Сергей Набоких: Депутаты саботируют принятие бюджета города

4%d0%b0– Сергей Михайлович, что происходит с нашей думой? Почему депутаты вот уже несколько заседа­ний не могут принять по­правки в бюджет?

– Происходит некий, мо­жет быть, даже саботаж, на­правленный, по моему ощу­щению, на дискредитацию конкретно главы и органов местного самоуправления. Потому что вопросы, выно­симые на думу, обосновыва­ются, аргументируются, под­тверждаются документально.

Но они не слышатся не­которыми депутатами. Их мало, всего три-четыре чело­века. Но когда они чувствуют, что не могут решить вопрос в свою пользу, потому что их меньшинство, они начина­ют по процедурным вопро­сам ставить палки в колеса. Так было по вопросу оценки главы. Не хватило буквально одного голоса. Очень важный вопрос по принятию бюд­жета – его нужно решать не­медленно. Но опять решение волокитится, саботируется. А ведь от принятия бюджета зависит восстановление сго­ревшего дома, ремонты в об­разовательных учреждениях, в том числе и кровли.

У нас есть шансы попасть в 10 лучших муниципаль­ных образований и получить грант на создание технологи­ческого центра для системы образования. Решение нужно принять срочно, чтобы выи­грать грант в два с половиной миллиона. Опять же вопрос волокитится думой.

– Так случилось и с вы­делением денег на экспер­тизу по дороге?

– В этом же ряду и ситуа­ция с дорогой. По большому счету мы не просим денег до­полнительно на дорогу. Мы просим денег на исполнение предписания, которое нам выписали после проверки. У нас не было нецелевых трат, по срокам и объемам мы укладываемся.

Единственное, что мин­фин запросил заключение госэкспертизы, потому что у нас поменялась конструкция дороги. Мы думали, что мы этого избежим. Это всё-та­ки дополнительные затраты, денежные и временные. Но не удалось. Минфин всё-таки просит подтвердить всё экс­пертизой – и всё встанет на свои места. В противном слу­чае, если этого документа не будет в пакете, нужно будет возвращать в область 5 мил­лионов рублей.

С этим вопросом мы и вышли на думу. И вот пока­тилась какая-то непонятная волна. Выхватываются ка­кие-то отдельные листки из документов, всё время жон­глируются слова: нарушение, нарушение, нарушение. Но никаких серьезных наруше­ний нет. Просто изменился порядок: сначала мы должны выйти на думу, а потом уже исполнять предписание. Но у нас сроки, мы должны сде­лать всё быстро. В других тер­риториях, насколько я знаю, депутаты, не задумываясь, поддерживают главу в та­ких вопросах. Это получение денег, это благоустройство города, это удобство для жи­телей. Нам нужно еще делать проектно-сметную докумен­тацию на улицу Энтузиастов. Если мы сейчас не сдадим до­кументы, в следующем году мы денег не получим. Но во­прос затянут, депутаты его не приняли даже за основу.

Вопросы на самом деле простые и понятные. Но хо­чется, очень хочется, в част­ности, председателю думы раздуть некий конфликт, чтобы потом этот конфликт повернуть в сторону испол­нительной власти и обвинить главу, что вопросы решаются не так или ничего не делает­ся. Мы ничего не скрываем, говорим всё, что есть на са­мом деле.

– Есть предположение, что вас просто хотят до­срочно переизбрать.

– Я мнение такое слышал, но комментировать его не буду. В теории такое возмож­но. Главу города, по реше­нию наших депутатов, народ выбирать больше не будет. Главу будут выбирать только депутаты. Если глава досроч­но снимет с себя полномо­чия, нынешний состав думы может избрать угодного для себя главу. Или для кого-то угодного.

– Бюджет, дороги, оцен­ка главы… Как вы думаете, дума и дальше будет какие -то шаги предпринимать по дискредитации главы?

– Если задача поставлена, то, конечно, будут. На каждом ровном и неровном месте.

– А вы думаете, что та­кая задача поставлена?

– Я могу только догады­ваться. С учетом некоего упорства, неслышания и не понимания якобы ситуации, утрирования некоторых ве­щей, перевертывания с ног на голову… Видимо, какая-то цель всё-таки есть.

ГОК – не цех по пришиванию пуговиц к гульфику

– Не один год в опреде­ленных кругах высказыва­ется мнение, что комби­нату надо посадить своего мэра. Но вы вроде бы на­шли общий язык с Евра­зом?

