Цветники в шинах попали в опалу

Закон относит автомобильные покрышки к опасным отходам, но их применяют повсеместно

Еще несколько лет назад в Качканаре, да и по всей стране, старые автомобильные шины были в фаворе. Из них делали лебедей и другие фигуры декора и размещали во дворах. Любители цветов тоже нашли им применение: стали разбивать во дворах клумбы и особо агрессивные растения стали высаживать в эти шины, чтобы не дать разрастись им по остальному участку. Признаюсь, и у меня в огороде красивые, но напористые ландыши тоже сидят в таком вот колесе.

5 -75. Эти клумбы были разорены

Но вдруг пару лет назад ситуация резко изменилась. В редакцию стали поступать жалобы от жителей, что у того или иного дома коммунальщики разорили клумбы. Причем, цветы из колес вытрясли, а покрышки бросили рядом и не вывозили по нескольку недель.

Зачем так по-варварски?

Прошлым летом жительница дома №75 в 5 микрорайоне Елена Рязанова рассказывала нам, что у их дома энтузиасты Раиса Чукина и Сергей и Вера Дятловы разбили чудесный цветник. Для этих людей стало смыслом жизни ухаживать за цветами, поливать, пропалывать их. Мы даже тогда опубликовали в газете фотографии
этого цветника. И вот в июле этого года Елена Рязанова со слезами в голосе снова звонит в редакцию:

— Да это что же за варварство творится у нас около дома! У нашей Раисы Чукиной разворотили цветущие клумбы, вытрясли цветы из колес, причем, колеса просто бросили тут же. Бедная женщина сидит сейчас у подъезда на лавочке. Она даже идти не может, у нее ноги отнялись. Она и до этого не очень хорошо себя чувствовала, а тут коммунальщики просто добили её! Неужели нельзя это было сделать цивилизованно, весной, когда цветы еще не были посажены, или осенью, когда они уже отцветут? Почему нужно было всё разворотить в середине лета? Ну что же мы за люди такие!

Буквально через несколько дней в редакцию позвонил Валерий Сунфухай, житель дома №34 в 10 микрорайоне. Его возмущению тоже не было предела.

— Вокруг нашего дома энтузиасты разбили цветники. Люди занимались этим в свое личное время, чтобы наш двор был красивым и уютным, чтобы всё вокруг радовало глаз. И вот недавно цветники были разорены, колёса выдраны и брошены тут же рядом! Ну, слов нет! Говорят, три колеса у нас на клумбах — это вредно. А у нас во дворе стоят 12 машин, это 48 колес. Они не вредны? Уберите тогда и машины от дома. И вообще еще никто научно не доказал, что старые шины вредны. Знаю, что их добавляют в асфальт, используют в строительстве. Значит, не такие они и вредные. Освятите эту тему у себя в газете, пожалуйста!

2 микрорайон. На мусорке склад шин

Почему в России запретили шины

Автомобильные шины считаются отходами III-IV класса опасности, их размещение запрещено Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Когда резина нагревается на солнце или находится в кислой почве, она выделяет вредные вещества, тяжелые металлы и канцерогены, сообщает нам Википедия.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области выпустил постановление о размещении автомобильных шин во дворах многоквартирных домов. В документе говорится:

«Отработавшие свой век автомобильные шины активно используются для обустройства клумб, парковок, детских и даже спортивных площадок. В них сажают цветы, ими отделяют газоны от проезжей части, их вкапывают в землю для игр детей, а также сложенные на контейнерных площадках шины могут лежать там неделями или даже месяцами.

При этом согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и Федерального классификационного каталога отходов, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III-IV класса опасности, которые повреждают экосистему и не могут быть размещены на придомовых территориях. К III-IV группе опасности отходов автомобильные шины отнесены из-за токсичного химического состава.
При нагревании шины эти вредные вещества выделяются в воздух и почву, проникают в грунтовые воды, отравляя окружающую среду, что приводит к нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конструктивных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду».

