Сохраним ступы Шедруб Линга

Открытое письмо местной религиозной (буддийской) организации «Путь Будды»

Это письмо обращено к населению, государственной власти, органам местного самоуправления, партиям и религиозным организациям РФ, известным личностям в РФ, СМИ, интернет-сообществам, адвокатской палате и всем, кто неравнодушен и может помочь общине храма Шедруб Линг, находящегося на горе Качканар в Свердловской области.

Цель письма — заручиться поддержкой тех, кто каким-либо образом способен повлиять на ситуацию и помочь воссоздать монастырь, узаконить землю, на которой находятся культовые сооружения, обеспечить возможность их свободного посещения и проведения на территории монастыря буддийских ритуалов и практик.

Шедруб Линг был построен для изучения и практики буддизма, в том числе для проведения публичных мероприятий и индивидуальных затворничеств. Это единственный буддийский храм на Урале. Он принадлежит к традиционному для нашей страны тибето-монгольскому направлению буддизма. В Уральском регионе тибетский буддизм существует почти так же долго, как и в таких общепризнанных буддийских центрах страны, как Калмыкия, Бурятия и Тыва.

С самого своего основания Шедруб Линг стал местом, где можно было получить опыт в теории и практике учения Будды. Это происходило как в ходе повседневной деятельности, так и на специально организуемых курсах, занятиях и лекциях, для которых в качестве преподавателей особо приглашались ламы и монахи. В результате вокруг Шедруб Линга образовалась устойчивая община буддистов-мирян. К 2022 году несколько из них, углубляя свои знания в буддийских образовательных учреждениях и монастырях в России и за рубежом, приняли монашеские обеты, всецело посвятив свою жизнь практике учения Будды.

С начала 2000-х годов Шедруб Линг стали массово посещать паломники и туристы. Монастырь стал достопримечательностью Свердловской области, особенно ценной для Качканара и Нижней Туры, через которые проходит путь к монастырю. В последние годы число посетителей составляло порядка 10 000 человек в год.

К сожалению, в последние годы монастырь находился под угрозой сноса, в связи с чем осуществление полноценной религиозной деятельности было затруднено. 17 марта 2022 года компания Евраз полностью перекрыла доступ к религиозным сооружениям, а 27 марта мы увидели, что религиозный комплекс разрушен. Сейчас наша задача — защитить ступы и статую Будды и, возможно, отстроить монастырь заново, если с течением времени появится такая возможность.

Ступы и изображения Будды являются важным объектом религиозной практики любого буддиста. Разрушение ступ недопустимо. Согласно буддийскому канону, последствия таких действий будут крайне негативны. Буддисты всего мира верят в то, что это приводит к войнам и упадку в стране, где было совершено такое деяние. На данный момент статуя Будды и ступы Шедруб Линга нетронуты, и их сохранение является нашей первоочередной задачей.

Хронология событий

Весной 1995 года на гору Качканар поднялся лама Санье Тензин Докшит (Михаил Санников) и, согласно заданию своего духовного учителя, бурятского ламы Дарма-Доди Жалсараева, начал строительство монастыря. Начала формироваться буддийская община.

C 2002 по 2012 год представители общины предпринимали попытки узаконить землю под буддийским монастырём.

В 2002 году представители общины написали письмо в администрацию города Качканара с просьбой о содействии в оформлении соответствующего земельного участка. Администрация, не выражая принципиального отказа, поставила своё решение в зависимость от воли руководства КГОК «Ванадий».

Испрашиваемый участок земли не находился тогда в чьей-либо собственности либо аренде, он также не подпадал под какую-либо лицензию о разработке недр. Лицензия на разработку была выдана только в октябре 2006 года, уже компании Евраз КГОК, а в аренду участок был оформлен компанией только в ноябре 2020 года!

В ходе попыток законно оформить землю постоянно происходил перенос ответственности на какую-нибудь другую организацию или лицо, которое, в свою очередь, переносило ответственность за принятие решения о выдаче земельного участка дальше. Со временем образовался своеобразный порочный круг, выхода из которого не было. При этом юридически на тот момент ничего не мешало законно оформить участок земли под монастырём. Данная территория, по мнению технического директора КГОКа, лишь в перспективе попадала в зону будущих разработок.

В 2009 году удалось получить справку от министерства природных ресурсов РФ о том, что рудного тела под горой, на которой стоит монастырь — нет. Тогда же Министерство природных ресурсов РФ, учитывая обстоятельство возможности будущих разработок СКМ, рекомендовало представителям общины заключить договор субаренды с КГОКом. Попытки взять землю в безвозмездное срочное пользование также не увенчались успехом.

