Семья Горбуновых: «Мы не представляем жизни без детей»

В многодетной семье Горбуновых пятеро де­тей: четыре мальчика и одна девочка. Стар­шему Денису 16 лет, Евгению – 12, Артёму – 7, Роману – 4, млад­шенькой Ксюше через несколько месяцев исполнится два года. Юля и Алексей шутят: старались до девочки.

Семья Горбуновых вместе с детьми переехала в Качка­нар не так давно, в ноябре прошлого года. До этого они жили в родном посёлке Ис.

Дружная семья Горбуновых

Здесь пахнет пирогами

Чтобы застать дома всю семью, договариваюсь с Юлей, что приду вечером.

В дверях меня встречают Юля и маленькая Ксюша. В квартире вкусно пахнет пи­рогами.

На кухне сегодня главен­ствует папа. На плите ка­стрюли и сковорода, мужчи­на занят овощами и мясом.

Проходим в гостиную. Самый младший из сыно­вей Рома смотрит мультики. Остальные мальчишки спря­тались в своих комнатах. Стесняются, говорит Юля.

— Как начинается утро в вашей семье?

— Сначала нужно успеть всех разбудить, — смеётся Юля.

— Накормить завтраком?

— С завтраком у нас про­блема. Они не едят утром, не знаю почему. Мы в детстве всегда завтракали. Сейчас поколение, что ли, такое, даже старший не ест с утра, — удивляется многодетная мама. – Умылись все и бегом в колледж, школу, детсад.

—С завтраком всё по­нятно, а обед, сколько нужно приготовить на та­кую семью?

— Много, — улыбается Юля. – Всегда варим компот в 8-ли­тровой кастрюле, суп литров 6-8. Второе в огромной ско­вороде. Этого нам хватает дня на два. Если стряпаем пиццу, то на три-четыре больших ли­ста, к вечеру её уже не быва­ет. Если покупаем сушки, пе­ченья, то коробками. Вместо чайника — большой термопот.

— Старшие по дому по­могают?

— Они помогают во всём, не только по дому. Могут в садик привести-увести. И одеться помогут, и накормят младших, искупают. Женя готовить помогает, нравится ему. Мы смеёмся с мужем: поваром пойдёт.

— Почему переехали в Качканар?

— Мы давно планирова­ли. Тем более, муж работает в карьере в Валериановске. Машинистом буровой уста­новки.

— В ГОКе?

— Нет. «Технобур Урал» на­зывается организация. Они подрядчики. Конечно, хоте­лось бы, чтобы муж на ком­бинат устроился, там хоть льготы есть. А здесь у них даже список не идёт, на пен­сию как все пойдёт. За вред­ность ничего не дают.

Старший Дениска в про­шлом году после 9 класса по­ступил в Качканарский гор­но-промышленный колледж на помощника машиниста. Первую четверть ему при­шлось ежедневно ездить из посёлка Ис в Качканар, а по­том повезло: мы переехали, — говорит Юлия. — Получи­лось, наконец-то, квартиру на Ису продать.

— Родственники есть в Качканаре?

— Да. У меня здесь бабуш­ка жила. Брат родной уже десять лет живёт. Он всё нас звал переезжать. Вот, перее­хали. До сих пор не верится, — Юля с довольной улыбкой оглядывает комнату.

Царевна

Сейчас, говорит много­детная мама, они ждут, когда дети подрастут, чтобы от­правиться в путешествие.

— Мы любим выезжать на природу, сплавляться. Раньше всегда ездили. Даже когда уже двое детей было. Женьке два года тогда было, мы поехали сплавляться на катамаране на 10 дней по Чусовой. Там даже связи не было. Катамаран у нас тогда порвался, тонул, ой, что там было! Но мы не пожалели. На следующий год купили себе лодку и палатку. Чтобы своё было.

Сейчас семья большая, транспорт тоже большой ну­жен, но пока у нас есть толь­ко старенькая маленькая машина. Мы все туда не по­мещаемся. Но летом хочется съездить.

