Eсть опасения, что улица Свердлова уйдет под снег неотремонтированной
ООО «Уралдорстрой» на мели. Рабочим задерживают заработную плату. Однако исполнительный директор ООО «Уралдорстрой» говорит, что потерял много времени и терпит большие убытки из-за отвратительно выполненного проекта по ремонту.
Качканарцы, похоже, до первого снега будут ждать открытия отремонтированных дорог. На сегодня прошли уже все сроки выполнения контракта по ремонту улиц Гикалова и Свердлова. И если на улице Гикалова есть хотя бы асфальт и водители ездят по ней на свой страх и риск, то на Свердлова разверзся ад: рабочие начали расширять проезжую часть за счет газона, и уже две недели роют огромные ямы. Не хватает и асфальта на одной из полос. И когда будет завершен ремонт – неизвестно. По слухам, фирма «Уралдорстрой» на мели. Именно поэтому на Гикалова не установлены еще знаки дорожного движения. Их ждут уже месяц. И именно из-за этого официальное открытие Гикалова все еще не может состояться.
Какая боль, какая боль. Денег на дороги — ноль
Как рассказали нам в администрации, подрядчику уже выплачено около 15 миллионов рублей из суммы контракта в 50 миллионов. Собственно на эти 30 процентов и выполнен объем работ по капитальному ремонту качканарских дорог.
Но у подрядчика не хватает оборотных средств даже на дорожные знаки, а ведь на их установку требуется всего 150 тысяч. Нет у подрядчика и денег на заработную плату рабочим. В качканарский суд подали заявления более десятка работников «Уралдорстрой». Суммы задолженности на каждого работника колеблются до 200 тысяч рублей. Причем работодатель должен им денег еще с прошлого года. Возможно, именно поэтому сегодня на дороге копошатся всего двое рабочих.
Как рассказал замглавы администрации Владимир Зюзь, ближайшая перспектива сдачи дорог – октябрь. В связи с погодными условиями и прихрамыванием подрядчика в сентябре дорогу точно не сделают.
У подрядчика нет оборотных средств. Он даже не может знаки поставить, хотя на них надо всего порядка 150-200 тысяч, а без знаков дорогу открывать нельзя. Разговариваем с его сотрудниками — все пожимают плечами.
Если больших дождей не будет, то завершится ремонт не раньше середины октября, но если сильно упереться. Сегодня выполнено всего 30 процентов общего объема работ. Самая сложная работа – четвертая полоса, а у подрядчика всего два человека, экскаватор и «КамАЗ». Это наша боль – и главы, и моя.
Мы разговаривали с мастером, он говорит: «Да я сейчас брошу работу, мне работодатель должен 200 тысяч зарплаты. Он платит по 10 тысяч, а остальное на карточку, а с карточки ничего не дает».
Не расплатится подрядчик и с проектантами. А 15 миллионов мы уже ему отдали из 50. В общем, начали за здравие, а закончим, как обычно, — подытожил зам главы Владимир Зюзь.
— Качканарцы опять будут говорить, что мэр виноват. Но подрядчика выбирает не мэр. На проведение ремонта дорог проводится конкурс. Если бы можно было выбрать другого подрядчика, то мы бы выбрали, возможно, того, у которого есть и оборотные средства, и техника. Но мы имеем то, что имеем. Рычаги давления у мэра на подрядчика, конечно, есть.
Первый: УГХ, по указке мэра, может начать выписывать претензии и штрафы за невыполнение контракта. Но погодные условия у нас все лето были неблагоприятные, а по договору, если есть форс-мажор (а климат он и есть форс-мажор), можно предоставить справку из Гидрометцентра, что у нас из 90 дней контракта было 50 дней дождей. А значит, были объективные причины, по которым условия контракта не выполнены. Договор с подрядчиком продлят на определенный срок, и будут продлять пока возможно. Когда выйдут все возможные сроки, начнутся штрафные санкции.
Есть второй вариант: идти в суд и сразу разорвать с подрядчиком контракт. Расторгли, а что дальше? Деньги область забрала, и мы остались без дороги, а кто будет ее доделывать? Ведь ездить надо сейчас. На следующий год бюджет минимальный. А сколько будет аварий. Ведь у нас денег нет на щебень, даже засыпать ямы.
Сейчас до законных сроков пойдут на продление контракта, а потом хочешь, не хочешь, начнутся судебные тяжбы.
Закон вынуждает нас штрафовать подрядчика, а с другой стороны прикрывает его. «Уралдорстрой» вполне может сейчас банкротом себя объявить и все. А то, что город будет страдать и мэр будет виноват, никого не волнует.
Май мы прошляпили, и июнь прошел бездарно. Сказались проблемы с материалами и нехватка людей. Больше восьми человек у них никогда не работало, и то только когда асфальт клали. Собирали отовсюду людей.
Начальник Управления городского хозяйства Эдуард Маслов:
— Меня проблемы «Уралдорстроя» не волнуют, нам нужна дорога. Мы можем только выставить им штраф за просрок, но эти копейки не принесут нам ни материального, ни морального удовлетворения.
Потихоньку ковыряют там что-то. А проблемы у них и с ресурсами, и с людьми. Выполнили работу за три месяца только на 30 процентов. При большом желании, если упрутся, они смогут закончить работы за две недели. Но в этом случае надо вложиться и людьми, и техникой. Мы оплачиваем только выполненные работы, а они должны работать на свои средства, но средств у подрядчика, по-видимому, нет.
