Сергей Даутов: На Крымском мосту есть и мои 50 метров

 

Крымский мост. У каждого это слово­сочетание вызывает совершенно разные эмоции. Кто-то счи­тает, что России этот мост нужен как воздух, а кому-то, наоборот, кажется непозво­лительной роскошью тра­тить из бюджета страны поч­ти 230 миллиардов рублей. Споры не утихают, а стро­ительство, тем не менее, близится к своему заверше­нию. И в 2018 году должно открыться автомобильное сообщение между Крымом и Таманским полуостровом.

Сегодня о стройке века нам расскажет человек, ко­торый принял самое непо­средственное участие в стро­ительстве.

Сергей Даутов прорабо­тал на строительстве моста два месяца – с сентября по ноябрь. В январе снова отпра­вится на вахту. До этого Сер­гей работал на комбинате, но после расформирования цеха работы для него на ГОКе не стало, и он подался на зара­ботки за пределы города.

— Когда наш цех в ГОКе развалился, я ушел в ЦГБ ин­женером, потом мастером в Екатеринбурге работал. Зара­батывал там 40 тысяч, но это мало для Екатеринбурга: нуж­но и семье помогать, и пла­тить за квартиру в Качканаре, и в Екатеринбурге жильё сни­мать. И начал ездить по вах­там. Был на многих страте­гических объектах. В Якутии ГРЭС строил, на Пунгинском был, газохранилище строили от Газпрома. На Дальнем Вос­токе был, в Иркутске.

Потом Сергей опять же через знакомых узнал, как можно устроиться на строи­тельство Крымского моста. Оказалось, что устроиться не так-то просто: ФСБ проверяет всех кандидатов, служба безо­пасности моста тоже проверя­ет каждого по своим каналам. У Даутова репутация была хо­рошей, поэтому все проверки он прошёл успешно.

И вот в сентябре Сергей в Екатеринбурге сел на авто­бус, который отвез вахтови­ков в Ижевск. Там желающих построить мост прибави­лось, и все дружно поехали до Крыма.

— Можно было и самоле­том, мне бы всё оплатили. Но мне нравится ехать на автобусе, страну посмотреть. Проезжали такие города, как Ростов, Волгоград, — вспо­минает Сергей.

Работы там много всякой. Приходится быть и сварщи­ком, и монтажником, и раз­норабочим. Сергей говорит, что у них там такая же си­стема, как у нас на ГОКе: есть главная организация под на­званием «Мост», остальные организации субподрядные. Вот он как раз и работает в такой субподрядной орга­низации. Живут рабочие в хороших общежитиях, бес­платно. За питание идет до­тация, если покушаешь на 800 рублей, 400 возвращают.

— Работы много всякой, и народу много – со всей России, — рассказывает Сер­гей. — Зарабатывать можно по-разному, тут уж кто как себя покажет. За два месяца сто тысяч можно получить. Но можно и меньше, всё зависит от коэффициента. Начинаешь пальцы гнуть, вообще могут коэффициент уменьшить. Есть рабочие и с Крыма, но с ними тяже­лее: скажешь ему что-нибудь сделать, начинает права ка­чать, отказывается. А мы-то без вариантов, всё делаем.

— Вы как считаете, мост качественный будет или строят наскоро?

— Нет, качество работ вы­сокое. Показывают по теле­визору, что все картонное. Это неправда. Во-первых, там работают профессиона­лы. Во-вторых, всегда прове­ряют качество работы.

Сергей рассказывает, что работать приходится по 12 часов без выходных. Можно, конечно, брать и выходные, тогда потеряешь в зарплате. Но Сергею всё-таки удалось побывать в Ялте, Симферо­поле, Алуште.

— Знаете, там как будто вернулся в советское дет­ство, в восьмидесятые годы, — смеется Даутов. – Там всё осталось также, как было у нас в СССР. Многоэтажные дома стоят неухоженные, разрушаются, а вот частный сектор более-менее отстраи­вается. Цены примерно такие же, как у нас. Магазинов сете­вых нет, банков наших тоже пока нет. Думаю, они пока боятся туда входить, видимо, все ждут, пока мост построят.

Сергей говорит, что мож­но бы там остаться жить, по­тому что тепло, и работа есть. Но он не знает, кто бы из его коллег хотел там осесть, все уезжают по домам.

Сначала его бригада рабо­тала со стороны Крыма, туда их отвозили на паромах. Сей­час же работы будут со сторо­ны Тамани. Мост уже соеди­нен, идет укладка асфальта.

— Красиво всё смотрится, — рассказывает мой собе­седник. – Но самое интерес­ное – это движка моста. На суше мы соединяем секции моста, завариваем их. Потом рапортуем начальству, что три секции собрано, мож­но двигать. На каждую опо­ру садится по человеку — и домкраты пошли двигать.

Оказалось, что за те два месяца, что Сергей отрабо­тал на строительстве, мост продвинулся на 50 метров.

— Я приехал в Качканар и не хотел уже возвращаться, но мне позвонил, менеджер, по­том мастер – снова приглаша­ют поработать: «Давай обрат­но к нам, ты себя нормально показал». Вот 5 января опять поеду, поработаю еще.

Я спросила Сергея, как местные жители относятся к Крымскому мосту, к присое­динению Крыма к России.

— Да по-разному. Бабуль­ки нормально относится, а вот молодежь уже по-дру­гому воспитана, они как-то сами по себе, мы для них за­хватчики. Кому-то нравится этот мост, кому-то нет. Не все рады, что они в России. Одни говорят: «Что вы сюда при­ехали? Нам мост не нужен». Другие, наоборот, рады. Нет такого, что все поголовно в восторге от присоединения, я бы сказал, 50 на 50. Все рав­но ощущается, что мы там не свои. Украинцы же себе на уме. Даже вот пример. Я в автобус сел, спрашиваю: «Автобус на пляж?». Слышу в ответ от украинца: «Нет, не на пляж». Русский рядом стоит, говорит: «Да на пляж, на пляж. Это они специально говорят, чтобы вас запутать».

А вообще, говорит Даутов, там особо некогда про это разговаривать, объем работ очень большой, надо многое успеть сделать. Ведь Крым­ский мост, получается, это как когда-то Качканар – удар­ная стройка страны.

 

Наша справка: Крымский мост — строящийся транс­портный переход через Керченский пролив. Он состоит из парал­лельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс. Его протяженность — 19 км. Мост соединит Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу. Мост является ча­стью создаваемой кольцевой дороги вокруг Чёрного моря. В декабре 2018 года должен состояться запуск автомобильной части моста, в декабре 2019 года — железнодорожной.

Официальной датой начала строительства считается 19 марта 2014 года. Именно тогда президент Владимир Путин поставил перед ми­нистерством транспорта задачу построить Керченский мост в авто­мобильном и железнодорожном вариантах. Максимальная стоимость проекта в 2015 году составила 212,5 миллиарда рублей. Летом 2016 года общая смета проекта достигла уже 227,92 миллиардов рублей. В 2017 году затраты на строительство моста, как сообщала газета «Ведомости», перевалилят за 300 миллиардов рублей.