«Я знаю, что я лишний, и я не тот, кто нужен»

Тело девочки без при­знаков жизни обнаружила мама вечером 29 ноября, вернувшись домой с роди­тельского собрания. На ме­сто были вызваны полиция и следственные органы.

Местные следственные органы пока не коммен­тируют данное дело. В Следственном комитете Свердловской области сообщили, что возбуждено уголовное дело по призна­кам преступления, пред­усмотренного ст.110 УК РФ (доведение до самоубий­ства).


— В рамках возбуждённого уголовного дела следователем и полицейскими выясняются условия, в которых воспиты­валась девушка, допрашива­ются родственники и знако­мые погибшей, тело умершей направлено для проведения судебной медицинской экспер­тизы в целях установления точной причины смерти. Ис­требуется характеризующий материал в отношении как самой несовершеннолетней, так и в отношении ее род­ственников, выясняются мо­тивы, которые побудили де­вушку к столь необдуманному и крайне неверному поступку,
— рассказали в следствен­ном комитете.

Сообщается, что в лич­ных вещах девочки была обнаружена запись о планах расстаться с жизнью. Ком­пьютер школьницы и другие представляющие интерес для следствия веществен­ные доказательства в данное время исследуются.

Как стало известно редак­ции, недавно девочка верну­лась из дальней поездки на олимпиаду. На своей стра­ничке в социальной сети вконтакте она с большим впечатлением рассказала об этом, правда, по непонят­ным причинам школьни­ца писала о себе в мужском роде. В рубрике «О себе» девочка указывала «Раздво­ение личности» и с конца лета регулярно выкладывала пессимистичные материа­лы: «я лишний», «я никогда не был счастливым», «аутист — это я»… Знакомые школь­ницы поступком девочки были сильно удивлены. По их воспоминаниям, она не была настолько замкнутой, в свое время посещала дет­ский клуб, художественную школу, увлекалась рисовани­ем, анимэ было ее хобби. Что побудило девятиклассни­цу на такой поступок — для многих остается загадкой.

Между тем, комиссия по делам несовершеннолетних в настоящее время ждет ре­зультатов расследования и выводов. От комментариев специалисты отказывают­ся, стараясь не афиширо­вать данную тему. К слову, в школах после этого случая прошли родительские собра­ния, на которых также ста­рались не затрагивать тему суицида среди подростков. Замалчивание, кажется, про­исходит намеренно, чего, на взгляд редакции, не должно быть.

Важно, чтобы каждый родитель пересмотрел вза­имоотношения с детьми, чтобы подобных случаев было как можно меньше. Не исключено, что в данном случае смерть произошла от кибер-преступлений. А именно: в социальных сетях есть группы, где неизвест­ные вовлекают детей в су­ицидальные игры. Недавно произошел арест одного из основателей этой игры, но, увы, у этого направления много последователей.

Психологи подмечают, что на возраст 13-16 лет при­ходится пик подростковых самоубийств — это самый тяжелый возраст. Как пра­вило, попытки суицида не совершают дети младше 11 лет. Но обольщаться не сто­ит, не стоит и считать, что у маленьких деток не бывает тяжелого психического со­стояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внима­тельные мама и папа могут заметить повод для трево­ги. Многие детские психо­логи склоняются к мысли, что желание смерти — это достаточно распространен­ная реакция подростковой психики на возникновение стрессовой ситуации.

Родители, в жизни кото­рых произошло такое несча­стье, как смерть детей от ки­бер-преступлений, создают в Интернете группы с реко­мендациями и советами.

Мы публикуем часть этих советов (информация взята из группы https://vk.com/ spasti_detei). Какие шаги необходимо предпринять, чтобы не потерять ребен­ка? И что делать, если есть признаки воздействия?

Признаки, на которые родителям важно обратить внимание:

  • В сохраненных картинках ребенка появляются изобра­жения из групп, отрицающих моральные ценности. К при­меру, пропагандирующие все­дозволенность, критикующие семью и школу, пропаганди­рующие курение, наркотики, нетрадиционные половые взаимоотношения, отрицаю­щие религию.
  • В своих изображениях, публикуемых на страницах соц сетей, дети могут разме­щать фотографии самоуни­жения, оскорбления себя в разных, порой даже жестоких, формах, вплоть до нанесения себе травм, порезов.
  • Символичными являют­ся сохранение фотографий китов, медуз, бабочек, едино­рогов (что тоже символично: смерть едет на единороге в ад), съемки с высоты, крыш и чердаков.
  • Размещение и публикация стихотворений определенных поэтов, афоризмов писателей книг мистической направлен­ности и пропагандирующих суицид и эвтаназию.
  • Следует обратить внима­ние на круг друзей и подпис­чиков, изучить оставленные ребенком комментарии в различных группах.

Постоянно анализируйте страницы детей в социаль­ных сетях, их личных стра­ницах. Первое, на что стоит обратить внимание, — псев­доним ребенка, аватар (глав­ная фотография), открытость (закрытость) профиля, груп­пы (сообщества), видеозапи­си, фотографии и «друзья». В случае, если профиль закрыт для просмотра, попытайтесь выяснить причину, а также предложить показать его со­держимое. Помните, что из­лишняя анонимность в сети Интернет имеет определен­ные веские причины.

Детей вовлекают в обще­ние в непринужденных, за­частую в игровых формах, устанавливая круг интере­сов, контактов, получая дан­ные из личной жизни через беседу, вовлечения в разные игровые сообщества, вирту­альные клубы по интересам в зависимости от наклонно­стей детей.

Из открытого профиля ребенка в соцсети злоумыш­ленники получают мак­симальную информацию, которая потом ими исполь­зуется. Ребёнок может стать как жертвой, так и быть вовлеченным в преступные действия.

Самым страшным и не­обратимым процессом воз­действия на детей стало массовое вовлечение их в суицидальные группы, в которых романтизируется смерть, популяризируется уход из жизни. Воздейство­вать на ребенка могут не только путем прямого кон­такта в переписке в социаль­ных сетях, но и через пред­ложения просмотра видео, обсуждения сериалов, в по­мощи решения домашнего задания. Также могут пред­лагаться определенные он­лайн-книги, рекомендации по прочтению литературы и прослушивание музыки.