«Боюсь за дочь: сожитель кидается на нее с ножом»

Неделю назад в приемный покой обратилась 47-летняя качканарка Ольга с резаной раной правой ноги. Медики зашили рану. Из приемного покоя звонок о ранении поступил в отдел полиции.
Полицейские начали разбираться, кто нанес Ольге такую рану. В устной беседе женщина пояснила, что её порезал сожитель. Стражи порядка сожителя задержали, доставили в отдел, но спустя пару часов отпустили.

«Порезалась сама»

Позднее, когда пришло время давать официальные показания, Ольга рассказала другую версию случившегося. Они выпивали с сожителем, между ними произошел кон­фликт, после чего он ушел. Женщина потом выпивала с соседкой, начала готовить еду и выронила из рук нож, тем самым поранив себе голень. Полицейские справились у потерпевшей, почему она поменяла показания. Та отве­тила, что была зла на своего сожителя.

В редакцию газеты «Новый Качканар» обратился отец Ольги Алексей Иванович:

— Посоветуйте, что де­лать. Моя дочь живет в невыносимых условиях. Сожитель её сильно бьет, присосался к ней, как клещ. Бывает у неё набегами – и так уже лет 15. Он нигде не работает, не прописан, ра­нее судим. Она живет в об­щежитии, его кормит, поит, одевает. В субботу они вы­пивали, он её порезал но­жом. Я приехал к ней, отвез в приемный покой, а оттуда медики сообщили в поли­цию. Его забрали, подержа­ли два часа и отпустили. От­пустили её добивать! Он её так отметелил потом!

«Не жду ничего хорошего»

По словам мужчины, его дочь Ольга не в состоянии выгнать своего сожителя. И до полиции дело доходит уже не первый раз. До этого Ольга уже неоднократно обраща­лась к правоохранителям за помощью, даже писала заяв­ления, но потом, после оче­редных порций побоев, заби­рала их.

— Я уже не знаю, чего ожи­дать. Думаю, что ничего хо­рошего, — продолжает свой печальный рассказ Алексей Иванович. — Боюсь за дочь. Сожитель постоянно на неё кидается с ножом. Избивает её и заставляет забирать заяв­ления. Она постоянно в синя­ках. Что нам делать? Как рабо­тает наша полиция, почему не принимают никаких мер?

Мы созвонились с Ольгой, чтобы договориться о встре­че, женщина согласилась, од­нако потом, видимо, испугав­шись очередной домашней расправы, перестала выхо­дить на контакт.

В полиции сообщили, что в 2015 году от Ольги было за­явление о причинении ей те­лесных повреждений со сто­роны сожителя. Материалы были направлены в мировой суд.

В 2016 году Ольга звонила в полицию, что сожитель её бьет. Когда на место приеха­ли полицейские, мужчина и женщина пояснили, что у них просто был скандал, и они уже всё выяснили.

И вот в 2017 году – ножевое ранение правой голени. Как мы уже написали, Ольга изме­нила показания, сказав, что случайно порезалась ножом.

— У сотрудников полиции нет оснований проводить дальнейшую проверку, — за­ключают полицейские.

Бояться нечего — надо писать заявление

Участковый рассуждает так, что если бы женщина за­хотела разорвать отношения с садистом, то уже давно бы это сделала, уехала бы жить к родителям. А так получается – сама виновата?

Комментирует начальник отдела полиции Денис Си­зов:

— Как мы в данном случае должны работать с потерпев­шей, если она отказывается от показаний? Какое у нас основа­ние задерживать гражданина? Мы действуем в рамках зако­нодательства. Тем более, сейчас вступил в силу закон о декри­минализации побоев в семье, за побои теперь предусмотре­на административная ответ­ственность. Если же эпизоды в течение года повторяются, тогда возбуждается уголовное дело. Что касается причине­ния вреда здоровью, за что предусмотрена уголовная от­ветственность, должна быть проведена судебно-медицин­ская экспертиза, где в заклю­чении будет описан характер и степень причинения вреда. У меня вопрос: почему эта женщина так спокойно сно­сит побои и такое к себе отно­шение? Всё зависит только от неё. А что касается её сожите­ля, мы его хорошо знаем, его неоднократно доставляли в отдел, он хулиган, дебошир, недавно на него заводили уго­ловное дело.

