Спасите «Здравицу», — призывают участницы фольклорного ансамбля

Клуб «Берегиня» и фольклорный ансамбль «Здравица» (которому в 2016 году было присвоено звание народный), созданный при хоре «Журавушка», не выпадают из поля зрения горожан. Клуб «Берегиня» работал в подвальном помещении в одном из домов 5а микрорайона. Затем кому-то это помешало, и полетели письма в различные инстанции с просьбой выселить клуб. В январе 2018 года клуб «Берегиня» переехал в здание детской библиотеки им.Ф.Селянина, перейдя из Молодежного центра в библиотеку.

С переездом в новое помещение проблемы у «Здравицы», как оказалось, не закончились.

«Здравица»: Дайте нам репетировать и верните баян!

В начале 2019 года участницы коллектива обратились в редакцию «Нового Качканара» с письмом:

«Новый год вступил в свои права. Несёт радость, добрые дела и пожелания. Все радуются, и никто не догадывается, что у кого-то кошки скребут на душе.

Пишем об участниках ансамбля «Здравица». У них точно не совсем праздничное настроение.

Правительство страны заявляет, что надо поддерживать творческие коллективы, создавать условия для их развития. А что же делается на местах, как эта программа реализуется?

Совсем недавно появилась в городских газетах и в интернете публикация о том, что по адресу: 5 мкр., д.7а (это библиотека им.Селянина), работает Центр народного творчества. И совсем непонятно, почему организаторы этого Центра утверждают, что ансамбля «Здравица» не существует. А как же звание народного? Оно ведь документально утверждено Министерством культуры Свердловской области. И звание присваивается за многолетний творческий труд, а не за разовое выступление на сцене.

С самого основания ансамбля этот коллектив работал при клубе «Берегиня». И всегда к своей деятельности относился творчески. Но с приходом нового клубного организатора ансамблю, как коллективу, запретили входить в клуб для репетиций.

У нас вопрос: почему ансамблю, который поёт чисто, от души, нет доступа в клуб? Нам необходимо как минимум два раза в неделю проводить рабочие репетиции. Все песенные конкурсы, фестивали проводятся в зимний сезон. Зимой никак невозможно проводить репетиции на улице, да и нужно музыкальное сопровождение.

Клуб «Берегиня» создавался совместными усилиями участников хора «Журавушка» и ансамбля «Здравица». Хор и ансамбль неделимы, они были едины и составляли основу клуба «Берегиня». Ко всем праздникам, конкурсам готовились сообща. Другое дело — результат работы коллективов. Все ценные призы «Здравицы» сейчас являются достоянием организатора или музыкального руководителя Е.Рязановой. Только какая её в этом заслуга?

Всё было создано и заработано до её назначения. Парадокс: любой руководитель будет рад слаженному творческому коллективу (бери готовое и работай). Но не в нашем случае.

С первого дня знакомства с ансамблем новый руководитель заявила, что работать со «Здравицей» не будет, а теперь ещё вместе с заведующей библиотекой и на репетиции в клуб запретила нас пускать. Вот и творческий подход к работе у работника культуры со специальным образованием! Каким мощным был хор «Журавушка» — и что осталось от хора!

— Нам не надо чисто петь! Ну и что, что «лажу» поют на конкурсе! А ансамблю «Здравица» вообще надо платить за аренду помещения! – и это говорят нам культурные люди.

Вот так развивается ансамбль «Здравица», а вместе с ним и культура при центре народного творчества в Качканаре. Кстати, почему-то выяснилось, что Центр этот «по официальным документам действует уже шесть лет». Бумага всё стерпит!»

Кроме того, женщины рассказали, что их не только не пускают на репетиции, но и забрали баян, который они получили по гранту. И ещё у них вскрыли комнату, где хранились их костюмы и вещи из «Берегини».

Вот как видят ситуацию в Центре народного творчества.

Елена Рязанова: Преград мы никому не ставим

— Моя цель объединить все народные коллективы в один центр, обеспечить им выступления на всех площадках города и по возможности за его пределами.

Когда меня попросили возглавить клуб, я познакомилась со всеми коллективами. И сразу сказала, что со «Здравицей» я заниматься не буду. Потому что это не коллектив, а скандальная трибуна. Но директор библиотеки Инна Васильева уговорила меня поработать с ними хотя бы месяц. Я согласилась, в надежде, что за этот месяц найду им руководителя.

Я в Качканаре с 1982 года, работала учителем, занималась в клубе самодеятельной песни «Четверг». У меня много знакомых среди музыкантов и вообще творческих людей. Я месяц искала для этого коллектива руководителя. Обратилась ко всем народникам, известным в городе — и все отказались. Из своего числа они тоже не могут никого выбрать.

Наш клуб заключил с библиотекой соглашение на развитие народного творчества, народного направления. Меня это очень устраивало. Потому что сейчас всё, что связано с народным творчеством, очень актуально. И это единственное, что может возродить страну, наш народ, молодёжь, остановить духовно-нравственное безобразие. А тут народная культура, традиции, обычаи! И мне бы хотелось, чтобы в «Берегине» всё это сохранялось и приумножалось. А библиотека – это кладезь, где можно почерпнуть столько всего! Мы стали готовить с библиотекой совместные мероприятия. «Здравица» отказалась в них участвовать.

«Здравица» позиционирует себя вразрез всему. И до сего времени они не могут определиться со временем репетиций. Они мне говорят: «Мы — клуб; мы, что хотим, то и будем делать, под библиотекой мы не будем.Библиотека их славу якобы присвоит. Люди о своей славе заботятся, а не о деле.