— Мальчики ждали по­явление сестрёнки?

— Да, у нас Женя всегда говорил: «Нам надо сестрён­ку, я так её жду». Артём души в ней не чает. Без конца хо­дит и говорит: «Ты моя лю­бимая, ты моя хорошая». За­целовывает её.

— Получается, Ксюша у вас принцесса среди маль­чишек, всё для неё?

— Да. Мы зовём её царевна.

Все хотят плавать

— Жизнь в посёлке от­личается от той, которая у вас сейчас?

— Конечно. Здесь больше возможностей для детей. Мы Ромашку отдали в хоккей. Планируем отдать всех на плавание, дети хотят. Прав­да, всё в деньги упирается.

— Может, для многодет­ных семей есть льготы на дополнительное образова­ние?

— Про это я не узнавала ещё. Сходила только по субси­дии на квартиру узнать. Мне сказали, что подать на суб­сидию можно будет только в начале лета. У нас получилось так, что продажа квартиры в посёлке учитывается в наш доход. А то, что здесь мы купи­ли квартиру в два раза дороже, никому не важно. И каждый месяц вносим огромную сум­му за ипотеку, это тоже наше государство не волнует.

На свадьбе пожелали 11 детей

— Когда-нибудь думали о том, что у вас будет пяте­ро детей?

— Нет, — смеётся Юля. — У меня всегда была мечта, что будет мальчик и девочка. Первого обязательно хотела мальчика, так и получилось. А вот с девчонкой что-то пошло не так. Моя бабушка на нашей свадьбе пожелала, чтобы у нас было столько же много деток, как у неё. А у неё было 11 детей. Я ей тогда сказала, что мне столько не надо.

— А у ваших родителей, сколько детей?

— Я и брат. У Лёши — трое.

Самая большая сложность — деньги

— С какими сложностя­ми сталкиваетесь?

— Их всегда «Во!», — Алек­сей улыбается и проводит пальцем по шее. — У нас же президент только обещает, но никто ему не верит уже. Мы с первой ипотекой ходили, тог­да обещали, что после рожде­ния третьего ребёнка и по­следующих ипотека будет до шести процентов. Мы все по­роги банка обтоптали, столь­ко заявлений написали. А нам сказали: «А вы внимательнее читайте». Там мелким шриф­том, чтобы никто не заметил, написано: «Только на ново­стройки». Никакой процент по ипотеке нам не сбавили. То, что детей много, никому это не важно и не нужно. Ро­дили и родили, сами разби­райтесь. Но, с другой сторо­ны, мы сами их хотели.

— До девочки всё равно бы рожали, — улыбаясь, под­держивает мужа Юля. — Ко­нечно, чаще всего сталки­ваемся с экономическими сложностями. У нас вечная проблема — чем накормить, чем заплатить ипотеку.

Ребята, несмотря ни на что, улыбаются и относят­ся ко всему с позитивом. Но Юля всё же старается перей­ти на более весёлую тему.

Каждая улыбка детей — счастье

— Мы стараемся везде принимать активное уча­стие: в детском саду, школе. Мы даже занимали первое место на выставке в Нижней Туре: делали поделки, — рас­сказывает Юлия.

— Что для вас счастье?

— Уже проверено на себе – дети! Мы всегда между со­бой говорим с мужем, что не представляем жизни без них. Каждая их улыбка — это уже счастье. Чем больше де­тей, тем больше счастья, — улыбающую­ся дочку.

— Кто придумывал име­на детям?

— Старшему я. Мы в мо­лодости с девчонками гада­ли, мне выпало, что первого сына у меня будут звать Де­нис. Родился мальчик. Для Жени имя уже Лёша при­думал. Мы хотели, чтобы вторая девочка родилась, выбрали имя Ксюша, но ро­дился мальчик. Стал Жень­кой. Третьему имя уже при­думывали дети. Ромашка у нас до роддома без имени был. Он родился, я на него посмотрела: Ромашка. На­звала Ромой. Ну, а для Ксю­ши уже давно имя было вы­брано.

