Умереть в пандемию

COVID внёс изменения не только в нашу жизнь, но и в смерть

Хоронить ли в закрытом гробу?

И одно из веяний времени — по­хороны в закрытых гробах. В опера­тивном штабе по борьбе с коронави­русом на территории Свердловской области сообщили, что особых тре­бований к захоронению умерших от COVID-19 нет.

— Вместе с тем с учетом неизу­ченности возбудителя можно реко­мендовать кремацию умерших или соблюдение мер предосторожности при захоронении с применением де­зинфицирующих средств, — сказали журналистам Znak.com.

В апреле этого года умерших от COVID-19 рекомендовали хоронить в закрытых гробах. «В соответствии с новыми рекомендациями Минз­драва в случае смерти человека в результате инфекции, вызванной COVID-19, захоронение тела произ­водится в закрытом гробу», — гово­рится в сообщении. На время эпи­демии, сказано в документе, также рекомендуют отказаться от массо­вых церемоний прощания и исполь­зовать средства индивидуальной защиты, такие, как маски и однора­зовые перчатки.

После первой волны пандемии приказ о похоронах умерших от COVID-19 в закрытых гробах отме­нен.

— До 7 июля тела выдавали род­ственникам в заколоченных гробах, — рассказывает патологоанатом из Липецка Андрей Середа. — Покой­ников сначала клали в пластиковые пакеты, засыпанные хлорамином, а потом в гроб. Домовину закрыва­ли крышкой и вбивали в нее гвозди. Сейчас морг выдает умерших от ко­вида в привычном виде — одетых в предоставленные родственниками вещи в открытых гробах. С памят­кой, что и как делать на похоронах с учетом мер эпидемической безопас­ности. Все естественные отверстия покойного ушиваются. Тело обмы­вают с моющими средствами и де­зинфицирующими жидкостями. Де­зинфицируется и одежда, в которой будут хоронить умершего. Вероят­ность заражения коронавирусом при таком подходе весьма незначитель­на. Поэтому в Липецке умерших от ковида хоронят в открытых гробах.

В Москве появятся стеклянные гробы

Недавно в интернете опублико­вали новость, что в Москве умерших от коронавируса начнут хоронить в гробах с дополнительной крышкой из оргстекла. Это даст близким воз­можность традиционно проститься с усопшим.

Как рассказал ТАСС директор фирмы «Ритуал» Артем Екимов, крышку из оргстекла будут монтиро­вать между телом и основной крыш­кой гроба, все соединения будут полностью герметичны. Стоимость стеклянного гроба составит 49 тысяч рублей.

В Екатеринбурге хоронят традиционно

В Екатеринбурге гробов со сте­клянной крышкой пока нет. И, судя по словам представителей похорон­ных компаний, заказывать их пока не планируют. Как рассказали Znak.com представители похоронного бизнеса, гробы со стеклом — дорого и бессмысленно. По их словам, отдель­ных правил, согласно которым гроб с телом умершего от ковида должен быть всегда закрыт, нет.

— Ведь нет никаких рекоменда­ций по закрытию гроба. Нет и ин­формации о том, что от покойного можно заразиться. У нас все обычно проходит, как до пандемии, — рас­сказали Znak.com в фирме «Проф­ритуал».

В муниципальном комбинате спецобслуживания также заявили, что гробов со стеклом у них нет и не будет, так как прощания и похороны проходят в обычном режиме, но с не­большими ограничениями.

— Гроб открыт. Люди просто стоят на расстоянии, близко не подходят, просто говорим родственникам: не трогайте, не целуйте, не нюхай­те и не дышите рядом с ними, все нормально. Давно известно, что че­ловек, умерший от коронавируса, спустя сутки никакой опасности не представляет, — сообщили там.


В Тагиле кончаются кладбища. На 350 тысяч населения их аж шесть штук. Но половина из них уже переполнена, вторая половина — близка к тому. Сейчас власти спешно ищут, где еще можно хоронить тысячи горожан, которые почему-то стали умирать чаще.


