Танцоры студии «Радость» Светланы Бабенко участвовали в съёмках фильма в Москве
Почти четверть века назад Светлана Бабенко создала вокруг себя коллектив, объединяющий талантливых, энергичных, способных ребят и назвала его «Радость». На протяжении долгих лет красивые, статные мальчишки и девчонки покоряют зрителей своими танцами. Очередную награду в копилку коллектива ребята недавно привезли из Москвы.
Специально для читателей «НК» Светлана Петровна рассказала, с чего начинался её творческий путь.
Съёмки в Москве
В конце октября качканарские танцоры представили Свердловскую область в Москве. Там состоялся Всероссийский телевизионный конкурс «Национальное достояние России». На масштабное мероприятие съехались 200 самодеятельных и профессиональных хореографических коллективов со всей страны. Из Качканара на съёмки пригласили образцовую хореографическую студию «Радость» под руководством Светланы Бабенко.
Детские и молодежные ансамбли народного танца, профессиональные и студенческие коллективы, государственные академические ансамбли представили в рамках проекта культуру своих регионов. Они приняли участие в конкурсных смотрах и съёмках многосерийного фильма о традициях и региональных особенностях народов России. Ребята из студии «Радость» показали культуру Урала.
Почти четверть века назад Светлана Бабенко создала вокруг себя коллектив, объединяющий талантливых, энергичных, способных ребят и назвала его «Радость». На протяжении долгих лет красивые, статные мальчишки и девчонки покоряют зрителей своими танцами. Очередную награду в копилку коллектива ребята недавно привезли из Москвы.
Специально для читателей «НК» Светлана Петровна рассказала, с чего начинался её творческий путь.
Точная дата показа фильма пока неизвестна. Увидеть качканарский коллектив можно будет на канале «ОТР» или «Культура».
В номинации «Народно-сценический танец» танцоры из нашего города завоевали диплом лауреата первой степени с танцем «Каменские проходочки». Более того, коллектив исполнил танцевальный номер «Кадриль» и принял участие в торжественной церемонии закрытия конкурса.
— Студия «Радость» прошла по всем критериям отбора. Для начала нужно было отправить в Москву видеоролик, в ответ нам пришло приглашение на съёмки, — рассказывает Светлана Петровна. — Меня заинтересовал этот проект даже не столько съёмками, а тем, что в течение трёх дней с ребятами работали режиссёры-хореографы, коллектив принимал участие в постановочных сценах.
Конечно, детям хотелось посмотреть Москву, некоторые поехали туда впервые, но мы её, можно сказать, не увидели. С утра до вечера были в работе. Мы в 9 утра заходили на съёмочную площадку и только в 10 вечера уходили.
Светлана Бабенко отмечает, съёмки велись постоянно, не снимали ребят только в номерах гостиницы, где они остановились.
— Нам так и говорили: помните, вас снимают везде. Обидно, что школы перестали учить детей разговаривать. Были моменты, когда камера наезжает, а у ребёнка ступор, он ничего не может сказать. И так не только у наших детей. Я сама очень застенчивый человек, но понимаю, что не имею права сейчас быть застенчивой, в доли секунды это пролетает в твоей голове, и ты начинаешь говорить. Дети, к сожалению, не готовы легко рассказать о себе, о своём городе. На сцене они легко говорят ногами, а вот воспроизвести голосом не могут, — сожалеет руководитель коллектива, но тут же добавляет, что приятных моментов было гораздо больше. — Мне было приятно, что всех трёх моих мальчишек взяли в трюковые номера. Не каждому ансамблю была дана такая честь.
Оказалось, самым тяжёлым для ребят было вставать в 5 утра, а самым запоминающимся стал гала-концерт.
Самую малость качканарцы в Москве всё же увидели. Организаторы подготовили для них обзорную экскурсию.
— Мы посмотрели Воробьёвы горы, Красную площадь, Храм Христа Спасителя, пробежали по мосту в парке «Зарядье». Жили в гостинице «Вега», там понравились номера и шведский стол на завтрак. Обедом и ужином нас кормили на съёмочной площадке, — делятся впечатлениями дети.
Ребята передружились с другими коллективами. География общения расширилась. По словам Светланы Петровны, именно поездки вдохновляют ребят и подтягивают, у них появляется стимул трудиться ещё больше.
Коллектив «Радость» — это моя жизнь
В следующем году образцовая хореографическая студия «Радость» отметит свой юбилей, 4 августа народному коллективу исполнится 25 лет. А коллектив, как известно, начинается с руководителя, именно он вкладывает свою душу в каждого ребёнка, именно педагог прикладывает усилия, чтобы ребёнок отточил каждое движение.
Родилась и училась Светлана в Казахстане, в школе, как и все дети, пела и танцевала. Тогда во всех школах были кружки. Музыка была близка девочке с детства, родители очень красиво исполняли песни дуэтом.
После школы девушка поступила в Томское училище культуры. Затем по распределению попала в Парабельский район, который находится на севере Томской области. Заочно училась в институте культуры Санкт-Петербурга. В Качканар приехала в 1989 году, пришла работать в детскую школу искусств. В 2000 году Светлану Бабенко пригласили во Дворец культуры.
