Хамство – не порок
Мы порой тоскуем о прошлом, когда были молодыми и веселыми, когда девушки нас любили, а колбаса была по два двадцать и водка по три шестьдесят две. Хорошее было время! Нас не смущали тогда ни влажные простыни в плацкартном вагоне, ни поддатый сантехник, сломавший смеситель в ванной, ни хмурое лицо продавщицы продмага, повторяющей как заклинание: «Вас много, а я одна!». Нас не очень задевали мелочи быта, а, может быть, мы просто не знали другого к себе отношения.
Я помню, как мы всерьез спорили о том – а хорошо ли, что обслуга в Америке фальшиво всем улыбается, не является ли это еще одной формой эксплуатации униженного капитализмом народа. Сейчас об этом со смехом не вспомнишь, но ведь было, было…
– Странный вы человек, – сказала мне молодая сотрудница, в разговоре с которой я вдруг заностальгировало прошлом. – Вам что, улыбаются сейчас?
– Да нет, вроде.
– А хамят, как прежде?
– Откровенно, кажется, нет, не хамят…
– Ну-ну, – хмыкнула молодая сотрудница, известная любительница прошвырнуться по магазинам да местным бутикам. И глубокомысленно завершила, – Хамство у нас неистребимо. И не спорьте даже…
А спорить и не хотелось. Тем более, что буквально на днях я услышал такое знакомое из прошлого: «Вас много…». И сказала это молодая девушка из «Интерры», которой в 80-х, кажется, и не было совсем. И сказала она это с той же интонацией и с тем же выражением лица, что и хмурая продавщица за прилавком в те далекие уже годы. Так вдруг повеяло прошлым, что я растерялся, и только успел промямлить что-то вроде: «А вас, к сожалению, мало».
Хотя, наверное, это тоже не аргумент. В те 80-е в Качканаре было несколько продовольственных магазинов, один обувной, один магазин одежды и что-то еще по мелочам. И нас действительно было много, а им, продавщицам, некогда было одаривать нас улыбкой, тем более что по своему общественному положению они были несколько выше нас, работяг, учителей, журналистов и прочих.
А сегодня куда не плюнь – обязательно попадешь в торговую лавку или сетевой магазин. Казалось бы, конкуренция – выше некуда. Но почему-то то и дело слышишь: в этом магазине продавцы обманывают, в другом часто хамят, в третьем собирают очереди при одной работающей кассе и т.д.
Есть и более изощренные проявления хамства к покупателям. Мы уже писали об автостоянке у магазина «Кировский» в 11 микрорайоне, куда поставить машину сегодня из-за куч снега практически невозможно. И припарковаться у «Монетки» в бывшем «Мебельном» всегда сопряжено с головной болью. И неудивительно, что качканарцы, которые закупаются продуктами на машинах, объезжают эти магазины, как правило, стороной. Потому что им вот так своеобразно хамят.
А в «Магните», что у «клюшки», проявили заботу о покупателях, вот только весьма односторонне. На входе в магазин повесили объявление «Осторожно, скользко». Там, действительно, в тамбуре между входной дверью и ковриком есть пятачок сколькой плитки, на которой ноги совсем не держат. И входящие в магазин, как правило, к предупреждению прислушиваются и ступают здесь осторожно. А вот для выходящих объявление не повесили. Мне приходилось видеть здесь падающих. Помню, одна женщина, тяжело поднимаясь, смущенно сказала: «А я забыла, что здесь скользко».
Вот так и не можем мы выбраться из прошлого, когда улыбка продавца казалась нам скрытой формой эксплуатации человека человеком. Сегодня мы так не думаем, но улыбаться так и не умеем. А вот в Америке улыбаются.
Впрочем, что с нее взять, загнивающая страна. А мы и так проживем – для нас хамство не порок…
Читайте также: «Встретила бы я вас на улице, вы бы уже давно с синяком ходили»