В Качканаре — только закрытые гробы

В одном из ритуальных залов Качканара проходит прощание с ушедшим в мир иной. В зале немно­голюдно, все в масках, люди стара­ются держаться друг от друга на рас­стоянии. На улице же народу больше, чем внутри. У закрытого гроба сидят родственники. Вдова умершего стоит, положив руки на крышку гроба, и бес­престанно гладит голубой материал.

Конечно, присутствовать на таких похоронах непривычно. Ты не мо­жешь попрощаться с дорогим чело­веком, в последний раз взглянуть на него, запомнить черты лица. И вооб­ще всё это напоминает какой-то те­атр абсурда: чёрные мешки, закры­тые гробы. Наверно, так хоронили во время чумы.

В Качканаре с начала пандемии и до сих пор похороны умерших от коронавируса проводятся только в закрытых гробах. Хотя, как мы вы­яснили, такое распоряжение было отменено. Почему качканарские ритуальщики до сих пор хоронят в закрытых гробах, мы спросили у них.

Директор Городского похорон­ного бюро Илья Березин, директор ритуального агентства «Некрополь» Алексей Попов и директор салона ритуальных услуг «Память» Андрей Леднёв рассказали, что официаль­ного документа, требующего хоро­нить в закрытых гробах, нет.

— Больницы и морги, когда мы забираем покойных, требуют, что­бы похороны проходили в закрытых гробах, — объясняет ситуацию Алек­сей Попов. — Насколько я знаю, в июле было отменено распоряжение о похоронах в закрытых гробах, но мы всё равно продолжаем хоронить именно таким образом.

— Родственники в больницах об­щаются с представителями медици­ны, те им всё разъясняют, — добав­ляет Илья Березин. — Родственники прекрасно всё понимают и не наста­ивают. Тем более, похороны от этого дороже не стали. Ценообразование у   нас уже с 2016 года не меняется. То есть на родственниках все эти ново­введения никак не отразились.

Директор салона «Память» тоже сообщил нам, что удорожания похо­рон в связи с этим не произошло.

Что же касается гробов со сте­клянными крышками, производство которых уже налаживается в Москве, то, например, Алексей Попов счита­ет, что это приведет к значительно­му удорожанию похорон:

— Раньше, ещё до пандемии, было требование хоронить в гробах со сте­клянным окошечком, если тело, на­пример, испорчено или видоизме­нено. Сейчас же это всё ставится на массовый поток. Знаю, что в Москве уже начали выпускать такие гробы. Но у нас пока даже спроса на них нет.

А вот Илья Березин сейчас прора­батывает этот вопрос.

— Но я пока не тороплюсь, потому что у нас не такое количество смер­тей от ковида, чтобы ставить это на поток, — говорит Илья Александро­вич. — А вообще, я считаю, что это очень удобно для прощания с покой­ным. Я намерен в дальнейшем при­везти такие гробы в Качканар.

Стало ли больше в пандемию за­просов на кремацию? Андрей Лед­нёв сказал, что не ощутил увеличе­ния спроса на эту услугу, а вот Илья Березин отметил, что у него количе­ство кремаций увеличилось.

— Но я не могу связать это с пан­демией, потому что есть еще такой фактор, как стесненные условия на кладбищах. Многие в Качканаре с этим сталкиваются, и чтобы не рас­пыляться по кладбищам, предпочи­тают захоранивать урны с прахом в свои родовые погребения. Это удоб­но для процесса похорон. А по цене одинаковы что кремация, что погре­бение в землю.


В Крыму начали производить картонные гробы, которые сгорают за три минуты

В Крыму запустили производство гробов из картона, которые, по мнению производителя, счи­таются более экологичными, чем традиционные, пишет «Комсомольская правда». При кремации в деревянном гробу горение длится около часа, тогда как картонный гроб может сгореть за три минуты.

