Три месяца в Марокко

Что мы знаем про Марок­ко? Из детства – что там ра­стут апельсины (мне в детстве казалось, что апельсины ра­стут только в Марокко, потому что тогда других вообще не было). Чуть позже мы узнали о марокканских банях и чае.

В последнее время, с за­крытием Турции и Египта, по­мимо Греции, Туниса и Таилан­да, всё чаще можно услышать рекламу туров в Марокко. Ко­нечно, заманчиво было бы по­бывать там и попробовать их знаменитые апельсины. А вот качканарка Лилия Заляльди­нова жила в Марокко целых три месяца. И ей есть что рас­сказать об этой стране.

Лиля училась в седьмой школе. С 1 класса занималась английским. Ходила на курсы арабского языка при мече­ти. После 9 класса уехала в Нижнетагильский лицей при педакадемии. Потом поступи­ла в Казанский университет, на факультет востоковедения.

53813_3— После второго курса группа из 50 студентов по­ехала на три месяца в Ма­рокко, изучать арабскую культуру и язык, общаясь с местными жителями.

Мы жили в студенческом общежитии в маленьком го­родке Мартиль, всего в пяти минутах от моря. Мы даже шутили, что для меня загра­ница началась не с пятизвез­дочного отеля, а с общежития.

Мартиль находится в часе езды от Шефшауна, на севе­ре страны. Там более мягкий климат, не так жарко, как в южных городах. Средизем­ное море и горы. Шефшаун находится на горе. Славится тем, что там все улочки голу­бого цвета. Там многое сде­лано для туристов. Много хо­стелов, где в то время можно было остановиться букваль­но за 200 рублей в сутки.

Сначала учились прилеж­но, старались держаться все вместе. Но потом море, солн­це и жара как-то охладили наш пыл в учебе, и мы стали больше изучать культуру и традиции страны. Ездили на экскурсии по имперским го­родам. В каждом городе есть старый город – Медина. Обя­зательно бывали и там.

Касабланка — один из наиболее известных и больших городов Марокко
Касабланка — один из наиболее известных и больших городов Марокко

— Много ли там тури­стов из России?

— В городе, в котором мы жили, их вообще нет. Как-то мы шли по улице и разгова­ривали по-русски, к нам бук­вально подбежали русские. Оказывается, они приехали на свадьбу: невеста была из России, а жених — марокка­нец. Еще мы встречали там марокканцев, знающих рус­ский. Это студенты, которые учились на Украине.

Они сами говорят на ди­алекте, не на чистом араб­ском. Марокко — самая от­даленная от арабского мира страна, поэтому у них самый сложный диалект. Мы снача­ла даже не могли понять. И английский там не все зна­ют. В основном, француз­ский. Потому что это быв­шая колония Франции.

— А среди твоих сокурс­ниц никто не узаконил свои отношения с мест­ным жителем?

— Нет, зачем нам это надо? Они, конечно, очень общительные, приветливые, хотят знакомиться с русски­ми девушками. Но у них му­сульманская страна. Это зна­чит, что женщины там живут совсем не так, как привыкли мы в России.

Марокканка
Мароканка

— Но ведь у них не ради­альный ислам, женщинам там даны большие права.

— Да, у них, конечно, ма­триархат. Например, у моего знакомого всем в доме за­правляла мать. Женщины у них не работают. Часто сидят в парикмахерских, ходят по магазинам. Если семья вышла погулять, то с детьми зани­мается отец: играет, кормит. А женщина стоит в стороне. И лица женщины закрывают по своему желанию. Просто наши и их традиции очень от­личаются. И не каждая наша женщина сможет принять их.

— А как тебе вообще, понравилось в Марокко?

— Страна понравилась. Люди отзывчивые. Все ста­раются, чтобы об их стране осталось хорошее впечатле­ние.

