Сердце, отданное школе
День учителя. С праздником, педагоги Качканара! С праздником, школа имени Новикова! Родная школа, где когда-то работала я, где учились мои внуки. В 1997 году сюда пришел Рома и успешно постигал начальную грамоту с Альфией Асхатовной Габдулихсановой. А с пятого класса и до выпускного учился под руководством Натальи Николаевны Цветковой. Через десять лет, в 2007-м, первоклассника Сашу тоже встретила Альфия Асхатовна и тоже потом передала свой класс Наталье Николаевне. Я счастлива, что у моих внуков были такие прекрасные «семейные» учителя. Низко кланяюсь вам, дорогие мои! С праздником!
В День знаний
Первого сентября я снова побывала здесь. На школьном дворе была проведена торжественная линейка — с поздравлениями, цветами и шарами. А потом все пошли в свои классы.
И вот мы входим в знакомый кабинет на первом этаже. Двери и стены приветствуют: «Здравствуй, школа!», «С новым учебным годом!» Парты образовали четыре больших квадратных стола, за которые усаживаются дети. Родители располагаются вдоль стен. Альфия Асхатовна приветствует всех и поздравляет с праздником.
— А какой сегодня праздник? Как он называется?
— День знаний! День учебы! — дружно отвечают ребята.
— Да, начался новый учебный год, и вы уже второклассники! И сегодня наш первый урок в нашем втором классе.
И начинается урок. Урок Мира. Учитель говорит о том, как важен мир на земле.
— К сожалению, не все дети на планете могли сегодня сесть за парты. А почему?
И восьмилетние граждане планеты говорят о войне, а самые «просвещенные» называют Сирию, Украину, Донбасс, где никак не наступит мир, где гибнут взрослые и дети. А что нужно, чтобы всегда был мир? И приходят к выводу: нужна дружба между народами. А что значит дружба? Вот как об этом написано в словаре Ожегова. Дети тоже находят свои слова, рассуждают, объясняют.
Потом становятся парами в круг (в классе 13 мальчиков и 13 девочек), двигаются под музыку и декламируют: «Мы теперь с тобой друзья, обними скорей меня».
Это был удивительный урок. Ребята вспоминали песни, пословицы и поговорки о дружбе, участвовали в конкурсах, пользовались ножницами и клеем. Каждый стол должен был склеить «рассыпанную» пословицу о дружбе и объяснить ее значение. Задание было дано и родителям. Все работали ответственно, увлеченно.
А главное — на уроке дети вырастили сад мира и дружбы. Может ли в саду расти только одно дерево? Нет, это уже не сад. И вот на доске при активном участии детей появляется много деревьев. Здесь улыбки и доброта, добрые слова и дела, дерево мудрости, дерево друзей, копилка добрых поступков. А какие добрые дела мы можем сделать для класса, школы, города? Размышлениями и предложениями на эту тему заканчивается урок. В завершение родители вручают ребятам подарки: светоотражающие ленты на куртки и сумки и, конечно, комплект учебников. А вот и расписание уроков на завтра: пора начинать серьезную работу. Радостные, в нарядных школьных формах ребята шагают в новый учебный год, с его трудностями, открытиями и находками.
Для Альфии Асхатовны 1 сентября 2016 года начался двадцать девятый учебный год. Большой путь в постоянном творческом поиске уже пройден этой энергичной женщиной с длинной и загадочной для меня фамилией. И я решила обратиться к ее истокам.
Истоки
— А загадочного ничего нет, — говорит Альфия Асхатовна. – У нашего народа издавна имя отца давало детям фамилию. Без отчества. У моего папы было два деда: Габдул и Ихсан (по отцу и матери). Отсюда фамилия — Габдулихсанов. Требуется отчество? Значит, Габдулихсанович.
С теплотой и нежностью рассказывает дочь о своих родителях.