Тут бояться нечего – надо писать заявление. Отцу, кото­рый так беспокоится, я могу посоветовать: пусть берет свою дочь за руку, приведет её ко мне в кабинет, где она на­пишет заявление. После этого я возьму это дело под личный контроль.

«Если вас убьют — приедем, труп опишем»

Между тем в России жерт­вам домашнего насилия сложно достучаться до по­лиции и наказать обидчика, даже если женщина напишет заявление и не откажется от показаний, такие дела редко доходят до суда. Иногда по­лицейские и вовсе игнориру­ют заявления о насилии. Так, шокирующий случай произо­шел в прошлом году в Орле.

Жительница Орла пе­ред смертью от рук бывшего возлюбленного безуспешно просила полицию о помощи. «Комсомольская правда» опу­бликовала аудиозапись пере­говоров жертвы с правоохра­нителями, сделанную за 40 минут до убийства.

На записи слышно, как со­трудница полиции говорит, что правоохранители на вы­зов выезжать отказываются. «Как это не выезжаете? Как вы не выезжаете, если я вас вызвала? Девушка, если что-то случится, вы выедете?» — спрашивает женщина, а сотрудница полиции в ответ ей заявила: «Если вас убьют, мы обязательно выедем, труп опишем. Не переживайте».

Женщина попыталась сесть в машину, но мужчи­на стал избивать ее ногами. Прохожие вызвали полицию и «скорую». Женщину в бес­сознательном состоянии до­ставили в больницу, но ме­дики спасти её не смогли. За два месяца до случившегося мужчина задушил кота женщины. Тогда она не решилась написать заявление в поли­цию, но с мужчиной расста­лась. «Все это время он ей угрожал, говорил, что если не вернется, задушит, как кота», — утверждает подруга.

В Магнитогорске полицей­ский тоже проигнорировав­ший угрозу перед убийством женщины. В дежурную часть полиции поступил звонок от жителей, рассказавших о том, что их соседка просит о по­мощи. Начальник дежурной смены не направил на место наряд полиции. Между тем, женщина, которая умоляла о помощи, во время бытовой ссоры получила смертельные травмы головы. Полицейско­го уволили, приговором суда ему назначено наказание в виде лишения свободы сро­ком на 1,5 года условно.

Две недели назад Влади­мир Путин подписал закон, по которому за побои в семье предусмотрена лишь админи­стративная ответственность. Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман недавно написал в Фейсбуке, обратив внимание на проблему насилия в семье: «Первые ласточки. Закон о декриминализации побоев дал первые результаты. До внесения и вступления в силу этого закона, полиция Екате­ринбурга выезжала на быто­вые конфликты и семейное насилие 120-130 раз в сутки, сразу после принятия зако­на количество вызовов уве­личилось до 300-350 в сутки. То есть декриминализацию по статьям 116 и 117 УК РФ (побои и истязания) воспри­няли так: было нельзя, а ста­ло можно! Те, кто работает с этим «на земле», прогнози­руют увеличение количества случаев и утяжеление послед­ствий».

Почему женщина терпит и не уходит?

И все-таки что же делать жертвам таких побоев? Мы обратились за консультацией по поводу ситуации с Ольгой к психологу Центра социальной помощи семье и детям Ната­лье Костюченковой:

— Для начала нужно разо­браться, почему женщина вы­брала такие отношения. Поче­му она терпит и не уходит? На то может быть несколько при­чин (или одна из них):

  • В детстве женщина под­вергалась физическому/пси­хологическому насилию со стороны родителей, либо отец применял насилие по отноше­нию к матери. Таким образом, можно говорить о выученном поведении.
  • Самоуважение в роди­тельской семье подорвано, те­плое и заботливое отношение со стороны мужчины не при­нимается (становится скучно, неинтересно). А доминирую­щие, властные, холодные, от­вергающие мужчины, напро­тив, притягивают. Женщина пытается получить признание от отвергающего партнера (к тому же, острота эмоций в таких отношениях зашкали­вает).
  • Материальная зависи­мость от партнера.
  • Большое количество стра­хов: женщина боится, что если она уйдет, то мужчина причи­нит вред её близким; страх осуждения окружающих; страх одиночества; страх фи­зической расправы и другие.