Директор компании-производителя Михаил Ре­мез указывает, что подобное производство запу­щено в России впервые.

— В России ежегодно вырубается 1,2 млн гекта­ров леса. Из них 0,9% уходит на производство гро­бов. В США, Европе, Китае уже давно используют эту технологию, вот и мы начали, — говорит он.


Перепутали покойников

Недавно мне довелось услышать, что якобы в Качканар из Нижне­го Тагила привезли тело в мешке, и родственники, посмотрев, увидели, что это не их покойный. Я, напри­мер, вполне могу допустить, что такое может быть. Ведь тело везут в чёрном закрытом мешке, а смертей сейчас столько, что практически все морги переполнены и не справляют­ся с таким количеством. Я не могла не спросить у своих собеседников, был ли в Качканаре такой случай.

— Такого быть не может! Мы не привозили точно! — отрицает ди­ректор «Некрополя» Попов. — Когда мы получаем тела, как правило, при этом присутствуют родственники. Такое в принципе может быть, ког­да какая-то организация занимается похоронами без присутствия род­ственников.

Отрицает это и директор Город­ского похоронного бюро Березин:

— Я бы знал, если бы такой случай был в Качканаре. Я думаю, что это слухи. Родственники сами едут за телом, отвозят личные вещи, оформ­ляют документы, в 90 процентов случаев родственники присутствуют, когда мы забираем тело.

Качканар не заметил увеличения смертности?

Хоть статистика и умалчивает об этом, но число смертей за последние месяцы увеличилось на порядок. Не­которые города, например, Нижний Тагил, вынуждены признаться, что у них кончаются места на кладбищах. Справляются ли с таким потоком ушедших в мир иной наши похорон­ные службы?

Андрей Леднёв, например, сказал, что не заметил большого увеличения заявок на похороны. Алексей Попов обратил внимание на тот факт, что увеличилось количество привозных тел из моргов Екатеринбурга, Ниж­него Тагила, Пышмы.

— Был единственный случай, когда нам больница тело выдала на седьмой день. Запомнилось, потому что уже 9-й день подходит, а чело­века ещё не похоронили. Хотя, ко­нечно, мы стараемся справляться с таким потоком, — рассказал Попов.

Хотя в неофициальных беседах простые работники ритуальных служб говорят, что работы у них при­бавилось в разы. Например, копщи­ки могил рассказывают, что работы столько, что домой они приходят только ночевать.

Какие ещё изменения в привыч­ный ритуал похорон внесла панде­мия?

— Когда действовал запрет на по­сещение кафе, — рассказывает дирек­тор «Некрополя», — но родственники собирались дома, и мы организовы­вали доставку еды из кафе.

А директор Городского похорон­ного бюро отметил, что в пандемию снизилось посещение людей на про­щании с усопшим.

Так хорошо или плохо?

И хотя распоряжение хоронить в закрытых гробах давно отмене­но, медики и похоронные агентства Качканара не спешат возвращаться к привычному укладу похорон. Как сказал директор одного из ритуаль­ных агентств Качканара, сейчас за­конодательство не успевает за всем происходящим: сегодня таких зако­нов нет, а завтра ты их уже нарушил. Так что лучше лишний раз перестра­ховаться.

Хотя, как я поняла, родственни­ки и не требуют иных похорон. Мо­жет, потому что не знают, что закон всё-таки позволяет хоронить в от­крытых гробах. Может быть, дей­ствительно, поддаются на уговоры медицинских работников. Но потом всё-таки высказываются, что были недовольны, что не удалось тради­ционно попрощаться с умершим. Хотя я услышала и другое мнение:

— Хорошо, что гроб был заколо­чен, — рассказала мне одна знако­мая, — мне было легче. И я, и окру­жающие будут представлять моего мужа живым и полным сил, а не ле­жащим в гробу.

Год назад никто даже представить не мог, насколько изменится мир из- за пресловутого коронавируса. Изме­нится не только жизнь, но и смерть.