Саяны-Аршан-Байкал

Продолжение. Часть 1. Часть 2. Часть 3.

Игривые нерпы

Немного приведя мысли в порядок, отправляемся в Бай­кальский музей. Идем пеш­ком туда и потом обратно. На самом деле, усталости нет.

Байкальский музей в Ли­ствянке — единственный в России музей одного озера. Датой основания считается 1993 год.

Начинаем культурно-по­знавательную программу с осмотра первого этажа. Рас­положенные здесь стенды рассказывают о развитии жизни на земле. На стендах установлены экраны, кото­рые показывают мульти­пликационные изображения разных эпох. Здесь же распо­ложен большой стенд, посвя­щенный образованию Бай­кала. А на экране наглядно показаны движения тектони­ческих плит, которые и сфор­мировали озеро в том виде, в котором оно существует сей­час. Здесь можно увидеть и бутылки с водой, набранной в 90-е годы на глубине 400 метров. Вода в них до сих пор прозрачная и без осадка.

В музее Байкала работы местных художников

Идем дальше. В следую­щем зале представлены об­разцы обитателей Байкала: всевозможные рыбы, мол­люски и ракообразные, оби­тающие на дне озера. Особое внимание уделено рачку- «санитару» эпишуре: «ведь именно благодаря ему про­зрачность озера достигает 40 метров. Тут же есть макет ло­гова байкальской нерпы и ее детеныша в домике на льду.

Следующий зал занимает аквариумный комплекс, уни­кальный по своему устрой­ству, приглушенный свет и тишина. Вода поступает сюда из Байкала, где специальные установки на глубине 400 ме­тров задействованы для того, чтобы обитатели аквариумов чувствовали себя максималь­но комфортно. Два самых больших аквариума соеди­нены между собой тоннелем, а его обитательницы — две байкальские нерпы. Почесав у них за ушком через стекло (нерпы очень игривы, бегая за нашей ладошкой), мы сде­лали забавные фото и видео.

В музее почесали нерпу… через стекло

Услышали песню Байкала

Возвращаясь в гостиницу, при свете придорожных фо­нарей, услышали Байкал. И это тоже отдельная история.

Только зимой можно ус­лышать голос и песню Байка­ла. Непрерывное движение льда создает сотню звуков: от тихого скрежета до гром­ких стуков. Мы специально остановились у берега, что­бы как можно лучше услы­шать, чем живет озеро.

Постоянное движение льдов создает красивую му­зыку. Мы затаили дыхание, чтобы запомнить эту мело­дию. В этот миг были только небо, бесконечность и неж­ная и в то же время грозная, песня Байкала.

Озеро зимой — это огромный каток

Яркий огонек маяка пока­зывал нам путь к гостинице. Спать не хотелось. Я вышла на берег, на причале стояли четыре хивуса, отдыхая от дневных прогулок, набира­ясь новых сил. Я своими га­зами увидела, как разошел­ся лед, образовав буквально на расстоянии 10 метров от меня новую трещину. Кра­сиво и немного жутковато. Наступал новый день, надо немного поспать.

Когда Байкал только на­чинает замерзать, на по­верхности воды формируют­ся тонкие кристаллики льда — сало. А я думала, что сало бывает только копченым или соленым. Оказывается, бывает и байкальским.

Очаровательные пу­зырьки — самое удивитель­ное явление на Байкале. Со дна озера поднимаются эти маленькие ледяные ме­дузы и радуют наш взор. Если пузыри-медузы совсем крошечные, то образуют гвоздики. Названы они так из-за своей формы, действи­тельно напоминающей гвоз­дь: за крошечным шариком воздуха тянется небольшой хвостик. Положила голову на лед, вновь и вновь слушала озеро — мир остановился: ничего не было вокруг, толь­ко холодная гладь Байкала и стук сердца.

