Сергей Даутов: На Крымском мосту есть и мои 50 метров
Крымский мост. У каждого это словосочетание вызывает совершенно разные эмоции. Кто-то считает, что России этот мост нужен как воздух, а кому-то, наоборот, кажется непозволительной роскошью тратить из бюджета страны почти 230 миллиардов рублей. Споры не утихают, а строительство, тем не менее, близится к своему завершению. И в 2018 году должно открыться автомобильное сообщение между Крымом и Таманским полуостровом.
Сегодня о стройке века нам расскажет человек, который принял самое непосредственное участие в строительстве.
Сергей Даутов проработал на строительстве моста два месяца – с сентября по ноябрь. В январе снова отправится на вахту. До этого Сергей работал на комбинате, но после расформирования цеха работы для него на ГОКе не стало, и он подался на заработки за пределы города.
— Когда наш цех в ГОКе развалился, я ушел в ЦГБ инженером, потом мастером в Екатеринбурге работал. Зарабатывал там 40 тысяч, но это мало для Екатеринбурга: нужно и семье помогать, и платить за квартиру в Качканаре, и в Екатеринбурге жильё снимать. И начал ездить по вахтам. Был на многих стратегических объектах. В Якутии ГРЭС строил, на Пунгинском был, газохранилище строили от Газпрома. На Дальнем Востоке был, в Иркутске.
Потом Сергей опять же через знакомых узнал, как можно устроиться на строительство Крымского моста. Оказалось, что устроиться не так-то просто: ФСБ проверяет всех кандидатов, служба безопасности моста тоже проверяет каждого по своим каналам. У Даутова репутация была хорошей, поэтому все проверки он прошёл успешно.
И вот в сентябре Сергей в Екатеринбурге сел на автобус, который отвез вахтовиков в Ижевск. Там желающих построить мост прибавилось, и все дружно поехали до Крыма.
— Можно было и самолетом, мне бы всё оплатили. Но мне нравится ехать на автобусе, страну посмотреть. Проезжали такие города, как Ростов, Волгоград, — вспоминает Сергей.
Работы там много всякой. Приходится быть и сварщиком, и монтажником, и разнорабочим. Сергей говорит, что у них там такая же система, как у нас на ГОКе: есть главная организация под названием «Мост», остальные организации субподрядные. Вот он как раз и работает в такой субподрядной организации. Живут рабочие в хороших общежитиях, бесплатно. За питание идет дотация, если покушаешь на 800 рублей, 400 возвращают.
— Работы много всякой, и народу много – со всей России, — рассказывает Сергей. — Зарабатывать можно по-разному, тут уж кто как себя покажет. За два месяца сто тысяч можно получить. Но можно и меньше, всё зависит от коэффициента. Начинаешь пальцы гнуть, вообще могут коэффициент уменьшить. Есть рабочие и с Крыма, но с ними тяжелее: скажешь ему что-нибудь сделать, начинает права качать, отказывается. А мы-то без вариантов, всё делаем.
— Вы как считаете, мост качественный будет или строят наскоро?
— Нет, качество работ высокое. Показывают по телевизору, что все картонное. Это неправда. Во-первых, там работают профессионалы. Во-вторых, всегда проверяют качество работы.
Сергей рассказывает, что работать приходится по 12 часов без выходных. Можно, конечно, брать и выходные, тогда потеряешь в зарплате. Но Сергею всё-таки удалось побывать в Ялте, Симферополе, Алуште.
— Знаете, там как будто вернулся в советское детство, в восьмидесятые годы, — смеется Даутов. – Там всё осталось также, как было у нас в СССР. Многоэтажные дома стоят неухоженные, разрушаются, а вот частный сектор более-менее отстраивается. Цены примерно такие же, как у нас. Магазинов сетевых нет, банков наших тоже пока нет. Думаю, они пока боятся туда входить, видимо, все ждут, пока мост построят.
Сергей говорит, что можно бы там остаться жить, потому что тепло, и работа есть. Но он не знает, кто бы из его коллег хотел там осесть, все уезжают по домам.
Сначала его бригада работала со стороны Крыма, туда их отвозили на паромах. Сейчас же работы будут со стороны Тамани. Мост уже соединен, идет укладка асфальта.
— Красиво всё смотрится, — рассказывает мой собеседник. – Но самое интересное – это движка моста. На суше мы соединяем секции моста, завариваем их. Потом рапортуем начальству, что три секции собрано, можно двигать. На каждую опору садится по человеку — и домкраты пошли двигать.
Оказалось, что за те два месяца, что Сергей отработал на строительстве, мост продвинулся на 50 метров.
— Я приехал в Качканар и не хотел уже возвращаться, но мне позвонил, менеджер, потом мастер – снова приглашают поработать: «Давай обратно к нам, ты себя нормально показал». Вот 5 января опять поеду, поработаю еще.
Я спросила Сергея, как местные жители относятся к Крымскому мосту, к присоединению Крыма к России.
— Да по-разному. Бабульки нормально относится, а вот молодежь уже по-другому воспитана, они как-то сами по себе, мы для них захватчики. Кому-то нравится этот мост, кому-то нет. Не все рады, что они в России. Одни говорят: «Что вы сюда приехали? Нам мост не нужен». Другие, наоборот, рады. Нет такого, что все поголовно в восторге от присоединения, я бы сказал, 50 на 50. Все равно ощущается, что мы там не свои. Украинцы же себе на уме. Даже вот пример. Я в автобус сел, спрашиваю: «Автобус на пляж?». Слышу в ответ от украинца: «Нет, не на пляж». Русский рядом стоит, говорит: «Да на пляж, на пляж. Это они специально говорят, чтобы вас запутать».
А вообще, говорит Даутов, там особо некогда про это разговаривать, объем работ очень большой, надо многое успеть сделать. Ведь Крымский мост, получается, это как когда-то Качканар – ударная стройка страны.
Наша справка: Крымский мост — строящийся транспортный переход через Керченский пролив. Он состоит из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс. Его протяженность — 19 км. Мост соединит Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу. Мост является частью создаваемой кольцевой дороги вокруг Чёрного моря. В декабре 2018 года должен состояться запуск автомобильной части моста, в декабре 2019 года — железнодорожной.
Официальной датой начала строительства считается 19 марта 2014 года. Именно тогда президент Владимир Путин поставил перед министерством транспорта задачу построить Керченский мост в автомобильном и железнодорожном вариантах. Максимальная стоимость проекта в 2015 году составила 212,5 миллиарда рублей. Летом 2016 года общая смета проекта достигла уже 227,92 миллиардов рублей. В 2017 году затраты на строительство моста, как сообщала газета «Ведомости», перевалилят за 300 миллиардов рублей.