В 2012 году представители общины продолжали предпринимать попытки узаконить землю и избежать сноса монастыря. Были направлены письма в Министерство природных ресурсов, Министерство культуры Свердловской области, продолжались переговоры с компанией Евраз.

В 2016 году Евраз выделил землю на горе Мохнатка для переезда монастыря. Однако уже после подписания документов выяснилось, что земля была предоставлена не на вершине, как просила община, а на одном из склонов, и при этом не предоставлялось право вырубки леса. Естественно, строить что-либо на такой земле невозможно.

В 2019 году в результате долгой серии переговоров и давления на участников общины со стороны правоохранительных органов, Департамента внутренней политики Свердловской области и Евраза община была вынуждена подписать трёхстороннее соглашение.

Во время всех переговоров позиция общины состояла в том, чтобы узаконить сооружения и землю под ними и продолжать ими пользоваться, в том числе во время разработки месторождения, согласно правилам безопасности при проведении взрывных работ. Представители общины соглашались даже на бóльшие меры безопасности, чем это было необходимо. Предлагавшиеся тогда общиной меры безопасности обычно применяются только в «опасной зоне» (300 м), в то время как до сих пор взрывы удалены от монастыря более чем на 1000 м. Уверение Евраза в том, что нахождение на территории монастыря опасно для жизни, не соответствует действительности и не выдерживает никакой критики. Это подтверждено многими независимыми экспертами.

Согласно этому трёхстороннему соглашению о намерениях, участники общины обязались покинуть монастырь и подниматься на гору только по согласованию с Евразом и только в выходные дни, а также не препятствовать сносу сооружений.

После того, как члены общины покинули гору, Евраз без согласования с представителями общины установил три КПП: на пути к монастырю, у подножия между двух ступ на вершине горы.

Настоятель был вынужден покинуть монастырь ввиду невозможности продолжать религиозную деятельность.

Через благотворительный фонд Евраз выделил 26 млн. руб. на развитие религиозного комплекса в Косье. Все средства были потрачены на уставную деятельность и обустройство в посёлке Косья.

Участники общины продолжали строительство ступ в монастыре в выходные (разрешённые для посещения) дни, однако по какой-то причине это очень раздражало Евраз и связанных с ним ответственных лиц. Они неоднократно выражали нам своё недовольство и призывали прекратить какое-либо дальнейшее строительство.

Летом 2020 года, получив землю в аренду, КГОК начал подготовку к разработке месторождения. Было выпилено огромное количество деревьев, в том числе ценный кедр. Эко-активисты утверждают, что Евраз просто сжигал лес, и дым был виден даже из города. Для того, чтобы можно было вырубить лес и приступить к разработке месторождения, статус этих территорий каким-то образом был изменён с «особо охраняемых» на «промышленные».

В феврале 2022 года в буддийскую общину «Путь Будды» пришли приставы и вручили ее председателю С.Загороднему судебное решение о сносе религиозного комплекса. Согласно документу, М.Санникову (ламе Докшиту) давался месяц на разбор сооружений, а в случае отказа через месяц это право переходило к компании Евраз, которая и инициировала судебное дело производство. Участники общины, которые долгие годы занимались строительством, отказались заниматься демонтажом построек.

В марте 2022 года прошли совещания с правительством области. Сторонники сноса аппелировали к тому, что решение суда не может быть отменено. Однако в процессе исследования дела мы обнаружили, что юридически возможно заключить мировое соглашение, позволяющее сохранить сооружение в целостности через приведение их в соответствие с градостроительными и санитарными нормами. Таким образом, вопрос был бы решён мирным и законным образом.

17 марта рабочие ГОКа поднялись на гору, отключили наше видеонаблюдение и проникли в здание монастыря. 27 марта нам прислали видео, демонстрирующее, что хозяйственный комплекс монастыря разрушен.

Методы противодействия со стороны Евраза

Евраз постоянно пытался препятствовать не только развитию, но и просто мирному существованию общины. За период конфронтации с Евразом накопилось большое количество свидетельств, согласно которым эта компания совместно с правительством Свердловской области разными способами, в том числе с привлечением правоохранительных органов, вставляла общине палки в колёса.

Экспертиза без экспертизы

В 2016 году при Правительстве Свердловской области под давлением общественности была создана рабочая группа «по сохранению культовых объектов на горе Качканар». Первым делом эта рабочая группа заказала религиоведческую экспертизу, которую выполнил внештатный сотрудник Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга О. С. Хижняк. Эта «экспертиза» была сделана без каких-либо контактов с нами, без выезда на место и только основываясь на содержании нашего старого сайта, где о ступах не было сказано ни слова.