— Вы помните своих первых учеников? Кто из них связал свою жизнь с творчеством?
— Моя воспитанница Марина Елесина поступила в Пермское училище культуры, сейчас преподаёт. Валентина Сафина руководит хореографической студией «Эврика» в Качканаре. Даша Трусова поступила в театральный институт в Екатеринбурге, сейчас ушла в фитнес. Таня Напольских и Саша Чиглинцев поступили в Горный университет, танцевали в коллективе при университете, затем Сашу пригласили в народный ансамбль танца имени Поличкина.
У нас и семьи создаются в коллективе. Мои воспитанники Ксюша Дятлова и Вова Дерябин познакомились в студии «Радость», создали семью, ждут пополнение.
У меня много звёздочек, радуюсь, когда ребята забегают ко мне пообщаться.
Считаю, что нашим трудом должны заниматься люди-фанаты. Нужно безгранично любить то, чем ты занимаешься. Мы часто жертвуем своим временем, семьёй, проживаем сутками на работе, чтобы чего-то добиться. Если ты готов только блистать на сцене, если нет преподавательской жилки, лучше не идти в преподавание. Танцевать — это одно, преподавать — совершенно другое. Ещё всегда советую ребятам начинать с училища, если они собрались связать свою жизнь с преподавательством.
— Для вас коллектив «Радость» — это?
— Это моя жизнь!
— Что дают занятия в танцевальном коллективе ребёнку?
— Мы оздоравливаем детей, укрепляем мышцы. Решаются координационные проблемы. Приходят дети, которые сначала путают право и лево, не могут попасть ладонью в ладонь. Бывает, что у ребёнка нет чувства ритма, мы его развиваем. У ребёнка развивается логика. Мы рассказываем детям о наших традициях, много общаемся. Учимся не стесняться выражать свои эмоции.
— С чего начинается ваш рабочий день?
— С чашки чая. Если нет постановочных работ, мозг не загружен этим, то я могу увидеть синее небо, солнце. Если идёт постановочная работа, то музыка звучит в ушах с самого утра. Ты читаешь, слушаешь только то, что связано с постановкой. Пока идёшь на работу, перемалываешь информацию. На работе вновь слушаешь, переносишь на детей, в процессе можешь что-то подредактировать. Этот процесс засасывает: утро, день, вечер, ночь сливаются… Когда уже всё родилось, тогда начинаем репетировать, и я вновь вижу мир вокруг себя.
— Кто автор костюмов коллектива «Радость»?
— Ольга Чиглинцева. Она с самого начала исполняет все мои пожелания по костюмам. Мы вместе выбираем ткани, всю красоту шьёт она.
— Всем ли вы даёте шанс попробовать себя в коллективе?
— Берём всех, а там уже кто задержится — тот задержится. Это очень тяжёлый труд, не каждый ребёнок умеет работать. Сейчас дети практически не умеют трудиться. Если раньше ребёнок мог 2-3 минуты сидеть и работать со стопой, держа прямо спину, то теперь им это сложно, он сидит 5 секунд и начинает горбиться, у него не хватает силы воли заставить себя трудиться. Он одну диагональ может прогулять красиво, а вторую ему уже надоедает. И это не только к маленьким относится, но и к тем, кто занимается не первый год. Нет внутреннего трудолюбия, усидчивости.
На самом деле мало, кто идёт в народно-классическую хореографию. Так повелось, что Качканар спортивный город, все идут в футбол, самбо, раньше в лёгкую атлетику. Иногда на конкурс из больших городов приезжает коллектив из 40 человек. К сожалению, мы не можем себе такого позволить. А очень бы хотелось. В первую очередь, должна быть заинтересованность родителей. Ведь именно родители приводят ребёнка в танцы. Родителям не стоит наказывать детей за плохую учёбу отсутствием танцев. С таким иногда тоже, к сожалению, сталкиваемся.
— Вы требовательный руководитель?
— Я жёсткий руководитель, строгий, требовательный. Всегда стараюсь отшлифовать даже самые мелкие детали. Родителей и детей всегда предупреждаю, я кричу не потому, что я хочу кричать, иногда приходится перекрикивать музыку, чтобы дети услышали. На сцене артисты как на ладони, всё должно быть красиво, отточенные движения, каждая деталь важна. Зритель должен видеть красоту. Но в жизни дети говорят, что я добрая, не такая злая.
— Расскажите о своей концертной деятельности. Где вы уже побывали?
— Москва, Санкт-Петербург, Великий Устюг, Суздаль, Одесса, Геленджик, города Свердловской области, Сиде в Турции, Пицунда в Абхазии.
— Откуда у вас любовь к классическому, народному творчеству?
— Из детства. Я любила смотреть балет, любила народные песни. В каждом человеке существует этот тумблер: у кого-то к классике, у кого-то к эстрадному творчеству, у кого-то к песне, у кого-то к танцу.
Я не помню, кто сказал, но мне нравятся эти слова: когда человек хорошо слышит — он талантливо поёт; когда человек хорошо видит – он талантливо танцует; если у человека чистая душа – звучит романс. У меня, наверное, стопроцентное зрение, я видела мир в других красках, поэтому я полюбила танец.
Юлия Гофлер