Молодая и светлая школа
11 января 1967 года открылась школа №4. С тех пор прошло 50 лет, а мне кажется, что это было совсем недавно.
Как сейчас, перед глазами Иван Васильевич Звягин, первый директор школы. Всегда с улыбкой встречал он нас и первым здоровался при встрече. Обаятельный и энергичный человек, энтузиаст, он горел на работе; хотел, чтобы учащиеся не только получали знания, но и развивались духовно и физически. В рекреациях были поставлены теннисные столы; в перемену и после уроков ребята играли в шахматы. Четко следил он за физическим воспитанием школьников. Ивана Васильевича привлекало всё новое, интересное, и, проработав полгода, он уехал в Пермскую область.
Наши завучи: Надежда Петровна Петрова и Зоя Львовна Рябова — всю заботу о школе взяли на себя. Они были строгими, и мы, молодые учителя, старались выполнять их требования. Завучи осуществляли четкий контроль за уроками и дисциплиной, обращали особое внимание на организацию помощи неуспевающим учащимся. Важно было, чтобы каждый поверил в свои силы. Надежда Петровна всегда говорила: «Если за четверть выходит сомнительная оценка, ставьте в пользу ученика».
С приходом Константина Никитича Новикова школа снова оживилась. Тонкий психолог, он «видел насквозь» и учителей, и учеников, каждого считал личностью и с уважением относился ко всем. Вот он-то и начал оттачивать наше мастерство: советовал как можно больше работать над собой, не тратить время попусту, четко проводить уроки, с уважением относиться к ученику. Строго следил за тем, чтобы урок начинался и заканчивался со звонком. На уроке никаких нотаций, только – знания. И мы старались. Сам он очень четко проводил педсоветы, которые длились не более полутора часов. Константин Никитич был для нас образцом руководителя!
Но годы идут. Открывается школа №7, Зоя Львовна уходит туда завучем. И вдруг весной Константин Никитич приглашает меня в кабинет и объявляет, что со следующего учебного года я буду завучем школы. Это было для меня полной неожиданностью. И, как ни отказывалась, называя разные причины, — не помогло. И стала я завучем, а через какое-то время и директором школы. Как могла, старалась сохранить традиции К.Н.Новикова. Находясь в новой должности, я увидела, как работает коллектив школы. И сегодня хочу сказать добрые слова о первых учителях.
Вот Сергей Петрович и Любовь Алексеевна Зеленины. Настоящие энтузиасты, они вели очень интересную туристическую работу. Почти каждый выходной, а также в каникулы отправлялись с ребятами в походы по родному краю. И юные путешественники очень любили и уважали своих наставников.
Валерий Григорьевич Высотин — учитель многогранный: он и художник, и мастер по дереву, и отличный спортсмен. Наши учащиеся всегда были первыми в соревнованиях по баскетболу, успешно выступали и в других видах спорта. Очень деловой и отзывчивый, Валерий Григорьевич откликался на любую мою просьбу и выполнял ее хорошо. А Зинаида Алексеевна Высотина была хорошим учителем биологии. А, кроме того, она требовательно относилась к своей внешности. Всегда подтянутая, аккуратная, женственная, Зинаида Алексеевна была образцом для нас и для школьниц.
А вот Нина Андреевна Ченцова — маленькая, но очень строгая учительница начальных классов. Она давала такие прочные знания, что в среднем звене ребятам учиться было легко. И через много лет говорят ей «спасибо» повзрослевшие ее ученики.
А наши учителя-математики! Как-то мало говорили мы о Марии Александровне Олешко. А это прекрасный учитель. С какой любовью она работала, с какой теплотой относилась к ученикам, какие глубокие давала знания! И пользовалась ответной любовью своих воспитанников.
Конечно, ребята навсегда запомнят лаконичные, четкие уроки Риммы Михайловны Сабаниной. Требовательная к себе, она так же требовательно относилась к учащимся и добивалась от них полной отдачи. Ребята учились с большим интересом. Кабинет Риммы Михайловны всегда был в полном порядке. А на уроке – идеальная тишина.