Оба они родом из Башкирии: папа, Асхат Габдулихсанович, — из деревни Ново-Тимкино, а мама, Роза Лугмановна, — из Старо-Тимкино. Папа — ветеран тыла. Когда началась война, Асхату было десять лет. Пас коров, работал много — учился мало, окончил только начальную школу. Позднее получил права водителя, был первоклассным шофером и трактористом. Мама получила семилетнее образование. Оба работали в колхозе.
— Никогда они не жили бедно, — говорит Альфия Асхатовна, — потому что держали корову.
Были молоды, работы не боялись. А в 1957 году их рабочие руки потребовались Качканару. И два брата, Асхат и Агзам, стали первостроителями города юности. Работали плотниками; строили первую школу, делали там полы и рамы для окон. Вскоре перевезли в Качканар и свои семьи. Жили во времянке и в свободное от работы время строили свое жилье. И в 1964 году на улице Горной (в Татарском поселке) выросли два одинаковых добротных дома.
Жили дружно, создавали уют. Разрабатывали огород, а это непросто: грунт здесь скальный — корчевали пни, землю носили из леса. Кстати, на одном из участков до сих пор живет-поживает пень, внушительный, но уже состарившийся. И кто-то из родственников однажды предложил его убрать, но Альфия Асхатовна резко возразила. Ведь этот пень – из славного прошлого, когда ее родители были молодыми. Пускай же потомки видят, какие толстые деревья приходилось пилить вручную и как непросто было начинать жизнь в уральской тайге. Но Габдулихсановы, как и все первостроители, верили в завтрашний день и ради этого много трудились.
И всё у них получилось: огород давал урожай, завели корову.
— Еще с войны родители понимали: есть корова — значит, семья сыта, — говорит Альфия Асхатовна. — На Именновском мы заготавливали сено. Работать приходилось много: и дома, и в огороде, и на покосе… Вот я своего сына каждый год вожу на море, а меня возили на поле.
Нет, это не упрек, а благодарность родителям, которые растили детей в труде и строгости и сами много работали. Мама, Роза Лугмановна, двадцать лет была маляром, а в 1980-м перешла на радиозавод, в охрану, откуда и вышла на заслуженный отдых. Теперь родителей уж нет в живых, но нравственным ориентиром всегда остаются эти светлые люди, которые не имели возможности много учиться, но всем своим детям дали высшее образование. А детей у них трое, это дочери. Старшие, Альфира и Римма, окончили горный институт, а Альфия стала учителем.
Вышло случайно? Или это был осознанный выбор? Об этом я не задумываюсь, ибо убеждена: это — судьба; девочке свыше было уготовано стать педагогом.
А получилось так. В 1976 году Альфия поступила в восьмилетнюю школу №5. Любознательная и трудолюбивая, она училась отлично, особенно любила математику и уверенно побеждала в олимпиадах по этому предмету. Общительная и активная пионерка, она три года была председателем совета дружины. Ей нравилось чувствовать ответственность за сверстников и вместе с дружиной делать добрые дела. Альфия успешно окончила восемь классов и была награждена путевкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Орленок».
Там, на берегу Черного моря, она обрела много новых друзей, вместе с которыми активно участвовала в общественно-полезной работе. Они трудились и отдыхали, мечтали, строили планы на будущее.
— Я буду учителем начальных классов, — сказала Светлана из Лесного, которой мама сообщала, что отдала ее документы в Нижнетагильское педагогическое училище.
И Альфия решила последовать за подругой. Вернувшись в Качканар, она пришла в школу №4, куда были переданы ее документы из пятой школы. Сказала, что не будет учиться в девятом классе, и забрала свои документы. Тогда девочка еще не знала, что вернется в эту школу; вернется не ученицей, а учителем.
А пока Нижнетагильское педучилище, о котором Альфия Асхатовна вспоминает с большой благодарностью.
