Разобщающие скрепы

В Екатеринбурге нынче не­спокойно. Город разделился на тех, кто за сквер, и на тех, кто за храм. Как пошутил в своей передаче Иван Ургант: на верующих и скверующих. Народ замер в ожидании результатов опроса, который должны провести власти после волнений, продол­жавшихся в сквере у театра Драмы всю прошлую неделю.

Для тех, кто не в теме, поясню. Еще при Чернец­ком Екатеринбургу был дарован к 275-летию пре­красный сквер, который расположился от театра Драмы вдоль набережной. Это очень красивое место, такой зеленый осторовок среди урбанистического пейзажа, глоток приро­ды для жителей каменных джунглей. Здесь любят со­бираться горожане, что­бы просто погулять, пооб­щаться, здесь проходили музыкальные фестивали, молодежь каталась на скей­тах, пела песни и танцевала сальсу.

Когда я приезжаю в Ека­теринбург, частенько бываю в этом сквере. Это какое-то магическое место, идешь там – и душа поет, особенно вес­ной, когда аромат цветущих яблонь и их нарядное убран­ство приветствуют посетите­лей сквера. Красота, тишина, покой и природа. Что еще нужно человеку, уставшему от городской суеты?

Так вот скоро всего этого горожане рискуют лишить­ся. По задумке РПЦ на ме­сте сквера должен появить­ся внушительных размеров собор Святой Екатерины. Спонсорами проекта высту­пают местные толстосумы: глава «Русской медной ком­пании» Игорь Алтушкин и директор УГМК Андрей Козицын. Строительство собора Святой Екатерины преподносится как подарок городу на 300-летие.

Споры о месте постройки храма продолжаются в Ека­теринбурге уже 10 лет. Сна­чала храм хотели строить на площади Труда на улице Ленина. Однако горожане не одобрили это место, следу­ющий вариант был – стро­ить прямо на воде, напротив Плотинки. И этот вариант не вызвал одобрения жителей. Сквер возле театра Драмы – третий вариант. Заметьте, все места расположены ис­ключительно в самом цен­тре города, где и без допол­нительного храма довольно плотная инфраструктура. А уж о количестве храмов и говорить не приходится, их в Екатеринбурге невероятное множество.

Так вот, в прошлом году путем нехитрых манипу­ляций олигархи при содей­ствии власти всё-таки про­давили место застройки на месте сквера, землю разме­жевали, необходимые доку­менты оформлены – только строй. На стадии оформле­ния бумаг горожане актив­ного сопротивления не де­монстрировали, да и могли ли? Все процедуры были со­вершены без привлечения широкой общественности. Так же, как и в Качканаре продаются муниципальные земли, и нас никто не спра­шивает, кто и что там будет строить. Местные активисты попытались воспротивить­ся идее построить на месте сквера храм, и несколько сотен горожан выходили на мирные акции — обнимать сквер. Но когда 13 мая сквер стали огораживать забором, жителям стало не до обни­машек. Именно с этого дня началось серьезное сопро­тивление защитников скве­ра застройщикам.

Лично мне эта история показалась очень важной, и я каждый вечер смотрела он-лайн трансляцию на сай­те Е1, видела, что там про­исходит, какие в протесте участвуют люди, что говорят и какие лозунги скандируют.

13 мая на борьбу с про­тестующими был прислан десант крепких мужчин, бой­цов академии единоборств «Русской медной компании», которые должны были объяс­нить людям, кто в доме хозя­ин. Без стычек не обошлось, бойцы встали на защиту за­бора и применяли к протесту­ющим силу и слезоточивый газ. Забор был решетчатый металлический, протестую­щие могли легко его поднять.

На следующий день на борьбу с защитниками скве­ра власти мобилизовали по­лицейских, Росгвардию и ОМОН. Однако людей это не испугало, и 14 мая забор ча­стично был разобран и ока­зался в реке Исеть.

15 мая забор стали ме­нять на капитальный, что вызвало еще более ожесто­ченное сопротивление за­щитников сквера. В тот день было задержано 70 человек. Всего за прошлую неделю у сквера полицейские за­держали более ста человек, более 20 получили по не­сколько суток ареста. Люди, несмотря ни на что, продол­жали приходить в сквер, что­бы отстоять его. Привычное время сбора – 19 часов, са­мые стойкие «скверующие» расходились около 3 часов ночи. Каждый день, по оцен­кам журналистов, в акции участвовало от 2 до 5 тысяч человек. Причем, защитники сквера были в основном на­строены на мирный протест: одни просто гуляли, другие танцевали, третьи пели пес­ни, четвертые играли в мяч.

В Екатеринбурге в те дни стражи порядка были под­креплены подразделениями из других городов. В частно­сти, из Челябинска и Тагила.

Кто был у театра Драмы в те дни? Как отреагировал на события в Екатеринбур­ге Владимир Путин: «Они что, безбожники?» Нет, они не безбожники, а обычные люди: студенты, родители с детьми, люди старшего по­коления. Просто именно в этом месте им нужен сквер, а не храм. Всё очень просто – и это их право, это была об­щественная территория, их территория, облюбованная ими. А теперь её у людей от­няли, по большому счету, не спросив их мнения.

Неизвестно, чем бы раз­решилась ситуация, нака­ленная до предела, если бы в четверг, 16 мая, к народу в сквер не пришел мэр города Александр Высокинский. К тому же накануне местной власти был посыл от пре­зидента: провести опрос. И власти постарались успо­коить людей и пообещали провести опрос, встретить­ся с инициативной группой, чтобы выстроить диалог. А губернатор Куйвашев го­тов уже поменять место за­стройки и предлагает четы­ре варианта, где можно было бы возвести храм. Вот только в правдивость результатов опроса защитники сквера не верят и требуют провести референдум – более про­зрачную процедуру.

Ближе к выходным в скве­ре активизировались сто­ронники храма, они провели православный флэшмоб, а на следующий день молебен. Как следует из репортажей на эту тему, сторонники хра­ма приезжали к Драмтеатру организованно, на специ­альных автобусах.

Таким образом, строитель­ство собора на месте сквера стало причиной раздора меж­ду жителями Екатеринбурга. А новость о противостоянии у Драмтеатра стала главной в новостных лентах многих фе­деральных и даже некоторых зарубежных СМИ.

По примеру екатерин­буржцев отстаивать свои парки и зеленые зоны вышли жители других городов, где власти разрешили строить церкви: Нижний Новгород, Ульяновск, Челябинск, Под­московье. Мэр Красноярска, например, запретил строить Богородице-Рождественский собор на месте сквера.

Мне не дает покоя вопрос: для чего обычным жителям такое количество церквей? Для чего они епархии – это понятно. Но для людей не лучше ли построить школу, поликлинику, детский сад, планетарий в конце концов. Неужели в стране дефицит церквей и прихожане часами стоят в очереди, чтобы помо­литься и поставить свечку? Нет. А вот в школах и детсадах мест не хватает, и очереди к врачу отнимают последнее здоровье. Такими темпами скоро лечиться и учиться бу­дем ходить в храмы.

Пока сложно предугадать, чем закончится история со сквером в Екатеринбурге. Хотелось бы, чтобы победил здравый смысл.


После народных волнений 20 мая митрополит Кирилл обратился к застройщикам с просьбой убрать забор вокруг сквера. 21 мая начались работы по его демонтажу.