Своя-чужая Казань. Часть 1
«Казань брал, Астрахань брал…» — перечисляет царь в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». О невероятной жизни столицы Татарстана наслышаны от многих, о ней слагают легенды, ей поют дифирамбы. Какая она, мы узнали этим летом, поэтому по приезде в родной Качканар в своем дневнике путешествий смело поставили галочку: «Казань взяли!».
Первое впечатление о городе
В Казани два железнодорожных вокзала: старый, расположенный в центральной части города и выстроенный по стандартам архитектуры конца 19 века, и новый, находящийся ближе к окраине города, он появился буквально недавно — в 2012 году. Волею судеб нам удалось побывать и там, и там. Впечатление о городе формировалось буквально с момента прибытия поезда в город. Чтобы попасть на станцию старого вокзала, наш «скорый» проехал по наземной линии метро. Для нас было удивлением узнать, что ветка подземки частично проходит через город по высоченному мосту. Фактически метро на определенный момент становится простой электричкой.
Чистота на вокзале и привокзальной площади резко бросается в глаза (с Екатеринбургом, конечно, не сравнить). Здесь не лежат бездомные на лавках, не промышляют спиртом непонятные мужчины, как это неоднократно мы наблюдали в уральской столице, не торгуют сим-картами, часами и пирожками — нет, такого вы там не увидите. На вокзалах Казани царят благоустройство и чистота.
Рядом со старым вокзалом находится большой шатер, где туристам готовы оказать бесплатную информационную помощь, дают бесплатную карту, на которой нанесены отметки со всеми достопримечательностями и небольшой рекламой. Мы взяли карту и направились на остановку. В Казани у нас был заранее забронирован номер в хостеле рядом с отелем «Ривьера». Добираться до хостела предстояло на автобусе.
Во время поездки в местном общественном транспорте заметили, что на многих остановках установлены электронные табло с бегущей строкой, где указывается, сколько времени ожидать нужный автобус. Такое табло очень важно вечером: можно понять, стоит ли ждать общественный транспорт, который ходит до 22.00-23.00, или все-таки вызвать такси. Вторая особенность общественного транспорта Казани заключалась в том, что дети до 8 лет могут ехать бесплатно (в то время как по общероссийским правилам разрешается до 7). Такое решение было принято Казанской городской думой в 2009 году.
Кондуктор, что попалась нам по пути в хостел, была настолько приветливой, что успевала шутить и оказывать услуги экскурсовода. Одна из местных женщин начала высказывать ей недовольство долгим ожиданием транспорта, ответ был один: «Жалуйтесь! Вот горячая линия. У нас кондукторов и водителей не хватает». Проблема, как говорится, общероссийского масштаба. Позже мы заметили, что летом кондукторами подрабатывают даже старшеклассники.
В первый же день обратили внимание на непривычную нашему брату планировку улиц и домов. Дороги там просто идеально ровные и широкие полосы движения (их, как минимум, четыре), радуют широкие тротуары для пешеходов. Центр Казани завидно выделялся своей архитектурой. Это вам не дома-коробки, что лепят во многих городах. Здания здесь редко повторяются. Здесь — это в относительно новом районе Казани. Как после мы узнали от одного таксиста, родившегося в Казани 50 лет назад, раньше в этих районах были сады. За каких-то 20-30 лет их снесли, а взамен выстроили современные районы. Конечно, в беседе с нами таксист признался, что старая Казань ему нравилась больше. Но, на наш взгляд (взгляд другого поколения), уж лучше так, чем застройка по шаблону — а-ля «хрущевки» или «собянинки».
Чистота фасадов зданий также бросается в глаза. Неважно: в старых районах или новых. «Как им это удается?» — не покидал нас вопрос. Как оказалось, по вечерам казанские дороги освежают поливочные машины. В центре грязи действительно нет, как в том же Екатеринбурге, нет ее даже там, где встречаются узкие улочки. Во время поездки удалось нам побывать и на окраине города, которая все же разнится с центром. Здесь есть привычные нам хрущевки, тополя, дворы в советском стиле… Наслышаны, что в этих пятиэтажках семьи порой живут годами как в коммуналке (если нет возможности приобрести квартиру в новых районах, квартиры на окраине приобретают разные собственники). Тем не менее, потихоньку добираются и до этих районов — постепенно обновляют дороги, строят дома. С первого дня нас не покидала мысль о том, какие в этом субъекте крутятся деньги. Но правильно будет сказать: не деньги, а деньжищи.
Таисья Кислицина