Департамент призывает всех граждан отказаться от украшения придомовых территорий автомобильными шинами, спокойно принять действия управляющей компании, товарищества собственников жилья по их демонтажу.

Комментарий «Рифея»

Шины с территории многоквартирного дома вывозятся по отдельному договору управляющей компанией, в нашем случае это делает УЖК «Наш дом». Но когда у контейнерных площадок складируются горы старых шин, качканарцы возмущаются, что компания «Рифей» их не вывозит.

Комментирует ситуацию с шинами начальник группы по связям с общественностью компания «Рифей» Мария Калинина:

— Часто отработанную резину выбрасывают на обычных помойках в городских дворах или несанкционированных cвалках. Забрать эти отходы мусоровозы регоператора «Рифей» не могут, поскольку покрышки не являются твердыми коммунальными отходами. Автошины нельзя накапливать, транспортировать и утилизовать вместе с ТКО. Приносить их на контейнерную площадку не нужно, поскольку региональный оператор их не увозит.

Куда же их девать — вот несколько вариантов, которыми вы можете воспользоваться.

Если износ автопокрышек не превышает 50%, об утилизации думать рано. Вполне возможно найти нового владельца для старого комплекта резины. Это можно сделать либо самостоятельно — через сайт бесплатных объявлений, либо обратиться в компанию, которая занимается скупкой автомобильных шин. Такие есть в Красноуральске, Верхней и Нижней Салде, Нижней Туре, Невьянске, Кушве, Качканаре и других городах севера Свердловской области.

В Краснотурьинске и Нижнем Тагиле работают компании, куда автошины можно сдать на утилизацию. При этом от физических лиц старые автопокрышки примут совершенно бесплатно.

Такая картина в 4 микрорайоне Качканара

Региональный оператор призывает всех автовладельцев ответственно относиться к отходам, которые образуются в результате обслуживания личных транспортных средств и самостоятельно решать вопрос их утилизации. Размещение автошин на контейнерных площадках, предназначенных для сбора ТКО, приводит к тому, что в итоге оплата их вывоза и переработки перекладывается на всех жителей МКД, либо на органы местного самоуправления.

Так ли страшен чёрт…

Резиновая крошка, образующаяся после измельчения старых шин – самое износостойкое резиновое сырье, поэтому она используется в различном производстве. Из крошки делают травмобезопасную плитку, напольное покрытие для спортивных площадок, сооружений и футбольных полей. Например, в Нижнем Тагиле таким образом восстановили покрытие футбольного поля у школы №64. Также делают спортивный инвентарь (в качестве наполнителя), строительные материалы (для заделки швов и стыков), новые покрышки, детали автомобиля и прочее.

Напольные покрытия из резиновой крошки можно использовать как в помещениях, так и на улице. Они имеют неограниченный период эксплуатации, не крошатся, не выгорают на солнце и не портятся под воздействием реактивов. Некоторые умельцы делают из старых шин сумки, скульптуры и мебель.

Измельченные шины имеют множество применений в гражданском строительстве. Они могут использоваться в качестве засыпки для подпорных стенок, засыпки для колодцев для сбора свалочного газа, засыпки для проектов по ремонту оползней на дорогах, а также в качестве материала для гашения вибрации на железнодорожных путях.
Наиболее полезное применение шин с утилизированных автомобилей – в дорожном покрытии. Резиновая крошка имеет несколько преимуществ: она делает асфальт более устойчивым и долговечным, снижает уровень шума, а самое главное, такая дорога требует ремонта в полтора раза реже. Подобную технологию уже используют в Польше и Израиле.

Во Франции около 46% покрышек восстанавливают, 39% перерабатывают, сжигая или измельчая в крошку, 11% используют в парках и портах. В Германии около половины изношенных шин сжигается, в Японии в печь попадает почти 80% шин.

В США 43% шин были сожжены в качестве топлива, полученного из шин, еще 25% были использованы для изготовления измельченной резины, 8% были использованы в проектах гражданского строительства, 17% были утилизированы на свалках и 8% имели другие применения.

