Сохранить каждое дерево

Лесоповал, сопрово­ждающий нынешнее бла­гоустройство, напугал многих жителей Качканара. Так напугал, что некоторым стало страшно даже за судьбу липовой аллеи в седьмом микрорайоне. «Помню эту аллею еще с тех пор, когда эти липки были маленькие-малень­кие», — пишет Наталья Фадеева.

А я помню, как эти липки садили. В конце 60-х был сдан в эксплу­атацию дом №59 в седь­мом микрорайоне. Боль­шинство квартир в этом доме получили работни­ки аглофабрики. Хорошее было время, когда квар­тиры люди не покупали, а получали. Получили и мы: муж работал на агло­фабрике. И вот эти горня­ки, этот трудящийся люд заложил по весне липо­вую аллею. Были посаже­ны и рябинки. Следили, ухаживали за деревцами, а они подрастали и креп­ли с каждым годом. А те­перь их судьба тревожит качканарцев.

Я, конечно, не думаю, что благоустроители пу­стят под корень эту ру­котворную достопри­мечательность, которая радует горожан не один десяток лет и шумит ли­ствой как память о добро­вольцах-озеленителях, многие из которых уже ушли в мир иной.

И, поскольку память вернула меня на полвека назад, я вспомнила о Бо­рисе Рябинине, которого, к сожалению, тоже уже нет в живых.

Этот уральский писа­тель очень любил родную землю. Природа для него была и щедрой матерью, и могучим источником творческого вдохнове­ния, и нежным дитя, ко­торого нужно защитить. Защите природы посвя­щены многие его статьи и книги. Борис Степанович был членом Центрально­го совета Всероссийского общества охраны при­роды, членом бюро Мо­сковской секции защиты животного мира. Сверд­ловские телезрители зна­ли его как президента телевизионного Клуба любителей природы. А по центральному телеви­дению шла его передача «Земля, которую я лю­блю». Он прекрасно знал нашу страну от Карелии до Чукотки, у него было много друзей во всем Со­ветском Союзе.

Добрыми друзьями Ря­бинина стали и качканар­цы. В 1974 году встречи с ним прошли на дробиль­ной и обогатительной фа­бриках, в железнодорож­ном и паросиловом цехах, в управлении комбината, в рабочих общежитиях. Он выступил в школах го­рода и перед собаковода­ми-любителями.

Писателю задавали много вопросов, в том числе о Качканаре и о пар­ке «Прометей», который тогда задумали создать на горе Долгой комсомольцы и молодежь.

— Впервые в Качкана­ре, — рассказывал Борис Степанович, — я побывал десять лет назад, в 1964 году, когда он был рабо­чим поселком. Вспоми­наю макет будущего го­рода, который показывал мне директор комбината. На макете всё было кра­сиво.

И вот я снова вижу Кач­канар, уже не на макете, а настоящий современный город, и он действитель­но красив. Мне нравятся ваша площадь и главная улица, опоясывающая Долгую гору. Приятной неожиданностью для меня стал качканарский троллейбус. Качканар примечателен тем, что он не похож на другие го­рода, а имеет свое лицо. Качканар — это горы, вода и лесные дали, это чистый воздух.

А на вопрос о том, чего бы он пожелал качканар­цам, писатель ответил:

— Хочу пожелать, что­бы вы сохраняли эту красоту. Создать парк «Прометей» — это хоро­шо. Но, занимаясь новым парком, делая новые на­саждения, нужно не за­бывать о том, что дала вашему городу сама при­рода. Берегите её! Взять шефство над зелеными зонами, сохранить ка­ждое дерево — вот задача качканарцев!

Думаю, эти слова, ска­занные полвека назад, актуальны и сегодня. И хочется, чтобы они были услышаны новыми поко­лениями наших благоу­строителей.