Шламовые отвалы наступают

Администрация Качканара разрешила расширить площадь шламовых отвалов. Валериановск замер в ожидании экологической катастрофы. 

Шламохранилище будет расширено

24 апреля администрация города дала разрешение Ев­разу расширить существую­щее шламохранилище в по­сёлке Валериановске еще на 992,877 кв.м.

По нормативам (СНИПам и ГОСТам), отвалы не долж­ны быть расположены ближе 300 метров от населенных пунктов. Мы решили съез­дить в посёлок Валериановск и убедиться, действительно ли всё соответствует СНИ­Пам и ГОСТам.

Когда мы въехали в по­сёлок, начался ветер. И мы как раз смогли запечатлеть тот момент, когда шламо­вый песок облаком идёт на посёлок. Затем мы решили проверить: действительно ли от посёлка до отвалов 300 метров? Подъехали до бли­жайших к отвалам домам и увидели проступающие через лес шламовые горы. Подойти к ним не состави­ло труда. Даже на вскидку трёхсот метров там не было.

С лёгкой руки админи­страции горы шлама подсту­пят к посёлку еще ближе — до горы Луковой и далее. А что делать: ГОК работает, руду выдает, отходы складирует.

Шламы обратно в карьеры?

Вот что писала газе­та «Вечерние ведомо­сти» несколько лет назад: «В результате переработ­ки горной породы обра­зуются промышленные отходы — шлам. Его скла­дируют на специальные по­лигоны-шламохранилища.

Переработанную шламо­вую массу после полной вы­работки месторождений пла­нируется складывать обратно в карьеры. А пока карьеры работают, вокруг Качканара и Валериановска растут шла­мовые горы, которые подби­раются и к Лесному».

Какими темпами растут шламохранилища?

В год добывается поряд­ка 50 тысяч тонн породы, так что сами можете посчи­тать, какими темпами ра­стут шламохранилища.

Так было и будет, пока существует ГОК. Техноло­гий по переработке этих отходов нет. Конечно, про­водятся различные меро­приятия по снижению эко­логической нагрузки, но даже в Качканаре, который расположен выше этих от­валов и построен по розе ветров для снижения воз­можности попадания за­грязняющих веществ, при сильном ветре чувствуется пыль. Что уж говорить про Валериановск, который на­ходится прямо у подножия шламовых гор.

Сколько выходов из ситуации?

Между тем, отходов нако­пилось столько, что их уже негде складировать. Пока озвучивалось три возмож­ных сценария развития со­бытий: устроить промыш­ленную свалку в соседнем городе Лесной, полностью переселить жителей Вале­риановска и здесь развивать очередное шламохранилище или продолжать наращивать качканарскую кучу. Выбран третий вариант.

Евраз уверяет, что шламы не опасны

В свою очередь в Евра­зе неоднократно заявляли, что с экологией у них всё нормально. В официальных ответах представители Ев­раза пишут, что их отходы не опасны для жителей и экологии: «Согласно госу­дарственному санитарно- эпидемиологическому за­ключению от 12 апреля 2010, отходы обогащения качка­нарского ГОКа «соответству­ют санитарным правилам», то есть они не опасны и не токсичны».


СПРАВКА. По информации Все­мирной Организации Здравоохранения, со­гласно которой – пы­левое атмосферное загрязнение приводит к серьезным изме­нениям в организме, ведущим к многократ­ному увеличению ве­роятности раковых заболеваний. Кроме того, при попадании канцерогенных ве­ществ, содержащихся в отходах, в воду про­исходит образование щелочи, которая даже при слабой концен­трации вызывает се­рьезные химические ожоги.


Зачем расселять? Лучше сократить санитарную зону

Как недавно отчитыва­лась в администрации руко­водитель территориального отдела Роспотребнадзора Ольга Попова, количество жителей, которые прожива­ют в пределах санитарно-за­щитных зон – 1580 человек. С 2014 по 2018 год не было выведено ни одного челове­ка из этих зон. По мнению чиновницы, вывести людей из санитарно-защитной зоны можно формально.

— Это не обязательно должно быть расселение в другой жилой фонд. Многие предприятия могут сокра­тить свою санитарную зону, исходя из тех исследований, которые будут проводить­ся при её проектировании. Таким образом, люди будут выведены из зоны за счет изменения её границ по до­кументам, — сказала Ольга Попова.


Мы требуем заботиться о здоровье горожан!

«Надзорные органы считают, что с экологией в Качканаре всё хорошо», — пишет «Новый Качканар» от 1 мая 2019 года.

А что это за «органы», и где они берут данные? Не­ужто у самого ГОКа? Тогда понятно. А вот в «Областной газете» от 19 апреля 2019 года руководитель Управ­ления федеральной служ­бы по надзору в сфере за­щиты прав потребителей и благополучия человека в Свердловской области Дми­трий Козловских приводит следующие данные: «В реги­оне насчитывается 14 терри­торий риска: Екатеринбург, Каменск-Уральский, Красно­турьинск, Верхняя Пышма, Первоуральск, Серов, Реж, Ревда, Нижний Тагил, Крас­ноуральск, Полевской, Асбест, Кировград, Качканар!

Депутат Г.Даутов прав, когда бьет тревогу. Но поче­му молчит городская дума? Они что, в Москве живут или в Испании? Летом страшно смотреть в сторону шламов: там такие пыльные бури! А работают там наши му­жья. сыновья, внуки. Поче­му Евраз жмет на все педали — получает послабление и немыслимые доходы?.. До­статочно наш мэр-миллио­нер получил дивидендов, а ведь он в Евразе был далеко не наверху, а лишь около.

А басни о втором ГОКе я слышу давным-давно и думаю, что это может слу­читься, но не при нынешнем руководстве, которое обога­щается за наш счет, а потом сматывает удочки — на дру­гое место в иерархии Евраза, уходит от ответственности и назойливых требований.

А мы, качканарцы, тре­буем вкладывать в город не жалкие гроши, а заботиться о здоровье горожан и ра­ботников ГОКа. И не врать! Вреда окружающей среде комбинат приносит доста­точно. Это надо признать — раскошелиться и работать на пользу качканарцев, а не себе, любимому.

Тамара Николаевна, бывший работник ГОКа