Что говорит наука

Мнения относительно воздействия старых автошин на окружающую среду расходятся. Чтобы выяснить, какой именно ущерб природе могут причинить шины, которые лежат в обочинах, вкопаны во дворах и огородах и находятся в состоянии покоя, корреспонденты «Российской газеты» обратились к ученым-химикам.

Кандидат экономических наук Александр Иванов, доцент кафедры ЮНЕСКО Нижегородского архитектурно-строительного университета, считает, что отслужившие свой срок автопокрышки не представляют столь серьезной опасности, о которой говорят чиновники.

— Четвертый класс означает, что отходы практически не токсичны. Да, использованные шины, брошенные где попало, не радуют глаз. Гораздо большую опасность представляют собой образующиеся при движении автомобилей микрочастицы резины. При ее истирании выделяются мелкодисперсные частицы, которые представляют серьезную угрозу здоровью. Они увеличивают концентрацию так называемых PM2.5 (от английского particulate matter — твердые частицы размером от 0,001 до 2,5 микрометра), которые травмируют ткани легких и проникают в критически важные системы организма человека.

Кандидат химических наук Александр Нючев, зав. лабораторией химии природных соединений и их синтетических аналогов химфака Нижегородского университета:

— Принято считать: когда шины на дисках, то микрочастицы от них не сильно засоряют атмосферу. Авторезина хоть и медленно, но разлагается в природе. Кроме того, внешняя сторона покрышек стойка к истиранию, потому что вулканизирована. Это как бы одна огромная молекула. Другое дело — внутренняя невулканизированная сторона покрышек: она испускает массу различных веществ. Самые опасные — цинк и канцерогенные ароматические масла (их добавляют в шины между слоями для мягкости). В покрышке на дисках масла находятся в толще резины, а на природе поверхность шины трескается, и масла выходят наружу. Цинк — катализатор для вулканизации, — попадая в почву и воду, отравляет их.

Что касается переработки шин, то есть глубокая (когда из покрышек удаляют все вредные компоненты), а есть просто размельчение. Измельченные кусочки резины заливаются полимером и как бы заточаются в саркофаг, так что вредные вещества не выходят.

Доктор химических наук Михаил Плетнев, зав. кафедрой «Химия и химическая технология» Ижевского технического университета:

— Основной вред природе наносит не та резина, что лежит во дворе. Вредит природе покрышка, которая истирается на асфальте и разлетается в виде пыли. Удельная поверхность мелкой частицы очень высока — значит, высока и вероятность вступления частицы в химическую реакцию. У шины в стационарном состоянии удельная поверхность значительно ниже. По сравнению с тем, что выбрасывают шины на дороге, «дворовые» покрышки наносят значительно меньший вред. Я за то, чтобы постепенно очистить дворы от старых шин. Но я против нагнетания паники и страха, что лежащие без дела покрышки повлекут какие-то катастрофические последствия. Довелось читать: выделается бутадиен, стирол, изопрен… Но этого не происходит при нормальных атмосферных температурах!

По мнению ученых, когда мы утилизируем резину, сжигая на свалках, это страшно: выделяется бензопирен и прочее, что является провокаторами онкологических заболеваний. Но лежащая во дворе шина ничего онкогенного собой не представляет: из нее вредные вещества не могут выделиться при обычных условиях.

Всё-таки убирать придется

Хотим мы того или нет, но убирать старые покрышки из дворов и клумб придется. Да, есть научные изыскания, мнения ученых и так далее. Но есть Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который запрещает размещение шин на придомовых территориях. Будут ли его менять или дополнять? Скорее всего, нет. Пока не решат обратного.

Да, мы все хотим жить в цивилизованном, безопасном, экологически чистом пространстве. Так почему же мы сами так нецивилизованно, по-варварски себя ведём. Ведь можно же было убрать старые шины ранней весной или поздней осенью? Почему нужно их убирать именно тогда, когда они полны цветов? Нет ответа.

Лариса Плесникова