Хотим, чтобы в городе не было бездомных животных

Волонтеры просят помощи в создании приюта или передержки для собак

Лилия Фарахова и Елена Михайлова об­ратились в редакцию с необычной просьбой. Эти женщины – волон­теры, им небезразлич­на судьба брошенных собак.

Собаками занимаемся мы одни

— Кошками у нас есть кому заниматься, благотво­рительный фонд «Лучший друг» пристраивает в основ­ном кошек, — рассказывает Лилия. — А вот с собака­ми сложнее, с ними больше хлопот, да и берут их менее охотно.

— Вот все ругаются, что много собак в городе, — про­должает Елена. — Во-пер­вых, не всегда приезжает бригада по отлову, во-вто­рых, всех убить – это же не выход из ситуации.

И вот эти две неравно­душные женщины несколь­ко лет назад сами стали от­лавливать и стерилизовать собак. Если удаётся при­строить, пристраивают, нет – выпускают обратно на улицу.

— В садах очень много со­бак, есть совсем дикие. Мы их ездим кормить, — рас­сказывают женщины. – Но всё-таки в городе должен быть создан какой-то приют для них. Понимаем, что орга­низовать его проблематично, а может, даже и невозможно. Но хотя бы какой-то ангар, или сарай, или какое-то по­мещение можно выделить под бездомных собак. Зимой ездить в сады будет невоз­можно. А собаки ведь не ви­новаты, они в основном все брошены своими хозяевами. Всё равно можно же что-то придумать, чтобы организо­вать для собак в городе вре­менную передержку!

Кормить собак женщи­ны начали года три назад, а вот стерилизацией занялись примерно с год назад.

— Стерилизовать собаку очень дорого, с учетом скид­ки нам это удается сделать за 4-5 тысяч. А вообще эта процедура стоит от 7 тысяч рублей, — рассказывает Ли­лия. – На стерилизацию мы собираем деньги через ват­сап или соцсети, помогают нам фонд «Лучший друг» и ветеринарная клиника «Ар­темида». А если собака боль­ная, мы оплачиваем ещё и её лечение.

Хорошо бы, мечтают жен­щины, чтобы хоть в какой-то день в месяц стерилизация была бесплатной, хотя бы в городской ветлечебнице.

Елена Михайлова и Лилия Фарахова обеспокоены проблемой бездомных собак в Качканаре

Кормим за свой счёт

Еду для животных жен­щины покупают, в основном, за свой счёт. И хоть обе они уже на пении, всё рано им удаётся выкроить из своего бюджета деньги на еду для собак. Когда свои деньги кончаются, женщины объ­являют сбор кормов в соцсе­тях. А ещё им помогают ра­ботники магазинов, отдавая просроченные продукты. Но просрочка бывает не всегда, и отдавать её готовы не все магазины.

— Летом мы покупаем крупы, — расписывает меню Михайлова, — и варим кашу со свиной кожей, которую нам тоже отдают неравно­душные предпринимате­ли. А вот в холода кашей не накормишь, она замерзает, приходится покупать кури­ные лапы и головы. Берём их просто поддонами. Раньше они стоили по 30 рублей за килограмм, сейчас по 60. Су­хие корма не каждая собака ест.

Женщины рассказывают, что на передержке у них бы­вает до 12 собак.

— Конечно, количество меняется. Вот, например, позвонили с предприятия, у них там сразу шесть щен­ков нужно пристраивать. Мы их пока взять не можем. Или вот пристраивали они трёхлапого Мишку. Собаку хотели, видимо, пристре­лить, но косорукие только отстрелили ему лапу. Мы его вылечили и удачно пристро­или в Лесной.

Нужно сказать, что со­бак охотнее берут в Лесной, Красноуральск, Нижнюю Туру, на Ис. А вот в Качка­наре почему-то, сетуют жен­щины, очень трудно искать собакам постоянный дом.

Почему собаки нападают

— Частенько в газетах можно прочитать, что в том или ином микрорайоне ко­го-то покусали собаки, в ос­новном, бывшедомашние, — рассуждают женщины. — Собаки кусаются, когда у них свадьба. А если собака сте­рилизована, она никогда не кинется на человека. Нам бы вот их отловить и стерилизо­вать, но во время собачьих свадеб мы их тоже боимся ловить.

Но ведь не надо скиды­вать со счетов, что люди сами ведут себя с собаками неадекватно.

— Веду свою собаку на поводке гулять, — рассказы­вает Елена, — женщина под­ходит, полные руки камней, и кидает в собаку. Я говорю: «Что вы делаете-то? А потом будете везде жаловаться, что вас собака покусала. Сами ведите себя по человече­ски!». Как собака должна от­реагировать, если в неё ки­дают камни?

А мне вспомнился один случай. В доме напротив жил добродушный старый пёс, наверно, лет десять жил. Всегда лежал на обо­чине дороги. И, по-моему, я не слышала ни разу, как он лает. Но вот на улицу заеха­ли новые соседи – молодая семья с детьми. И вот как-то наблюдаю такую карти­ну: идут мама с сыном года 3-4, он набрал в руки камней и кидает в собаку. Мама не реагирует. Мальчишка про­должает кидаться. Подходят совсем близко к псу. Тот за­рычал на мальчика. Мама тут же схватила палку, валяющу­юся на обочине, и метнула в собаку. Я не выдержала и сказала: почему она не оста­новила сына, который кидал в собаку камнями? Она мне ответила:

— Не ваше дело!


