То дети от рук отбились, то родители

В рамках общественной акции «Лидер»  в Качканаре прошел общегородской рейд по неблагополучным семьям.

Чтобы посмотреть на работу инспекторов изнутри, я отправилась в местное отделение полиции, где проводился общий сбор участников мероприятия – порядка сорока человек. Последней в зал зашла сотрудница полиции для краткого объяснения, зачем мы тут все собрались, и распределила пришедших по адресам.

На каждый адрес определенное количество людей и приблизительно по одному сотруднику полиции или ПДН на группу. Меня распределяют в 10-й, 9-й, 8-й микрорайоны. Посещать семьи я буду в компании инспектора ПДН Татьяны Матвеевой, учителя школы №2 Ирины Быковой и педагога школы №7 Татьяны Ивановой.

В данное время в Качканаре на персонифицированном учете в комиссии по делам несовершеннолетних состоит 27 семей. Это семьи с детьми, находящиеся в крайне неблагополучной ситуации

«Мама убежала. Когда вернется, не знаю»

Отправляемся на первый адрес. Попасть в эту квартиру — уже трудность. Домофона нет, звонка тоже. Попав в подъезд благодаря выходящим, пробуем достучаться до хозяев. Первые попытки оказываются безуспешными. Кажется, что около закрытой двери мы стоим уже минут пять. Во время попыток сотрудников ПДН найти номер телефона семьи раздается щелчок дверного замка. Нас встречает пожилая женщина невысокого роста в домашнем халате.

— Здравствуйте! Инспектор ПДН, — раздается дежурная фраза.

Женщина с нотами усталости и отчаянности в голосе дружелюбно приглашает всех пройти.

В этой квартире сотрудников интересует дочь открывшей дверь женщины, которая совершенно не занимается воспитанием своего ребенка и подолгу не появляется дома, в связи с чем следить за девочкой приходится бабушке и дедушке.

Заходим в квартиру. В нос сразу ударяет запах сигаретного дыма. Курили здесь явно долго и много.

— Мама дома? — интересуется Татьяна Матвеева.

— Только что убежала. Когда вернется, не знаю, — отвечает бабушка.

Зайдя в прихожую, опускаю голову вниз и обращаю внимание на пол. В углах кучки пыли и мелкого мусора, старое деревянное покрытие не мыли очень давно. Настолько давно, что без обуви здесь никто не ходит.

Из-за угла комнаты выглядывает маленькая кучерявая девочка, на вид лет восьми. Большое количество внезапно нагрянувших инспекторов для нее, видимо, не ново, потому что она совершенно не боится посторонних и с интересом слушает разговор рядом с бабушкой.

— Как в школе дела? — спрашивает Татьяна Матвеева у девочки, но отвечает бабушка:

— В школу ходит, компьютер ей купили, все у нее есть.

По словам инспекторов, несмотря на беспорядок в доме, в школе у девочки, действительно, дела идут хорошо, а бабушка старается дать внучке все самое лучшее, что в ее силах.

Из соседней комнаты появляется высокий, седой, лохматый мужчина в очках и, заметив в моих руках камеру, устраивает скандал, требуя показать ему разрешение на съемку. Убеждения, что на фотоаппарате нет ни одного снимка, на него не действуют, и он продолжает возмущения. Но напоминание, что их семья состоит на учете, быстро усмиряет мужчину, и он отправляется обратно к себе в опочивальню, скрываясь с глаз инспекторов.

— Как у мамы с работой? — вновь обращается к бабушке инспектор.

— Никак. Ничего она не делает. И паспорт не делает. Дед работает два через два. Я работаю день, ночь. Без присмотра девочка не остается, — слышно в ответ сквозь кашель.

Спустя еще пару минут разговора, после которого становится ясно, что мать в этом доме — гость редкий, Ирина Быкова обращается к бабушке:

— Если маму лишат родительских прав, вам нужно будет оформить опекунство над девочкой. Давайте займемся этим, раз мама не занимается.

На такой ноте мы прощаемся с этой семьей и направляемся по следующему адресу.

«Я бьюсь, бьюсь. Не знаю уже, что и делать»

На пути к следующей семье я узнаю, что здесь случай совершенно не похож на предыдущий. Здесь все внимание инспекторов приковано к юной девушке-семикласснице, которая живет с бабушкой и дедушкой и, как говорят в народе, отбивается от рук.

Подходим к нужной квартире, дверь открывает бабушка и на вопрос, дома ли девочка, отвечает, что она где-то шатается, и сразу бросается в слезы:

— Я уже устала, руки на себя хочу наложить. Я устала! — слезно произносит женщина.