Хорошо работали и наши «иностранцы». Английский язык преподавала Евгения Георгиевна Ставицкая, скромная и очень старательная учительница, умеющая найти контакт с классом. А немецкому языку учила Майя Андреевна Кунева. Окончившая один из московских вузов, она в совершенстве знала свой предмет и умела донести его до учащихся. Ее выпускники поражали и знанием немецкого языка, и отличным произношением.
Маргарита Филипповна Шаповал. Пусть она не с самого первого года работала в нашей школе и сейчас живет в другом городе, но эта учительница оставила добрый след. Одна из первых Маргарита Филипповна сделала кабинет географии образцовым, вела интересную работу по краеведению. Требовательно относилась к ученикам, а как классный руководитель была прекрасным воспитателем. И если в школу был принят трудный ученик, я его «дарила» Маргарите Филипповне, и та обязательно добивалась успеха.
В настоящее время краеведением, а вернее — школьным музеем занимается Нина Григорьевна Смирнова. В прошлом она учитель химии. Привыкшая работать добросовестно и ответственно, Нина Григорьевна и в музее ведет большую и интересную работу.
Я говорю об учителях старшего поколения. Но хочется сказать о нашей бывшей ученице, а ныне учителе биологии, которая тоже уже достигла пенсионного возраста. Это Лариса Анатольевна Щинова. Обаятельная, улыбчивая, любящая свое дело, она пользуется большим авторитетом и у педагогов, и у учащихся, и у родителей. Вот один эпизод из практики. Вечер. Уже шесть часов. Школа почти пустая. Иду по коридору и вижу, что кабинет биологии открыт. Захожу.
— Лариса Анатольевна, пора идти домой.
А она пишет что-то на доске.
— Вот готовлю доску к завтрашнему уроку.
Смотрю: доска вся исписана, кабинет биологии весь в зелени, чистый, убранный.
Творчески, с любовью к детям и профессии работал весь коллектив школы. Работал добросовестно и вдохновенно. У нас не было ни ссор и сплетен, ни пустых и «бабьих» разговоров. Мы всегда помнили Константина Никитича, который учил нас совершенствовать методику преподавания, уважать учащихся, работать на результат! Его традиции и сейчас живут в школе, которой по нашей инициативе в 1997 году было присвоено имя Новикова.
Я проработала завучем, директором школы более 20 лет. Но больше всего мне хотелось быть только учителем русского языка. Я очень горжусь нашей выпускницей Верой Борисовной Трубиной. Она стала профессором. Жила в Китае, преподавала там русский язык, а наших учила китайскому. Приезжая в Качканар, Вера приходит ко мне с большим букетом роз и так много рассказывает интересного – заслушаешься! Не без гордости говорю и о том, что профессорами стали восемь выпускников нашей школы.
А еще хочу сказать, что быть директором — это большая моральная ответственность. В 80-е и 90-е годы работать было сложно. Материальной поддержки — никакой. Мы, директора, не держали в руках ни рубля бюджетных или каких-то других денег. Все сборы, подарки были строго запрещены. Ни с ребят, ни с родителей мы не просили денег ни на ремонт классов, ни на что другое. Это могут подтвердить мои коллеги – директора тех лет: Людмила Алексеевна Крупина, Нина Ивановна Мелехина, Елизавета Ивановна Горошникова. Краска на ремонт школ распределялась городским отделом образования и, как правило, была только темных цветов: темно-коричневая, темно-синяя, темно-зеленая. В какой-то степени помогали шефы — и как-то, где-то удавалось краску обменять. Ведь школа должна быть светлой!
Вот сейчас, бывая в школах, вижу, как они обновились: посветлели, облагородились. И наша школа имени К.Н.Новикова стала современной, помолодевшей, светлой! На смену нам пришли молодые учителя, новые руководители, творческие, инициативные люди.
Родная школа, я поздравляю тебя с золотым юбилеем! Желаю тебе светлого пути в новые десятилетия!
Валентина Никулина,
бывший директор школы