Опять проносят­ся мимо нас пилоты на воздушных подушках. Туристов много, не только Качканар приехал за впе­чатлениями. Вдалеке видне­ется самый большой каток в Листвянке. Кружат в танце снежинки, молодые пары и байкальский ветер. На бере­гу у торосов ребята запусти­ли квадракоптер. Я немного позавидовала и пожалела, что не взяла из дома свой беспилотник. Представляю, какие у них будут снимочки и видюшки. Но ничего, ле­том исправим обязательно эту небольшую оплошность.

Увидеть Байкал — и… вернуться сюда снова. Только уже летом

Артиллерийская канонада

А ещё на Байкале можно услышать артиллерийскую канонаду. Ежегодно зимой, после замерзания всей аква­тории озера. Ледяной покров при резком и значительном понижении температуры ох­лаждается и сокращается. В нем появляются усадочные трещины. Их размер зависит от абсолютной величины и скорости понижения темпе­ратуры. При меньшем охлаж­дении возникают многочис­ленные клиновидные сухие трещины; при значительном охлаждении — мокрые тре­щины. Растрескивание льда сопровождается шумом и гро­хотом, который напоминает артиллерийскую канонаду.

По дороге покорили Иркутск

Пора ехать в Иркутск, се­годня ночью поезд домой. Едем молчаливо, каждый думает о своем, впечатления умопомрачительные. При­ехав на железнодорожный вокзал, прощаемся (надеюсь ненадолго) с моей подругой Гулей и ее мужем Георгием, благодарим наш «Патриот» за безопасную и легкую до­рогу в течение всей нашей поездки, за пройдённые тысячи километров дорог в этом суперпутешествии.

Оставив сумки в камере хранения и отдохнув в госте­вой комнате вокзала, мы на городском трамвайчике пое­хали покорять Иркутск.

Иркутск — старинный город, расположившийся на востоке Сибири, в жи­вописной долине реки Ан­гары. Пока ехали в трам­вае, кондуктор и несколько разговорчивых пассажиров спросили, где мы приобрели такие чудные валеночки, мы отвечали: «Мы с Урала». Все, улыбаясь, кивали головой и еще шире улыбались.

Наша цель — не толь­ко прогулка по городу. Мы едем в самый крутой мага­зин Иркутска. Вот и магазин «Айхал», здесь продают унты. Уехать из него без покупки просто нечестно! Примеря­ем, красуемся и воображаем. Продавец рассказывает, что такое унты и почему они так популярны. Это сапоги для холодной русской зимы. Их изобрели эвенки и нанайцы — коренные народы восточ­ной Сибири, где температура падает ниже -40°C.

В них не страшны ни снега, ни холода. В такой обуви мож­но смело идти на зимнюю охоту или рыбалку. Подойдут и для активного передвиже­ния, а это точно для нас!

Выбрав самые стильные и модные унты с красивым меховым узором, упаковы­ваем в пакет и счастливые оправляемся на прогулку.

Нагулявшись, отправля­емся на вокзал. Вечерний вокзал Иркутска встречает нас огоньками. Скоро домой!

На четвёртый путь при­бывает поезд «Владиво­сток-Москва». Спешим на посадку. Скоро Екатерин­бург, а там уже и родной Кач­канар.

Мечты сбываются!

Многие, наверно, подума­ют, что я легко и быстро пишу все очерки и рассказы, но, к счастью, это не так. Каждая буква, запятая даются мне порой нелегко, потому что, уже сидя дома за работой, вновь и вновь переживаю и ощущаю всю красоту увиден­ного. И, конечно же, сердце всегда бешено колотится при касании каждой клавиши. Хочется рассказать все, что­бы наши читатели хотя бы на короткое время оказались рядом с нами, а в будущем мне хотелось бы показать во­очию всю эту сказку.

Услышать и увидеть озеро Байкал — это чудо! Поздоро­ваться с Ангарой — это чудо! Всё это возможно, потому что мечты сбываются!

Кристина Передерий