Все репетиции у нас проходили с какими-то претензиями, выпадами, спорами. И вот как-то получилось, что на репетиции мы работали только с хором «Журавушка». Это было замечательное занятие. И я поняла, что хор и «Здравица» вместе не могут.

Вот клуб самодеятельной песни «Четверг». Им 37 лет. Они везде участвуют. Они никакие не народные. Им город копейкой ни разу не помог, автобуса ни разу не выделял. И они не жалуются. А «Здравице» костюмы шьёт город, город их возит выступать — и взамен одни претензии.

У них претензии и ко мне: кто я такая? Я здесь для того, чтобы всё работало. У меня люди из коллективов практически каждый день где-то выступают. Вот у меня папка, где собраны все наши мероприятия. Я даже не успеваю всё собрать в одну папку, потому что столько всего!

Если бы «Здравица» определила время репетиций, то приходили бы и занимались. А то, что их не пускают и забрали баян, — это ложь. Баян лежит, пользуйтесь!

Каждый коллектив работает при каком-то муниципальном учреждении (тогда это был городской центр досуга). В итоге, когда «Берегиню» передавали библиотеке, муниципальное имущество перешло библиотеке, в том числе и баян с его инвентарным номером. Баян — это не личная вещь «Здравицы», а муниципальное имущество. Если коллектив как-то через КУМИ сможет оформить этот баян в личное пользование, пусть забирает его.

«Здравица» говорит: «Сделайте нам отдельный вход». Остальные, почти сорок человек из хора и других творческих объединений, говорят: «Нам какая разница, где петь». Из той же «Здравицы» женщины приходят, репетируют, выступают.

Они обвинили меня, что я вскрыла их помещение с якобы их личными вещами. Поясню, в чем дело. Как-то у нас проходил концерт в библиотеке. В это время члены коллектива «Здравица» зашли и сняли все вещи с выставки народного творчества. Семидесяти-, восьмидесятилетние бабушки украшали эти стены своими руками, а «Здравица» сняла всё это и закрыла в каморке. На каком основании? Якобы это их личные вещи. Затем начали отсюда что-то выносить мешками. Я приняла такое решение и коллективу сказала: «Это библиотека, заберите отсюда свои личные вещи, и мы начнем обустраивать клуб с нуля».

А ведь как ансамбль «Здравица» замечательный! И я им это говорила. Им бы просто организовать клуб по интересам. Сейчас время такое, что надо объединяться. Смотрите, сколько у нас в городе площадок: «Журавушка», КСП, хор «Родник», «Сударушка», «Надежда», «Душа», «Дуслык» и так далее. Каждое направление живет и развивается, везде себе место находят. Вы, как «Здравица», примкните куда-то. Вы талантливые, вам везде будут рады! Если вы не идете ни на какие условия, собирайтесь тогда у себя дома.

«Здравица» говорит, что хор «Журавушка» слабый и некачественный, а все награды зарабатывала «Здравица». Почему они некачественные? Мы сделали без «Здравицы» 21 декабря в библиотеке «Колядки», 18 января — «Крещенский сочельник». Сейчас едем в Нижнюю Туру на «Играй, гармонь!». Съездили на заставу к Яблокову, в Нижний Тагил на фестиваль, отметили День весеннего равноденствия. Участвуем в международном мероприятии «Хороводы России». Ездили в Екатеринбург, в центр народной культуры. Ездили в Верхотурье на фестиваль «Мой городок — душа России!» Как нас там принимали! Ездили в Лесной на «Хуторское казачество», на «Осеннее очарование» в Красноуральск. Каждую субботу мы проводим вечёры. Даже делаем гусли. Центр народной культуры живёт полной, насыщенной жизнью.

И я поняла, что эти люди, которые «Здравице» во всем помогали, живут без них прекрасно!

А коллектив «Здравица» только пишет жалобы во все инстанции вместо того, чтобы заниматься со всеми вместе и участвовать везде. Они обвиняют, что мы воруем их славу, но за этот год они, кроме головной боли, ничего не принесли.

Я в их творчество не вмешиваюсь, не требую от них каких-то концертов или отчетов. Но вы умейте выстраивать отношения с другими людьми и друг с другом.

P.S. В процессе подготовки материала мне пришлось переговорить о «Здравице» в администрации города, с руководителем центра народного творчества Еленой Рязановой, с директором библиотеки им.Ф.Селянина Инной Васильевой, с представителями коллектива «Здравица».

И у каждой из этих сторон своя правда. Терять такой заслуженный коллектив, как фольклорный ансамбль «Здравица», непростительно.

Ансамбль и хор считали клуб «Берегиня» своим домом. Это было место для посиделок. Там можно было просто поговорить, попить чай, попеть для души. Это было местом отдыха и досуга. Но случилось то, что случилось – «Берегиня» переехала в библиотеку и перестала быть клубом. И это данность, которую нужно просто принять. Если администрация сможет предоставить коллективу альтернативу «Берегине», возможно, вопрос и разрешится.

А пока всем участникам конфликта нужно просто научиться слышать друг друга, идти на уступки, в конце концов. Мы лишь дали всем сторонам высказаться на страницах газеты. Сможем ли мы примирить их? Не уверена. Думаем, что культурные и интеллигентные люди смогут договориться культурно и интеллигентно. И сделать они это должны сами.