Бродячих собак кормить нельзя

Так считает Президент Российской кинологической федерации Владимир Голубев:

— Если собаки привыкнут, что их кормят на данной территории, они станут считать её своей и могут нападать, заметив чужака. Стая начинает разрастаться и охранять территорию. Это естественное для бездомных собак поведение становится причиной страшных трагедий.

Лучшим способом помощи, уверен кинолог, является отлов таких животных и помещение их в приют. Также помогает в решении проблемы отлов с последующими стерилизацией, вакцинацией и возвратом в естественную среду обитания.


Давили собак внедорожником

Или вот какую историю рассказали женщины. Зимой они подобрали собак, остав­ленных хозяевами в садах. А потом, в начале лета, собаки вдруг исчезли.

— Потом мужчина, кото­рый тоже привозил корм со­бакам, рассказал нам, что где-то в конце июня-нача­ле июля он был свидетелем того, как на поле (по правую сторону, как ехать в сады), ез­дил белый внедорожник и давил собак. Когда мужчина остановил автомобиль, от­туда с хохотом вывалилась пьяная компания.

И вот с тех пор, по словам женщин, собаки боятся вы­ходить к людям.

Не хочется читать мораль, но вывод напрашивается сам собой: как животные мо­гут относиться к людям, если люди относятся к ним таким образом?

Лилия и Елена рассказы­вают, что они уже несколько лет занимаются собаками, и ни одна из них ещё ни разу их не укусила.

— Сколько мы собаками занимаемся, на нас еще ни одна не бросилась. А ведь мы и подходим к ним близко, и ловим. Или вот собака у нас одна была, ну очень дикая. Нужно было ей обрабаты­вать шов после операции. Не знали, сможем ли. Но она вела себя очень спокойно, всё давала делать. Щенки, конечно, подичее, более бо­язливые. Но щенки кида­ются от страха, потому что сами боятся.

«У меня дома 5 собак»

Спрашиваю Лилю и Лену, сколько собак у них дома.

Елена взяла одну собаку, а вот у Лилии их пять.

— Два года назад у нас на заводе ЖБИ появился щенок. Сказали, что его убьют, — рассказывает Лилия. — При­шлось забрать его себе. Я его поймала, стерилизовала. Той же осенью на ЖБИ ещё одну Жульку забрала. Она была совсем дикая, родила вось­мерых щенков. Сама тощая, как сосиска, и щенки такие же тощие. Поймали их. Щен­ков я пристроила, а собака так и осталась у меня. Ну, ду­маю, на этом всё. Нет ведь! Под трубой у радиозавода жили три собачки. Взяла над ними шефство, кормила ез­дила. Двух пристроила, тре­тья Лиза осталась у меня.

Нужен приют!

— Дело к зиме, и ездить кормить собак в сады мы просто не сможем, — гово­рят волонтёры. — Если поме­стить их в какой-то домик в саду, то они там замерзнут. На цепь мы тоже посадить не можем: или замёрзнут, или волки съедят. Привезти их в город, в какой-то дом на посёлке — тоже не вариант: соседи будут возмущаться. А вот если где-то за городом, в промзоне, выделить тёплое помещение…

Вот тут-то женщины и рассказали, какая помощь им нужна.

— Нам бы, конечно, нужен какой-то ангар, или какое-то другое помещение, — рас­сказывает Лилия. – Можно даже без электричества, го­товить еду мы и дома смо­жем.

Лишь бы тепло было. По­тому что, например, соба­ку после стерилизации нам отдают, а за швом-то надо ухаживать, поэтому и нужно тёплое место.

— Нам нужны ещё во­лонтёры-мужчины, чтобы помогали отлавливать собак, — добавляет Елена. — Ведь дикая собака никогда на цепи не пойдёт, её нужно не­сти на руках.

Ещё женщины мечтают приобрести ружьё-«усы­плялку», чтобы можно было спокойно усыпить собаку и перенести потом её в ветле­чебницу или в приют.

— Некоторых трудно пой­мать, а таблетки не на всех собак действуют, — уточняет Лилия.

Если вы хотите оказать помощь Лилии и Елене и тоже стать волонтёром или чем-то еще помочь, огром­ная просьба: позвонить по телефону 8-950-201-27-38 (Лилия Фарахова).

Сейчас на передержке у волонтёров находится больше десяти собак. И все они ждут, что когда-то и у них будет миска супа, хороший хозяин и свой дом

P.S. Споры о том, усыплять ли собак или ор­ганизовывать им приюты, не утихают и, думаю, не утихнут ещё очень долго. У каждого из нас есть свои истории взаи­моотношений с собаками: кого-то одни действительно на­пугали или покусали, а кто-то не представляет себе жизни без четвероногого друга.

В обществе, где нет цивилизованного отношения к ста­рикам и детям, трудно призывать относиться цивилизо­ванно к животным. Но героини этого материала, Лилия Фарахова и Елена Михайлова, пытаются это сделать.