Особенно мне запомни­лась экскурсия по импер­ским городам. Фес считается культурной столицей. Там, кстати, снимали известный сериал «Клон». Такие узкие улочки в старом городе, что можно заблудиться. Город разделен по секторам: где выделывают кожу, где зани­маются чеканкой по золоту, меди, где делают изделия из дерева. Но без экскурсовода или попутчика сложно ори­ентироваться.

Понравился мне и Мар­ракеш. Вот там для туристов много чего есть. На соборной площади по вечерам соби­раются все жители на мас­совые гуляния. Показывают театральные представления, разные развлекательные ме­роприятия, змеи под дудоч­ку танцуют. Но лучше ничего не фотографировать, потому что они просят за это деньги. До последнего не отступа­ются и требуют деньги. Даже когда выбираешь на ладони какую-то мелочь, они просто могут подойти и все деньги с ладони взять.

В Касабланке очень кра­сиво. Это уже считается большой город. Там большой рынок. Рабат — столица Ма­рокко. Там есть мавзолей. Всё чисто, красиво.

— На чем там можно пе­редвигаться?

— В Марокко такси — ста­рые «мерседесы». В каждом городе они разного цвета. В Марракеше — красное такси, в Касабланке – белое, есть голубое и так далее. Ходят автобусы. Местных жителей часто можно увидеть на мо­педах.

съедобные кактусы
съедобные кактусы

— Что является визит­ной карточкой этой стра­ны?

— Апельсины. Свежевы­жатый сок можно купить на каждом углу. Такой сладкий, что его даже водой разбавля­ют.

Марокканские бани ха­мам. Четыре процедуры стоили всего 15 дирхам. Но узнали, что мы иностран­цы, назвали уже цену в 150 дирхам. В бане принято использовать жмых после отжима оливкового мас­ла — такое черное оливко­вое мыло. А потом нанести аргановое масло. Марокко —национальный произво­дитель этого масла. У них на юге страны растут деревья, из которых это масло добы­вают. Я купила такое масло, сейчас дома в бане им поль­зуемся. Наверное, поэтому местные девушки ухожены, у них красивая кожа.

Марокканский зеленый чай. Очень-очень сладкий. Мы даже когда заказывали чай, говорили, что нам не надо столько сахара. Пить чай у них — это целая про­цедура: принято сидеть наулице, разговаривать и пить чай, как вино. Они его так и называют — марокканский виски.

Кофе у них хороший. По­дается в стакане или в рю­мочке. Черный кофе — очень горький. Какой-то кофе принято пить залпом, к ка­кому-то приносят стакан холодной воды для запивки. Еще принято в стакан с кофе наливать горячее кипяче­ное молоко. Вкус получает­ся такой бархатный. Я сей­час иногда делаю себе такой кофе в турке — и вспоминаю поездку.

— Чем знаменита их кухня?

— Самое популярное блюдо — таджин. Это типа нашего жаркого в горшоч­ках. Только у них они кону­сообразные. В них можно запекать овощи, мясо, рыбу. По пятницам, после намаза, все едят кус-кус.

Фрукты там вкусные и де­шевле, чем у нас.

Сардины очень вкусные, жирные и дешевые. Рыбу они продают свежей, даже холодильников нет. Мы, ког­да приехали, напали с под­ругой на сардины, как кошки на рыбу. Мы больше рыбы съели не от жадности, а по­тому что она действительно вкусная.

Рынок в Рабате. Оливки на любой вкус и цвет
Рынок в Рабате. Оливки на любой вкус и цвет

— Известно, что на вос­токе принято торговаться. Ты научилась?

— Да, у них принято тор­говаться, это даже традиция такая национальная. Нас на­учили сначала делить сум­му пополам и потом уже от половины начинать торго­ваться. А если они узнают, что ты говоришь по арабски, вообще хорошие скидки де­лают. Когда мы вернулись в Россию, торговались уже по привычке.

— Чем занимаются местные жители?

— Едят и гуляют, путеше­ствуют по своим городам. Солнце есть, фрукты есть, тепло и море — больше ни­чего и не надо.

