Старинное уральское село Мурзинка

Ура! Кажется, закончился масочный режим и можно кучковаться, то есть наш фо­токлуб «Радуга» может спо­койно поехать на очередную экскурсию!

Так куда же едем? Мне ка­жется, что мы уж весь свой край изучили, ан нет! Ещё остались водопады, где мы не были или, по крайней мере, я там точно не была.

На форуме «Радуги» пи­шут: «Едем в Мурзинку и на Южаковский водопад». Спрашиваю:

— Ребята, а я-то до него дойду или только издали по­смотрю, как и на прежний водопад с сосульками?

Меня заверили, что тут я обязательно поднимусь к во­допаду.

— Ну, ладно! Так пойду.

Красивые всё же места у села Мурзинки

Амбарка и Шиловка

Ага, пошла! Тропа в глубо­ком снегу, да в горку. Я тут же провалилась, и если бы наш водитель Сергей мне не по­мог вовремя, я бы барахта­лась в снегу. Сейчас всё под снегом, поэтому взбираться было трудно. Снег уже начи­нает таять, мокрый, рыхлый. Моя приятельница Любовь Васильевна вернулась в ав­тобус, взяла палки и догнала меня. А уж с палками «я до Африки дойду».

Поднялась на самую вер­шину. И, о, Боже! Какой вид открылся! Я наверху, а внизу журчит, урчит речка среди скал. Зажали они её. Скачет она по камушкам, как по сту­пенькам резвая девица. Да, вода имеет огромную силу и власть в природе. Пожар она усмирит и скалу одолеет.

На противоположном бе­регу скалы отвесные, как будто прорубленные. Это, наверно, и есть работа воды. Недаром говорят: вода ка­мень точит.

Когда-то вода прорвала плотину, что находится в селе Южакова, построенную в конце 1970-х годов на ме­сте слияния речек Ямбарка и Шиловка. Хотели её усми­рить и направить в трубу. Нет, не пошла она вся в тру­бу. Часть речки вышла из по­виновения людей и прорыла себе отдельный ход среди скал. Получилось узкое уще­лье, и своевольная вода по­дарила людям маленький и симпатичный водопад, который в невысокую воду можно перейти по камням.

А вот что это за реки Ам­барка да Шиловка? Амбарка известна целым рядом са­моцветных копей вдоль нее. Правда, в последнее время ее почему-то зовут Ямбаркой. Вот маленькая справка: Ям­барка протекает в Свердлов­ской области. Устье реки на­ходится в 144 км по правому берегу реки Нейва. Длина реки составляет 31 км.

Да, речка невеличка, но до чего же она богата! По данным государственного водного реестра России, в копях вдоль речки добыва­ли не только аметисты, но и турмалины, хрусталь. Одна из старейших копей рядом с Амбаркой, ставшая из­вестной благодаря розовому турмалину, впервые найден­ному здесь, называется «Ми­нистерская яма».

Южаковский водопад

Познакомились с речка­ми-речушками, давайте ещё посмотрим на неё с верши­ны не очень высокой ска­лы. Разбежались мои друзья в разные стороны. Самые резвые, как Коля Желонкин, Саша Краснюк и Татьяна, сразу же помчались вниз к самому водопаду. Потом и остальные спустились. Там у самой воды и запечатлели этот момент. Я же сверху за всеми наблюдала и писала репортаж. Марина, Вале­рий записывают видео, я же учусь говорить, слежу, чтобы не было слов «паразитов». После мы с Тамарой просто стояли и слушали шум воды.

Погода нам благоволи­ла: ни ветерка, ни осадков, и солнышко уже ярче стало светить. Такой покой был на душе, что уходить не хо­телось. Тамара рассказыва­ла, что они с семьёй бывают здесь летом. Мы сидели с ней на выступах скал, как на стульях, а вокруг их обтекали струи тёплой воды. Неудиви­тельно, что вода прогрева­ется, ведь глубина её на пе­рекатах мелкая и солнышко прогревает воду.

Летом здесь постоянно бывают туристы. За чисто­той вокруг водопада следят школьники, плакаты напо­минают, что природу нужно беречь. Да как можно что-то бросить или оставить после себя пластик и полиэтилен? Это варварство не только по отношению к природе, но и к самому себе. Ведь изгадить можно всё, а вот где потом наши дети будут отдыхать?