– У меня вообще конфлик­тов и глубоких противоречий с комбинатом нет и быть не может. Это градообразующее предприятие. Мы стараемся решать конструктивно все во­просы. Да, я не человек Евраза, я им не был и не буду никогда. Я человек города. Поэтому в вопросах, направленных на развитие города, мы всегда найдем общий язык.

– Как вы относитесь к тому, что у ГОКа и НТМК теперь один управляющий директор? Не превратимся ли мы в «цех» НТМК?

– Домыслы можно строить всякие. Я еще не встречался с Кушнаревым. Мы немного знакомы, но никогда не об­щались в решении каких-то дел. Конечно, я с ним встре­чусь, и мы проговорим все вопросы. Для моего пони­мания, это крайне сложно и неэффективно — превращать комбинат в цех НТМК. ГОК – это крупнейшее предприятие в Европе, а не цех по приши­ванию пуговиц к гульфику.

Наша задача – удержаться в стабильности

– В Качканаре не хвата­ет учителей, врачей. Какой выход вы видите из этой ситуации?

– Это происходит не толь­ко в нашем городе. Эта ситу­ация системная по всей об­ласти. Скажу, что у нас она даже получше, чем в других городах. Проблема-то в том, что люди заканчивают слож­нейший вуз и не работают по профессии. Сейчас рас­сматривается вопрос, чтобы люди, которые обучались на бюджете, имели закре­пленное время отработки на территориях. Я считаю, что это инструмент. Ведь посмо­трите, у нас работают специ­алисты, которые приехали по распределению, пустили корни, обзавелись семьей и остались в городе.

– Сейчас ЦГБ может от­править на учёбу желаю­щих?

– У нас были такие слу­чаи, когда мы направляли на целевое обучение. И люди заканчивали вуз и не возвра­щались в город. Вплоть до того, что возвращали деньги. Но нам не надо деньги, нам надо специалиста. Все пони­мают остроту этой проблемы.

– Не секрет, что ситуа­ция в здравоохранении го­рода плачевная: не хватает лекарств, питание в боль­ницах скудное. Город как- то может помочь в этом вопросе?

– Учреждения здравоохра­нения – это областная струк­тура, она финансируется не из городского бюджета. Бо­лее того, мы даже копейки бюджетных средств не мо­жем туда послать, так как нас накажут за нецелевое финан­сирование. Главврач назна­чается тоже министерством.

– Каким вы видите го­род года через три?

– Всё будет зависеть от экономической ситуации. Надеяться на то, что мы бу­дет расцветать, когда в эко­номике есть определенная стагнация, – это наивно. Будет улучшаться экономи­ческая ситуация — и город будет жить лучше. Я думаю, что у нас подъем будет году в 2018-19. Это совершенно точ­но. Но, несмотря на тяжелую ситуацию, у нас есть страте­гические планы развития го­рода, есть программы.

Сейчас же наша задача — удержаться в стабильности и не провалиться. И с этой за­дачей мы справляемся, мы развиваемся. Более того, мы держимся, не проваливаем­ся. У нас неплохие показате­ли на уровне области.

– Качканар когда-ни­будь будет включён в про­грамму моногородов?

– В ближайшее время я поеду по этому вопросу на видеоконференцию в Ека­теринбург, а через неделю на семинар в Москву. Там мы получим вводные, как конкретно работать по про­грамме моногорода. Это уже конкретная задача. Будет разработан макет, который мы будем накладывать на Качканар и уже с поддерж­кой Федерации, области бу­дем работать по нему. Будут выделены деньги и из Феде­рации, и из области на созда­ние новых рабочих мест, на диверсификацию экономики города, развитие городской инфраструктуры.

– Сергей Михайлович, как вам живётся с тем, что многие считают, что мэр виноват во всём. Причём применяется такая терми­нология, заимствованная у «братков» из 90-х: «мэр прессует думу», «мэр отжал автовокзал»…

– Это регулярные, специ­альные статьи, формирую­щие общественное мнение. Совершенно точно – техно­логические. Люди верят, а статьи для этого и печата­ются, чтобы вбить в головы горожан определенные мыс­ли. Мысли эти постоянно муссируются и насаждаются, и, конечно, они остаются в головах. Печатаются, чтобы вбить определенное мнение и постоянно контролировать, чтобы оно никуда не ушло. Я это вижу, знаю совершен­но точно. Смысл на это оби­жаться? Я должен делать своё дело в существующих эко­номических и политических реалиях и выжимать макси­мум, что можно сделать для города, заложить какие-то перспективы.

Если мне судьбой уготован такой период, то я должен его добросовестно и эффективно отработать.