки предпринимателей:
— Сейчас в Качканаре чуть более тысячи предпринимателей. Примерно триста из них – ООО, остальные – ИП.
Я бы не сказала, что их число сокращается. Да, года два назад многие ушли из бизнеса после того, как увеличились отчисления в Пенсионный фонд. Сейчас ситуация выровнялась.
Самое популярное направление предпринимательства – торговля, на неё приходится 60-64 процента. 19-20 процентов занимает производство. Затем идут гостиничный бизнес, транспортные услуги, общепит и юристы.
Конечно, самое трудное направление – это производство. В сегодняшних условиях тяжело открывать своё дело. Но наш Фонд сейчас помогает открыть свое дело, составить бизнес-план. А взять наших предпринимателей, например, Кирдяшкина, Одегова и Салахутдинова. Они вообще начинали с нуля, им никто не помогал.
В город пришли сети. Понятно, что сети душат наших предпринимателей. Конечно, я за наших производителей. Тем более, что они стараются выживать. Вы посмотрите, какая у Сергея Одегова мясная продукция, какие цеха! У Салахутдинова и Кирдяшкина тоже прекрасная продукция. Все они молодцы. Им надо выживать. Конкуренция заставляет их развивать свой бизнес, искать новые решения.
Я всегда говорю: кто хочет заниматься предпринимательством, тот будет заниматься, будет искать пути выживания. Слово «предприниматель» само говорит за себя.
А вообще я считаю, что городу нужно второе дыхание, новый проект. Нам нужен горнолыжный курорт, чтобы началось строительство гостиниц, инфраструктуры. Потому что ГОК не развивает город, не открывает новые цеха, наоборот, всё сокращает и ужимает. Молодежь уезжает из города. Нам надо обязательно что-то новое в городе. И уж коли есть проект горнолыжного курорта, нам надо довести его до ума.
У нас красивый чистый город. У нас снег белый, и воду можно пить из-под крана! Я часто бываю в других городах, на севере или в Нижнем Тагиле, там ведь снег черный, дышать нечем. Когда возвращаюсь в свой город – сердце радуется. Нам просто нужен какой-то толчок для развития города. И тогда у нас всё оживет, в том числе и малый бизнес.