Чья она, земля Санникова?

Судебные приставы в очередной раз потребовали снести буддистский монастырь на горе Качканар

 

В августе этого года будет ровно два года, как вынесено решение суда по иску област­ного Департамента лесного хозяйства к качканарской буддистской общине. В 2014 году суд обязал руководителя общины, Михаила Санни­кова, освободить занимае­мый земельный участок на горе Качканар, снести все сооружения и убрать строи­тельный мусор, так сказать, вернуть все в первозданный вид. По делу было заведено исполнительное производ­ство, которое до сих пор не прекращено. А на прошлой неделе в администрации города прошло рабочее сове­щание, на котором приставы вновь потребовали исполне­ния обязательств, установив новый срок – до 1 марта. Но оснований покидать нажитое место представители общины не видят.

DSC_0159-1

Место туризма

Нашумевшая история с монастырем Шад Тчуп Линг на горе Качканар имеет как сторонников, так и противников. За 20 лет сво­его существования это место стало настоящим туристиче­ским центром, этакой дико­винкой Уральского края. По­бывать в буддистском храме к нам приезжают не толь­ко соотечественники, но и иностранцы, периодически появляются истории в попу­лярных изданиях и на теле­видении. Один из последних таких сюжетов появился на НТВ в конце декабря в пе­редаче «Анатомия дня». Но о проблемах буддистов ста­раются, чаще всего, не гово­рить, все больше рассказы­вают о жизни монастыря и красотах природы, которые и вправду прекрасны и неза­бываемы.

Однако споры из-за зем­ли, на которой выстроен монастырь, длятся уже не­сколько лет. Земельный участок находится в феде­ральной собственности и попадает в границы горного отвода, предоставленного Евраз КГОКу для разработ­ки Собственно-Качканар­ского месторождения (на основании лицензии для пользования недрами с це­лью разведки и добычи ти­таномагнетитовых руд). В 2010-2014 годах руководство холдинга и Департамент лесного хозяйства области стали инициаторами высе­ления буддистов с занимае­мой территории. В свое вре­мя Евраз заявлял о начале ведения работ на СКМ в 2014 году, однако освоение ме­сторождения переносится из года в год. Но выселение буд­дистов, проживающих на тот момент на горе уже больше 15 лет, было приоритетным. Этот непростой вопрос ре­шался в итоге на совещании в областном правительстве. И в ходе обсуждения в мар­те 2014 года было принято решение подобрать иное до­стойное место для монасты­ря, а КГОК пообещал помочь с переездом.

Михаил Санников и представитель Департамента лесного хозяйства на приеме у мэра города
Михаил Санников и представитель Департамента лесного хозяйства
на приеме у мэра города

Переезда не будет, пока не будет дорог

На поиск нового участка дали два месяца, но уложи­лись быстрее – остановились на земельном участке на горе Мохнатка, что в Ниж­нетуринском районе. В ад­министрации Качканара в присутствии представителя губернатора было проведено новое совещание, где в про­токольной форме зафикси­ровали на бумаге требования Михаила Санникова. Удалось договориться, что члены об­щины оставляют за собой право пользования старым участком и имеют право по­кидать его только во время взрывных работ, а новый уча­сток будет для них запасным. И в июне 2014 года на втором совещании правительства этот протокол был одобрен. Однако по окончании сове­щания к Михаилу Саннико­ву подошли представители Департамента лесного хо­зяйства и заявили, что от их имени подан иск в городской суд: мужчине объяснили, что такое решение принято са­мим департаментом и не за­висит от решений, принятых на совещании в правитель­стве. Суд своим решением обязал Михаила Саннико­ва освободить занимаемый земельный участок на горе Качканар, снести все соору­жения и убрать строитель­ный мусор. А в октябре того же года судебные приставы завели исполнительное про­изводство, срок которого уже не один раз продлевался.

— В Конституции РФ про­писано, что каждый гражда­нин может свободно пере­двигаться, выбирать место пребывания и жительства. Я определился со своим ме­стожительством. Если суд опирается на другие зако­ны, которые противоречат главному документу страны, Конституции, то прав я, а не суд. Переезда не будет, пока не будет дорог, а дорог не будет, пока департамент не предоставит новый земель­ный участок. С 2014 года до­кументов по нему до сих пор нет, — рассказывал Михаил в январе 2016 года.

И они вскоре появились, на заседании 27 января, когда судебные приставы вновь потребовали испол­нить решение суда. Новый земельный участок на горе Мохнатка, как оказалось, за­регистрировали только лишь в декабре 2015 года, спустя полтора года после принято­го решения.

— 1 марта заканчивается еще один срок, до которого Михаил Санников должен снести постройки и приве­сти место в первозданный вид. В случае, если этого не произойдет, все, что мы можем сделать, — это адми­нистративно наказать и вы­нести штраф по статье 17.15 КоАП РФ «Неисполнение со­держащихся в исполнитель­ном документе требований неимущественного харак­тера», — комментировала судебный пристав-испол­нитель Светлана Данило­ва. — Департаменту лесного хозяйства мы предлагаем своими силами произвести снос, но будут ли выделены на это средства из феде­рального бюджета – неиз­вестно.

— Одной рукой мне дают, а другой забирают, — гово­рил представитель общины после встречи у главы. — Юрист из комбината спро­сил у меня, какие я могу дать гарантии, что перееду, я честно ответил: никаких.

P.S. По итогам последней встречи представители Департамента лесного хозяйства вручили Ми­хаилу Санникову документы на право владения новым участком в течение 49 лет, а представи­тели Евраз КГОКа попросили общину составить в письменном виде свои требования по переезду, чем она и за­ймется в ближайшее время.

В это же время активно развиваются программы развития туризма в Свердловской области «Самоцветное кольцо Урала» и федеральной программы развития туризма в РФ. Недавно в поселке Мельзавод, расположенном в четырех километрах от Арамиля, на частные средства и средства из федеральной про­граммы открылся целый туристический комплекс «Парк сказов», посвященный сказам писателя Павла Бажова. Стоимость этого проекта составила 200 миллионов рублей, что в нынешних эко­номических условиях является просто шиком. Тем не менее, гора Качканар и, в частности, скала Верблюд, сегодня входят в список достопримечательностей Свердловской области. Рассматрива­ется вариант создания на горе целого природоохранного парка. Буддистский монастырь, на мой взгляд, мог бы вполне войти в это «кольцо», если интересы промышленников не будут выше и строения не снесут. Федеральный бюджет на развитие туризма выделяет огромные средства, в то время как эти объекты у нас на горе Качканар создаются самостоятельно. Выходит, разрушать в нашей стране было всегда легче, чем строить что-то новое. Но пока не началась разработка СКМ, земля, под которой находится монастырь, находится во владении Санникова.