— С нами работали прекрасные педагоги. Они нас учили учить. Учить детей — непростая наука, овладевать ею надо ежечасно, постоянно, всю жизнь. Мы изучали педагогику, методику, дидактику, готовили и проводили первые в жизни уроки. Наставники давали нам глубокие знания и учили главному — уважению к личности ребенка. Приведу такой пример. Я читала книгу о войне. Очень интересный, захватывающий сюжет. Дочитать осталось немного, и я взяла книгу с собой: уж очень хотелось узнать, чем всё закончится и что будет с главным героем. И вот на занятиях, положив руки на парту, а книгу на колени, я потихоньку читала и почти не слушала, о чем говорил у доски преподаватель. А через некоторое время преподаватель (это была женщина) подошла и вежливо спросила: «Очень интересная книга?» Я кивнула. «Положи ее на парту и спокойно дочитывай. И не волнуйся. Все равно ничего не слушаешь. Потом наверстаешь». Я достала книгу и дочитала последние страницы. Наставница не накричала на меня, не унизила перед всей группой, она понимала мое состояние. Это был прекрасный урок для меня и для всех нас, готовящихся работать с детьми.
Педучилище Альфия Габдулихсанова окончила с красным дипломом и пришла в школу №4. 1 сентября 1988 года 19-летняя учительница приняла свой первый класс. И полетели дни — трудные, насыщенные, прекрасные. Но три раза в течение года она писала заявление об уходе из школы.
— Мне казалось, что я не соответствую. Столько готовилась к уроку, всё по методичке. А в урок не уложилась. Не умею, не получается. Не хочу и не буду портить детей!.. Спасибо завучу Екатерине Дмитриевне Гужавиной: каждый раз она воспитывала и переубеждала меня.
И Альфия Асхатовна продолжала работать — с высокими требованиями к себе и с чувством большой ответственности за детей. Она учила их и сама училась. Заочно окончила Нижнетагильский педагогический институт и в 1993 году получила диплом о высшем образовании.
В школе почти три десятка лет, сделано уже восемь выпусков, а она по-прежнему энергичная и активная, веселая и серьезная. Была секретарем учительской комсомольской организации. Вместе с Нонной Викторовной Качановой — главные затейницы в КВН. Уже пять лет работает Альфия Асхатовна в пункте проведения ЕГЭ — помощником, потом руководителем пункта. Это пристальное внимание к документам, это ответственность за каждого выпускника. Всю жизнь занимается спортом. Волейбол, баскетбол, лыжи, коньки — играла за пятую школу, за педучилище, за учителей. Признается: «Только с плаванием проблемы: боюсь глубины». Зато тринадцатилетний сын Ильяс (любимец Бога) крепко дружит с бассейном.
На сына порой не хватает времени. Зато с классом — на природе и на футболе, на горе Качканар и в окрестностях города, на экскурсиях в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге, в Невьянске и Кунгуре. А летом Ильяс бывает на море с мамой, которая считает: ребенок должен отдыхать. Первый раз он увидел море в три года.
Сейчас мальчик учится в шестом классе, где уроки математики ведет его мама. Непросто ей: и дорогие второклашки, и математика в шестом. Но ведь это с детства любимый предмет! Не приближается ли Альфия Асхатовна к своей новой мечте?
В 2015 году Альфия Асхатовна Габдулихсанова стала учителем высшей категории. Ее сердце отдано школе. А руки нужды дому и огороду, особенно весной, летом и осенью. Нынче собрала 12 ведер клубники, закатала 60 банок компота, 50 банок огурцов, да еще лечо и прочая мелочь. А земля без любви и заботы тоже ничего не родит. Вот и старается наша неутомимая труженица.
Ее занятость — необыкновенная. Я с трудом выбрала время для встречи.
— Нет, до выборов никак не получится, — говорила Альфия Асхатовна.
Дело в том, что уже 18 лет она работает в участковой избирательной комиссии и 16 лет является ее секретарем, а это документы, документы, документы, требующие особого внимания, это кропотливая и утомительная работа. А еще уроки, тетради, педсоветы и прочие школьные дела — как мне пробиться к моей героине?
И все-таки у меня получилось. И сегодня не без удовольствия я рассказываю о ней, чтобы еще раз низко поклониться всем учителям и поздравить их с профессиональным праздником.