По сравнению с предыдущей квартирой, здесь обстановка совсем иная. В доме не видно ни соринки. Здесь чистота, яркий свет и нет посторонних запахов. Все вещи разложены по местам, а под ногами крутится упитанный, ласковый, серый кот. На первый взгляд, совершенно обычная и уютная квартира. Вот только этот уют нарушает напряженная обстановка в отношениях бабушки и отсутствующей внучки.

— Она в 25-ом общежитии была. Я только что оттуда. Говорила ей все: «Иди домой, иди домой!». — «Нет, не пойду», — она мне отвечала. Ушла она оттуда с мальчиком. Я бьюсь, бьюсь. Не знаю уже, что и делать. Говорю ей: «Там грязь, такой бардак, вонь! Что тебе не хватает дома? Приходи с друзьями домой. Надо — дам денег, чтобы в кафе посидели, коктейлей попили, поговорили нормально с друзьями. Зачем ходить по общагам?». — Я так устала, я так устала! Не могу больше, — навзрыд рассказывает женщина, не дожидаясь вопросов.

— Во сколько она у вас обычно приходит домой? Вовремя? — спрашивает Татьяна Матвеева у бабушки, пока она старается успокоиться.

— Да. Часов в 10 вечера, — слышен ответ со вздохом.

— А в школу искусств ходит? — интересуется инспектор.

— Я пошла в школу спросить, ходит ли она, она ведь на мои звонки не отвечает. Мне ответили, что вчера не была и сегодня. Сказали, что она в 25-ом общежитии. Я туда и пошла, позвала ее домой, а она погулять убежала. Что нужно ребенку еще? Всем обеспечена, — ответила бабушка.

На этом моменте разговор прерывается, инспекторы звонят по знакомым подростка в попытках узнать, где же сейчас все-таки девочка. В эту же минуту бабушке удается дозвониться до внучки, и она передает трубку для беседы Ирине Быковой, которая в свою очередь приглашает девушку завтра в свой кабинет на разговор.

Уже на выходе бабушка обращается к инспекторам с просьбой, чтобы проверяли девочку дома чаще.

«Предъявы ни за что кидают»

Наконец, мы направляемся по последнему адресу. Здесь внимание инспекторов обращено на трудного подростка, с которым не могут совладать ни мама с папой, ни учителя, ни даже инспекторы. Мальчик — ученик 7 класса, не стесняясь и не страшась никого, курит в классе, во время уроков, включает громко музыку, красит волосы во время занятий — и это, по словам инспекторов, далеко не полный список его «подвигов».

Дверь в квартиру нам открывает сам юноша под громкий лай собаки. Кроме коридора, обстановку в квартире не осмотреть, так как все двери закрыты, за одной из которых заперта немаленьких размеров, судя по лаю, собака. В квартире душно, грязи не видно, но впечатление портят неприятный запах и оборванные местами обои. Пустив инспекторов в дом, мальчик решает уйти в комнату, видимо, посчитав, что пришли не к нему. Вместе с ним визитеров встречают отец с маленьким ребенком на руках и мама.

— Где твои красные волосы? — спрашивает Татьяна Матвеева. — Видела сегодня фотографию.

— Кто сфоткал? — с явным неуважением интересуется мальчик, делая при этом недовольный вид.

— Как мы его все достали, — отреагировала Ирина Быкова на его выражение.

— Ты своим поведением испытываешь наше терпение? Что тебя не устраивает? — вновь обращается к нему Татьяна Матвеева.

— Предъявы ни за что кидают, — слышно от подростка в ответ еще детским голосом.

— Ты же прямо во всеуслышание орешь: «Посадите меня в учреждение». Душа у тебя кричит. Я вот слышу, что ты туда хочешь, что тебе надоело жить дома, что тебя все достало, — отвечает ему инспектор.

Чтобы хоть как-то образумить мальчика, инспекторы предлагают ему за рассказом об особом учреждении обратиться к знакомому, который его уже посетил.

С фразой «Хотелось бы достучаться» прощаемся и с этой семьей.

Конечно, у каждого своя жизненная история. Иногда жалость вызывают дети, ставшие заложниками недостаточной обеспеченности и благополучности родителей. Иногда — наоборот, сочувствуешь родителям, которые из последних сил пытаются совладать с непослушным ребенком и дать ему все необходимое. Взглянув даже на эти примеры, трудно представить, какой же все-таки выход есть из ситуаций. Возможно, кроме постоянных бесед с представителями полиции, таким семьям было бы полезно пообщаться с психологом?