Сплав по Чусовой до Ёквы

Мы едем покорять реки и озера. Когда мне сказали название посёлка, от ко­торого мы начнём сплав, и конечную точку нашего путешествия, я не сразу поняла, что это не шут­ка. Теперь я уже опытный сплавщик и говорю эти названия с гордостью: «Харенка, Ёква».

В путь! Опять солнышко на ладошке, мы счастливы! Выезжаем из Качканара, сле­дуем по маршруту: Качка­нар-Черноисточинск — Ви­сим — Висимо-Уткинск. По дороге заезжаем в Висим­ский заповедник. Сам посе­лок Висим не только родина писателя Мамина-Сибиряка, но и место существования оленьего питомника. Олени были завезены сюда из Ал­тайского края в 2008 году.Помимо маралов, на ферме содержат стадо пятнистых оленей, страусов и якутских лошадей. Мы покормили животных, полюбовались красотой пятнистых оленей, сфотографировались.

Урал — уникальный ре­гион, который знаменит своими красотами. Помимо самих уральских гор, тая­щих в себе множество самых разных легенд и сказов, на Урале много чистых озёр, рек, пещер и водопадов. Мы на пути к реке Чусовой. Су­ществует несколько гипотез происхождения названия этой уральской реки. По наиболее распространен­ной версии, название про­изошло от коми-пермяцких слов «чус» — быстрая и «ва» — вода, т.е. «чусва» — «бы­страя вода».

Река Чусовая — попу­лярнейший туристический маршрут. Возможные точки для начала и окончания спла­ва по Чусовой: Коуровка, Ха­ренка, Староуткинск, Чусо­вое, Усть-Утка, Кын, Верхняя Ослянка, город Чусовой. Мы выбрали маршрут «Харенки — Ёква».

Серьёзных преград на реке нет, поэтому она хоро­ша для сплава неопытных туристов.

Сплавляться вместе интересней
В палаточном

Мы проезжали несколь­ко населённых пунктов. Очень нам понравился по­сёлок городского типа Виси­мо-Уткинск, дорога ведёт по уральским холмам и равни­нам и доставляет истинное удовольствие, вокруг много живописных мест. По дороге множество длинных подъ­ёмов и спусков, что вносит изюминку в путешествия. Расположился Висимо-Ут­кинск между реками: Меже­вая Утка и Грязнушка, Ланин Лог и Малевка. Пересека­ем центр посёлка, с правой стороны дороги памятник погибшим в Великой Отече­ственной войне. Внушитель­ная фигура солдата, за его плечами надпись: «Никто не забыт, ничто не забыто!», фамилии погибших. В ка­ждом селе на Урале есть та­кой знак давней войны.

Вдруг при спуске к мосту слышим грохот, поворачи­ваем головы, видим — во­допад! Его здесь называют «Уральской Ниагарой», даже находясь в машине, трудно разговаривать из-за посто­янного шума. Водопад искус­ственного происхождения: остался от заводской плоти­ны, вода шумным потоком падает с утеса. Участок ря­дом с руслом водопада ка­менистый, поэтому летом по нему можно легко полазить.

Река Межевая Утка хоть и неширокая, но бурная. Её длина 121 километр. Она берёт начало в Уткинском болоте между горами Боль­шой Урал и Синей. На Виси­мо-Уткинский водопад ча­сто приезжают сплавляться любители экстрима. Мы же обычные сплавщики, поэто­му едем дальше. А вот и де­ревня Харенки, мы у цели, под мостом нас встречают инструкторы, приглашают перекусить пловом с костра, душистым чаем, кофе и сла­достями.

Знакомство, техника без­опасности, основы гребли веслом: «Табань», «Сушим весла», всё, мы готовы!

Проходим под мостом и видим: улицы с интересны­ми коттеджами, навесной мост, памятник Демидову, сооруженный прямо в русле реки, далее камень Дожде­вой, в гроте которого про­фессором, археологом Се­риковым в 1988 году было открыто культовое захоро­нение вогульского шамана и его помощницы, датируе­мое 6,5 тысячами лет назад. По левому берегу впадает река Кашка, по названию де­ревни, которая существова­ла до 60-х годов двадцатого века. После остановки мы прогулялись вверх по тече­нию реки Кашки, здесь мож­но увидеть остатки плотины, а в траве по берегам найти большие мельничные жер­нова. После прогулки приду­мали легенду: «Все богатыри русские родились здесь, в деревне Кашка, а так как они очень любили кашу, были самые сильные и выносли­вые». С тем и отправились дальше в путь.

Любуемся пейзажами, слушаем песню Чусовой и наслаждаемся. Впереди ска­лы, а вот и кемпинг «Мир приключений». Перед кем­пингом, по левому берегу, тянутся камни Голубчик и Печка. Поднимаемся на камень Омутной, о Боже, вот это красота, вот это сказка!

Скалы всегда интересны для изучения

После вкусного обеда, купание, фотосессия, идём дальше. Через 30 минут сушим вёсла, инструктор Александр рассказывает, подходим к пещере. Пеще­ра Туристов, пещера Камня Дыроватый, расположенно­го на левом берегу Чусовой. Камень представлен в виде скальных утесов, высотой до 90 м, протяженностью до 200 м. Геоморфологический, ботанический и археологи­ческий памятник природы.

Пещера Туристов распо­ложена в основании Утёса, не видна с воды, к ней ведёт лесная тропа. Поднимаемся в пещеру. В пещере 5 гро­тов: Жертвенный, Высокий, Мешок, Окно, грот Идола. Общая длина пещеры 80 м, одна из самых длинных пе­щер на реке. В пещере не­однократно работали архе­ологические экспедиции, в результате которых обна­ружены исторические арте­факты, в большинстве случа­ев — останки животных.

В душе покой и счастье, приходим к выводу, что сплав — один из прекрас­ных способов отдохнуть на природе, насладиться пейза­жами, поговорить с ветром, послушать разговор леса, увидеть цаплю, маму утку и утят. Навстречу нам попада­лось много катамаранов, мы приветствовали друг друга и желали хорошего отдыха. А вот и поворот, деревня Ёква — конечная точка нашего маршрута.

В палаточном лагере все под контролем

Название речки, горы и деревни имеет вогульское происхождение. На языке манси слово «эква» означа­ет «богиня, старуха, женщи­на». Словом «эква» вогулы называли священные места. Эту версию подтверждает и местная легенда, согласно которой первой жительни­цей в этом месте была пожи­лая вогулка-шаманка. Впро­чем, есть и другая версия, согласно которой название произошло от башкирских слов «ёк-ва» — «нет воды», или «сухая река» Иногда речка, действительно, пере­сыхает.

А мы никогда не дадим пересохнуть нашим путеше­ствиям, потому что с каж­дым годом они становятся у нас всё полноводнее!