Рабочая группа, опираясь на вывод данной «экспертизы», что культовых сооружений на горе Качканар будто бы нет вовсе, использовала его как формальный повод свернуть всякие попытки по содействию в сохранении религиозного комплекса.

Между тем, независимое академическое экспертное заключение, выданное буддийским колледжем «Дже Цонкапей Линг», ясно утверждает, что ступы Шедруб Линга «…должны рассматриваться как традиционные буддийские ступы (буддийские святыни и объекты поклонения буддийских верующих), а «разрушение священных объектов должно расцениваться как грубое преступление против культурного наследия».

Манипуляции с документами

В 2016 году общиной рассматривалось предложение от Евраз КГОК и правительства Свердловской области о предоставлении земли на близлежащей горе Мохнатка. Предварительно были согласованы условия о том, что отведённый участок должен находиться на вершине горы.

Далее в условиях спешки и давления на настоятеля общины был подписан договор. Внешне всё выглядело, как и прежде, однако позже оказалось, что теперь выделяемый участок располагается на западном склоне горы. Более того, мы выяснили, что горный отвод, согласно выданной Евразом лицензии, проходит по самой вершине горы Мохнатка, чего в Евразе не могли не знать. Поэтому мы расцениваем данное действие со стороны Евраза и правительства области как обман.

Информационная война

С самого начала нашего противостояния с компанией Евраз была организована кампания по дискредитации религиозного объединения, несомненно оплаченная самим Евразом либо организованная им с помощью подконтрольных СМИ. Было опубликовано много статей, а также однотипных комментариев в соцсетях, которые дискредитировали настоятеля монастыря и участников общины. Население близлежащих городов неоднократно оказывалось дезинформированным, когда в газетах заявлялось, что существование монастыря угрожает дальнейшей разработки СКМ, ввиду чего жители могут лишиться работы. Мы также считаем, что в ходе этих акций были попытки представить участников общины как экстремистов, а не религиозных деятелей.

Очень важно, что в давлении на общину также участвовало и правительство области, в результате чего община оказалась вынуждена подписать трёхстороннее соглашение. Мы понимали, что если оно не будет подписано, то участников объединения объявят экстремистами и посадят, а монастырь полностью разрушат.

Соглашение действует до октября

Соглашение о намерениях, заключённое между Евразом, местной религиозной организацией «Путь Будды» и правительством области, согласно которому компания Евраз обязуется не инициировать снос культовых сооружений на горе Качканар, заканчивается в октябре 2022 года. Потом мы не сможем быть уверены, что ступы и статуя Будды останутся в сохранности.

В течение долгих лет, с появлением первых претензий на землю под монастырём со стороны Евраза, нам удавалось сохранять религиозный комплекс Шедруб Линга, а также памятники природы, находящиеся в шаговой доступности от монастыря: скала Верблюд, памятник Гагарину, «Аллея поэтов», скала Высоцкого, а также множество других живописных геологических памятников, возраст которых превышает 200 млн. лет. Ступы, построенные на горе, обладают не только религиозной ценностью. Первая из них, возведённая в 2002 году, является первой в истории страны буддийской ступой, построенной за пределами Калмыкии, Бурятии и Тывы, и, таким образом, бесспорно, является историко-культурным памятником. Потеря всего этого культурного и природного наследия будет существенным ударом для многих тысяч людей — как местных жителей, так и всего Уральского федерального округа. Просим помочь нам не допустить этого.

Мы признаем, что строительство храма было начато без разрешительных документов. Тем не менее, представители общины, начиная с 2002 года, пытались в соответствии с законом оформить землю под монастырём, но наши обращения переходили от одного ведомства к другому, не находя своего решения. При этом известно о массе прецедентов легализации самовольно построенных религиозных сооружений в РФ в последние годы, большая часть из которых принадлежит РПЦ.

Как и раньше, буддийская организация «Путь Будды» готова участвовать в подготовке всех необходимых документов в соответствии с законодательством и юридическими нормативами на всех уровнях, в т. ч. получить землю (долгосрочная аренда рассматривается при определенных условиях), изменить вид разрешённого использования.

Община призывает организацию Евраз и представителей правительства РФ заключить мировое соглашение, которое бы устраивало все стороны, и предлагает создать документ, на основании которого культовые сооружения монастыря останутся в гарантированной безопасности, а Евраз сможет вести горнодобывающую деятельность.