Тёмочка (так ласково называет Юля 7-летнего Артёма) за уроками

— Хотели бы ещё за од­ной девочкой сходить?

— Нет; как государство помогает многодетным — опасно ещё идти. Только если сразу до 10 человек, чтобы детский сад офор­мить, — говорит Алексей.

— Как раньше говорили: «Разведёте суп пожиже», — смеётся Юля.

До декрета Юля работала медсестрой в процедурном кабинете поликлиники.

— Меня уже даже на работу здесь приглашают медсестрой в детский сад, — говорит Юля и признаётся, что больше у неё душа лежит к процедур­ному кабинету. — Люблю уко­лы ставить. Отдадим Ксюшу в садик, а там уже посмотрю, куда пойду работать.

Папа на кухне

Пока мы разговариваем с Юлей в гостиной, Алексей хозяйничает на кухне. Рабо­та, в прямом смысле этого слова, кипит.

— Что готовите, если не секрет?

— Ещё не знаю, что полу­чится, — смеётся глава семей­ства и режет мясо. — Здесь главное — начать. Я никогда не загадываю. Как пойдёт.

В детской комнате спрята­лись Женя и Артём. У самого старшего, Дениса, отдельная комната. Когда мы заходим к нему, он сидит за компьюте­ром в наушниках, рядом кот.

Как оказалось, глава семьи Алексей любит домашних жи­вотных. Именно он несколько лет назад принёс домой ма­ленького пушистого котёнка.

— Это было 14 февраля. Его подбросили к нам в подъезд. А я не смог пройти мимо. Принёс домой, посмотрели, вроде, девочка, решили на­звать Валей в честь Дня Свя­того Валентина. Позже Валя оказалась котом, — вспоми­нает Алексей.

— Давайте чай пить. Мы пирог испекли с капустой, — Юля приглашает меня за стол.

— Кто чаще готовит в вашей семье?

— Чаще папа.

— Папа и повар, и всё, что не состоялось. Папа хотел стать всем и сразу. И хирур­гом, и поваром-кондитером, — подключается Алексей. — После 9 класса были такие же­лания. Я ничего не боюсь: ни зашить, ни отрезать. Но ока­залось, что для хирурга нужно химию знать, а у меня с ней не сложилось. В школу милиции хотел поступить, но узнал, что там по семь человек на одно место, поэтому передумал.

Садимся за стол и продол­жаем беседовать, прерыва­ясь на вкусный капустный пирог.

Раньше, рассказывают Гор­буновы, когда они жили в по­сёлке, покупали своё молоко.

— Мы три раза в неделю по три литра молока брали. Все молоко любят у нас. Де­ниска мог прийти и сразу литр выпить. Я также могу, — делится Алексей.

Глава семьи Алексей чаще всего в ответе за то, что приготовить

Льготы

Многодетным семьям в на­шей стране полагаются льго­ты. Например, за детский сад, рассказывает Юля, они платят только половину стоимости.

— Недавно я сдала доку­менты на медаль. Мы жда­ли, когда Ксюше исполнится больше года, тогда медаль можно оформлять. Сказали: ждать 80 дней.

— Конечно, нужно подо­ждать, вдруг, мы от них из­бавимся за 80 дней. Отда­дим куда-нибудь, — смеётся Алексей. — Вот такое у нас государство.

Решились бы и на шестого

— Бывало такое, что вам говорили: куда вы столько рожаете?

— Всё время. На улицу не выйти было, особенно, когда с четвёртым ходила бере­менная. Совершенно незна­комые люди могли подойти и сказать: «Куда вам столько, что вы с ними делать буде­те!». У меня подруга тоже через это прошла, у них тоже 5 детей. Не понимаю я таких людей, которые так говорят.

— Мы всегда говорим с мужем, если бы родился пя­тый мальчик, мы бы пошли ещё и за шестым, чтобы де­вочка была, — смеётся Юля, а Алексей поддерживает её и добавляет: «Легко!».