У них медленный образ жизни. Мы, когда обратно вернулись, не могли привы­кнуть. Это мы в России всё куда-то бежим-бежим. У них стабильность. Они живут, ни к чему не стремятся, о поли­тике не думают: семья, дом, работа. Говорят: это вы, рос­сияне, такие загруженные.

IMG_1313Больших предприятий у них нет. Развиты только ре­мёсла, секреты которых они передают из поколения в поколение. Страна славится производством кожи. Про­изводство это вредное. Кожи вымачиваются в растворе с добавлением голубиного по­мёта и еще бог знает чего. По­этому люди, занимающиеся этим ремеслом, рано стареют.

IMG_1381Развито ткачество из вер­блюжьей шерсти. А, напри­мер, в Фесе мы смотрели, как делают керамическую мо­заику в печи. Хотя местные жители жалуются, что рынок постепенно наводняется ки­тайскими подделками.

IMG_1376Развито сельское хозяй­ство. У них такой климат, что брось косточку от финика – она будет расти. Много олив­ковых деревьев.

— Ты была в доме мест­ных жителей?

— Да, была. Дома у них не­большие, 2-3 этажа. Квартиры обычные, очень скромные. В прихожей стоят диванчики. Ковры есть. У кого-то телеви­зоры. Не принято оклеивать квартиры обоями.

У нас в России, чем благо­получнее семья, тем краше забор. У них же не принято показывать достаток: чем скромнее выглядит жилище, тем лучше. Хотя внутри мо­гут быть хоромы.

Лилия
Лилия

— Хотелось бы еще пое­хать?

— Хотелось бы. Я смо­трела, в основном в Агадир берут путевки. Там ведь два побережья: Средиземное море и Атлантический оке­ан. Сёрфинг развит, пляжи красивые. Я много где не была: на юге страны не была, в пустыне. Но туда лучше ехать в ноябре-декабре, не так жарко.

шефшаун
Шефшаун

— Как ты считаешь, страна безопасна для ту­ристов?

— С безопасностью там все нормально. Хотя поли­цейские не стоят на каждом углу.

Они любят своего короля, боготворят его. В каждом го­роде у него есть резиденция. Мы хотели сфотографиро­вать эти здания, но нам ска­зали, что фотографировать государственную собствен­ность нельзя, и попросили удалить кадры.

— А что там ещё нельзя?

— Нельзя (по арабских ха­рам) фотографировать жен­щин. Один раз я сняла на камеру, как местные женщи­ны стирают одежду. Они же­стом показали, что не надо их снимать. Зато дети очень любят фотографироваться. Но за это потом просят день­ги или конфеты.

Мы приехали в разгар Ра­мадана. Все торговые точки до семи вечера были закры­ты, приходилось готовить в общежитии. Зато после семи вечера все жители выходили на улицу, ели, гуляли, вели ночную жизнь.

Еще мы старались не но­сить обтягивающую одежду. У нас были удлиненные юбки, платья. Мы стара­лись не нарушать традиции и лишний раз не провоци­ровать. Но на нас всё равно обращали внимание, потому что местных женщин на ули­це вообще не видно.

— Лиля, я смотрю на тебя, и меня не покидает такое чувство, что в прин­ципе в жизни возможно всё. Только для этого нуж­но что?

— Любой человек, даже из маленького города, может многого добиться. Главное — работать и работать. Если у тебя есть какая-то мечта, нужно к ней стремиться. Мы с сестрой (она закончила 1 курс Казанского универси­тета) благодарны родителям за то, что мы всё время были заняты: танцевалка, музы­калка. Мы не сидели без дела.

— Не хотелось бы там поработать? Или в ка­кой-то другой арабской стране?

— Конечно, можно уехать поработать. Можно устро­иться в гостиницы, можно преподавать в школе. Язык я знаю, пишу на арабском. Но хотелось бы сначала за­кончить обучение, то есть магистратуру. Тогда возмож­ностей будет больше. Нужно пробовать, пока молодая, пока есть возможность и же­лание учиться.так красят шкуры

фес

IMG_0880

IMG_1953

марракеш1

сушка шкур