Очень часто партнер-ти­ран разрывает большинство социальных связей женщины (не позволяет общаться с род­ственниками, друзьями), со­храняется «семейный секрет».

Таким образом, женщина с подорванным чувством само­уважения, к тому же находя­щаяся в постоянном страхе и ожидании очередного дня Х, просто не имеет достаточное количество ресурсов для того, чтобы уйти. А если и решится, то её уход будет временным.

Главное – повысить самооценку

— Здесь речь идет о дра­матическом треугольнике Карпмана, — продолжает На­талья Костюченкова. — В этом треугольнике наблюдаются три роли: жертва, избавитель и преследователь. Жертва (женщина) страдает от Пре­следователя (мужа-тирана) и ищет, на кого бы возложить решение своих проблем. Под рукой оказывается Спаса­тель (например, подруга, в конкретном случае — отец). Он пытается спасти Жертву, но поскольку истинная цель Жертвы — ничего не решать, а переложить ответствен­ность, то проблемы не реша­ются.

У каждого участника есть своя любимая роль, в кото­рой он находится большую часть времени. Большинство женщин, испытывающих на себе жестокое обращение со стороны партнера, являются участницами треугольника Карпмана. Если в отношени­ях прослеживаются вышепе­речисленные роли и вас не устраивает ваше незавидное положение, необходимо на­чать действовать!

Проведите самоанализ, ответьте себе на вопросы:

  • Зачем мне такой пар­тнер?
  • Какие положительные/отрицательные стороны есть в этих отношениях? Чем они выгодны для меня?
  • Что будет, если эти отно­шения завершить?
  • Научитесь помогать себе сами, не перекладывайте ответственность за вашу не­счастную жизнь на другого (Спасателя).
  • Нужно принять ответ­ственность за свою жизнь на себя. Конечно, жалеть себя очень выгодно! Ведь вы же пострадавший! Но это заву­алированная форма безот­ветственности, нежелание принимать решения самосто­ятельно.
  • Восстанавливайте чув­ства собственного достоин­ства. Повышение самооцен­ки — первостепенная задача. Начните развивать себя, это может быть что угодно: по­лучение профессионального образования, любимая работа с перспективой профессио­нального роста, давно забытое хобби, занятия спортом и др.
  • Меняйте свои отноше­ния с тираном. Постарайтесь реагировать на провокации спокойствием и равнодуши­ем. Не оправдывайтесь и не защищайтесь в ответ на агрес­сивные нападки обидчика, это его только подстегивает.
  • Обращайтесь за помо­щью к специалистам. Если все ваши попытки изменить ситуацию потерпели неудачу, а ваш партнер с каждым днем проявляет все больше жесто­кости, но вы все еще боитесь уйти, обратитесь к професси­ональной помощи психоте­рапевта (психолога).

Имена героев публикации изменены.

P.S. Мы попытались, как могли, помочь выбрать шаги для выхода из невыносимой ситуации для женщины, которая свыклась с ролью жертвы и не может от неё избавиться. Однако в таких жизненных обстоятельствах надо всегда помнить, что никто, кроме самой жертвы насилия, не сможет изменить ситуацию. От таких болезненных отношений надо избавляться как можно скорее и действовать при этом решительно. Даже если Ольга напишет заявление в полицию, не факт, что оно дойдет до суда, а если и дойдет, то далеко не факт, что её буйного сожителя изолируют от общества. Как сказал Денис Сизов, в тюрьму сейчас сесть очень сложно: обвиняемые по тяжким статьям ходят на свободе с условным сроком. Если женщина останется в этих отношениях, дебошир так и продолжит махать кулаками и ножами, пока не случится непоправимое.

Ангелина Богданова