Дорога грунтовая, узень­кая. Видно, что это искус­ственная насыпь вдоль об­ширного пруда до самого водопада. Чистое поле пруда ослепительно сверкало на солнце. Почему-то рыбаки в своих шалашах сидели имен­но ближе к водопаду. Значит, рыбка там и водится. Не об­мануть рыбаков, уж они-то знают всё о повадках рыбы.

А ещё я кое-что узнала о речке Нейве. Версий много о её названии, но мне понра­вилась такая: Никита Деми­дов назвал её в честь реки Невы, дабы доказать свою преданность царю и отече­ству. Многие миллионы лет трудилась она, прокладывая себе удобное русло. Про­рывала преграды в горных пластах, расположенных по­перёк течения, и обнажила все земные богатства. В этих краях было найдено 150 ми­нералов. Это же почти вся таблица Менделеева!

Спустились на дорогу. Прекрасный вид как раз на излучины реки. Фото на память — и поехали в село Мурзинку смотреть на мине­ралы.

Мурзинка

Мурзинка — старинное уральское село в Горноу­ральском городском окру­ге Свердловской области. Центр русского народного промысла — уральской резь­бы по камню. Деревня распо­ложена на восточном склоне Уральских гор, в 120 киломе­трах к северу от Екатеринбур­га и в 81 километре к юго-вос­току от Нижнего Тагила, на берегу реки Нейвы. Через Мурзинку проходит автомо­бильная трасса Алапаевск— Мурзинка—Петрокамен­ское—Николо-Павловское, которая соединяет Алапаевск с Нижним Тагилом.

Согласно Мамину-Сиби­ряку, название Мурзинка воз­никло из-за того, что в этих местах жил татарский мурза. Село было основано в 1639 году боярским сыном Андре­ем Бужениновым на урочи­ще, называемом Мурзинской еланью, как Мурзинский острог, казачий гарнизон ко­торого должен был охранять Верхотурский тракт. В 1662 году Мурзинку сожгли дот­ла во время татаро-башкир­ско-вогульского набега.

Сёла на Урале имею боль­шую историю. В этих сёлах когда-то находили полезные ископаемые и минералы. Мурзинка знаменита свои­ми голубыми топазами, бе­риллами, пегматитом, гор­ным хрусталём и другими ценными минералами.

Музей

Идём в музей, что нахо­дится в старой церкви. Тут тоже непростая история с церквями. Мы же знаем, как после революции крушили церкви, снимали колокола и здания приспосабливали под всякие конторы и даже скла­ды. Так и Сретенский храм был закрыт в 1930 году. Что там было раньше после за­крытия, неизвестно, а в 1973 году в Мурзинке был открыт Минералогический музей имени А.Ферсмана, создан­ный по инициативе мест­ного жителя Ивана Зверева, внука известного уральского горщика Д.Зверева, послу­жившего Бажову прототипом Данилы-мастера.

В Минералогическом музее им. Ферсмана

Интересно, что в Москве действует музей Российской академии наук с таким же на­званием. Мурзинский музей расположен в помещении Сретенской церкви, постро­енной в 1729 году на сред­ства прихожан. В экспозиции показаны образцы местных минералов, старинные кам­нерезные приспособления, предметы быта крестьян.

Своими глазами убеди­лись, рассматривая коллек­ции минералов, насколько богаты недра Урала. Но здесь собраны образцы минералов со всего света, даже афри­канский малахит есть.

Под куполом бывшей церкви устроен второй этаж. Это московские художники постарались восстановить роспись на потолках и сте­нах. Мы поднялись по дере­вянной лестнице и увидели красоту росписи потолков бывшей церкви.

Музей отражает старину, быт, одежду. Имитация шах­ты по добыче минералов и колодцы. В «Синюшкином» колодце сами мыли породу и искали минералы. Каждый нашёл себе какой-нибудь ка­мень. Так что привезли с со­бой по камушку на память об этом музее и богатом крае. Экскурсия удалась. Попол­нили свои знания о родном и близком крае, а я, как всегда, написала об этой поездке.

Только далековато всё же. Почти два часа до Нижнего Тагила и ещё 81 км до водо­пада. Это тоже больше часа. Устала в дороге, но что поде­лаешь, не могу же отстать от друзей. Иначе мои читатели не узнают, где мы были и что видели.