Дорожные знаки на Гикалова не могут даже поставить, хотя это входит в обязанность подрядчика, поэтому мы и Гикалова до сих пор не можем открыть. Нам обещают поставить знаки «вот-вот». Но это «вот-вот» длится уже месяц. Генерального директора Владимира Анищенко мы видели единственный раз!
Нас унижали и оскорбляли, но мы долго терпели!
Исполнительный директор ООО «Уралдорстрой» Елена Седова рассказала откровенно, почему они не успели закончить работы в срок.
— Да, мы не успели выполнить работы. Но я не понимаю, почему ваша администрация и ваши руководители не рассказывают вам всю правду. Вашему мэру не понравится то, что я расскажу. Нас унижали и оскорбляли, но мы долго терпели!
Мы не скрываем, что у нас очень мало людей. Есть проблемы и по поставкам. Но основное, из-за чего мы потратили очень много времени впустую – это отвратительно выполненный проект.
Ваша администрация, наверное, не хочет рассказывать, что проектная организация выполнила проект не совсем компетентно. Они не хотят выносить это на обсуждение, а отвечаем за все мы.
У нас ушло много времени на исправление документации. Изначально были неверно выполнены геологические изыскания, нам пришлось менять проектное решение, пришлось ввести и авторский надзор. Была еще и дополнительная ценовая экспертиза. Это заняло порядка месяца. А учитывая и нашу «великолепную» погоду, мы не уложились в срок.
На улице Гикалова нам не хватает не только дорожных знаков, там нет и искусственных неровностей, есть еще и вопрос по устройству пандусов с проектной организацией. То, что ими предложено, просто неверно выполнено! Проект вообще отвратительный. Как вам объяснить? Вот узел есть, чертеж есть, смета есть, но проект выполнен неправильно!
То же и с тротуарами. С одной стороны Гикалова по проекту технический тротуар для обслуживания дороги в зимнее время, а с другой — для пешеходов. И на тротуар для пешеходов нам не хватило материала. Его пришлось перекинуть на проезжую часть. А все потому, что в проекте на проезжей части не было указано бетонное основание.
Я не могу вам ответить на вопрос, почему заказчик не мог открыть проект и посмотреть, что в нем! Почему местные жители не знали, что на улице Гикалова под асфальтом уложено бетонное основание? По проекту у меня бетона нет. А когда мы сняли асфальт – появился бетон! А на бетон нельзя просто так укладывать щебень. И нам пришлось часть материала с тротуара брать на дорогу. В итоге теперь мы за свой счет вынуждены выкладывать тротуар.
И на Свердлова, тоже проблемы с проектом. Мы расширяем проезжую часть, убираем газон, а под ним проходят коммуникации: теплосети, сети связи и колодцы. И проходят они снова не в том месте и не на том уровне, как это указано в проекте. И мы не знаем, как нам работать, чтобы не повредить сети.
К тому же на Свердлова нам пришлось заново проходить экспертизу, поскольку сети требуют усиления: если раньше на них росла трава, то сейчас будут ездить машины.
Да еще учитывайте, как выросли цены! Например, в смете заложено 23 тысячи на разметку, а реально мы заплатили за нее 63 тысячи. Это цена краски, цена работы и наш объем. Никто не хочет гнать технику на такое расстояние ради такого маленького объема.
Исходя из всего этого реальные сроки завершения работ – 15 октября. По прогнозу сентябрь будет сухой и теплый, так что мы вполне успеем все закончить. На 2-3 сентября будут установлены дорожные знаки, заказали лежачих полицейских, к 6 сентября мы выполним все необходимые работы на Гикалова, и примерно к 6 сентября ее откроем.
Елена Седова была очень эмоциональна. Как подчеркнула исполнительный директор «Уралдорстроя», заказчик — Управление городского хозяйства — им всячески помогает:
— Я не могу винить в сложившейся ситуации заказчика, но как получилось, так получилось. В связи с некорректным проектом весь негатив упал почему-то на нас и вашего мэра.
P.S. Наверное, каждый задается вопросом, почему всегда с ремонтом или строительством дорог есть проблемы. Почему строители загорают все лето, потом кладут асфальт под дождем, и всегда заканчивают работу почти под снегом?
Ответить на эти вопросы не так-то просто, но мы постараемся, учитывая наши местные обстоятельства.
Во–первых, система госконтрактов придуманная для борьбы с коррупцией, в некоторых случаях оказывается совсем не полезной, и иногда даже мешает эффективно выполнять их.
Во-вторых, любой процесс строительства разделен на два этапа: разработка проектной документации и само строительство. В итоге проектировщик стремится уложиться в сумму бюджетного финансирования и быстрее пройти госэкспертизу. И проектировщик не несет ответственности, если строительство окажется сложнее и дороже, чем запланировано.
Документация, которую получил «Уралдорстрой», содержит неточности и ошибки. И уже по ходу работ выяснилось, что многие работы не заложены в смету – как, например, бетонное основание на Гикалова или не там уложенные кабели на Свердлова. И менять проект и заново проходить экспертизы пришлось подрядчику за свой счет.
Да и сметы, как выяснилось, не отражают рыночную ситуацию. Стоимость работ и материалов в реальности выше на 50-80 процентов. А некоторые работы выросли в цене аж на 300 процентов!
Могу предположить, что кризис обострил и проблему авансирования. Чтобы не сорвать сроки, подрядчик мог бы взять кредит. Но издержки ему никто не компенсирует, в лучшем случае неофициально. Вот так и живем…