Русский язык в Качканаре держит удар абсурда

В конце ноября в наших школах родителей просили пись­менно указать родной для их детей язык. Инициатором необычного опросника стало областное и федеральное министерства образования. С 1 декабря дети будут учить русский язык как государственный и отдельно как родной для тех, кто его таковым считает. Если родным для ребен­ка является, например, татарский, то изучать по предмету «родной язык» он, по возможности, будет этот язык. В связи с нововведением школы изменят расписания.

Согласие на изучение «русского»

На прошлой неделе сразу несколько возмущенных ро­дителей обратились в редак­цию, рассказав о странных заявлениях в школах.

По словам Сергея Лоба­нова, чей ребенок учится в лицее №6, бланки выдавали на родительских собраниях и через детей.

– Ребенок принес бланк домой. Читаю: «Прошу ор­ганизовать изучение род­ного ____ языка как пред­мета для моего ребенка». Подразумевается, что мы должны написать «русско­го». Думаю, ерунда кака­я-то, не может такого быть. Из Интернета узнал, что с 1 декабря в Свердловской области русский язык за­прещено называть родным. Гражданин России, русский по национальности, про­живающий в русскоговоря­щем регионе, должен пи­сать заявление на изучение своего родного языка. Всю жизнь мы учили русский язык, как вдруг понадоби­лось наше согласие на его изучение. Мы подписывать сразу не стали. Ребенок объяснить ничего не мог, на него каждый день давил учитель: «Почему родители не подписали заявление?». На учителя давил директор, на директора — Управление и Министерство образова­ния… Для чего это нужно? Если мы изучаем русский язык в рамках государ­ственного, зачем нужно пи­сать дополнительные заяв­ления? Мы русскоязычный регион, – возмущается отец лицеиста. – Понимаю, что проблема пошла с нацио­нальных государств, в Баш­кирии, например, нацио­нальный язык изучается наравне с государственным, русским, а мы-то при чем? Почему нас заставляют под­писывать такие заявления? Жена не выдержала, подпи­сала, потому что с ребенка каждый день требуют. Меня удивляет, почему другие родители не возмущают­ся? Почему они спокойно все подписывают? Ничего общего с образовательным процессом это не имеет, лишь изображение кипучей деятельности. Иначе, как маразмом, это не назовёшь.

О схожих заявлениях нам сообщали также родители из школ №3 и №7. В последней школе формулировка заяв­ления звучала по-другому: «… даю согласие/не согласие на изучение русского язы­ка и литературы в рамках предметной области «Фило­логия» как родного. Прошу заменить учебный предмет «родной язык и родная лите­ратура» на учебные предме­ты «Русский язык» и «Лите­ратура».

Такие заявления появи­лись в национальных ре­спубликах РФ и в школах Свердловской области. Боль­шинство свердловских роди­телей спокойно восприня­ли нововведения в школах, действуя по принципу «надо – значит, надо». Правда, неясно, отчего вдруг такая спешка (сдать заявления до 1 декабря), почему это про­исходит в середине учебного процесса и почему именно Свердловская область вошла в число субъектов, где вне­дряют эти нововведения?

Корректировка учебного плана

Что касается качканар­ских школ, за разъяснениями редакция газеты обратилась в местные образовательные учреждения.

Любовь Кишеева и На­дежда Сафронова, возглав­ляющие лицей №6 и школу №3, отреагировали на за­просы очень быстро. В от­вете директора ссылались на федеральный закон «Об образовании», в котором 14 статья гарантирует получе­ние образования на государ­ственном языке и родном языке из числа языков наро­дов РФ, в том числе русском.

Заявления объяснили мониторингом среди роди­телей (законных предста­вителей) с целью выяснить, какой язык является родным для их ребенка. В случае, если кто-то из родителей укажет в заявлении родным другой язык, кроме русского, обучение будет организова­но в пределах возможностей как системы образования, так и образовательного уч­реждения.

Это же подтвердила нам и Марина Мальцева, началь­ник Управления образова­ния г.Качканар, пояснив, что теперь, помимо предмета «русский язык», в программе появится дополнительный – «родной язык». То есть будет государственный русский язык (как язык РФ) и родной русский язык. Учить и тому, и другому будут по преж­ним учебникам. Если опрос покажет, что есть желающие изучать иной родной язык, не русский, то здесь, как го­ворится, все будет исходить из возможностей школы.

– По образовательной программе предмет бу­дет именоваться как «род­ной язык». Какой – покажет опрос. В случае, если выя­вится потребность в изу­чении нерусского родного языка, будет применяться другой вариант учебного плана. Отрицание родителями данного письменного согласия – мне непонятно. В чем сложность для тех, у кого родным является рус­ский язык, указать его в за­явлении? Они не признают, что их родной язык русский? Точно так же родителей ра­нее просили выбрать пред­меты, которые входят в ва­риативную часть учебного плана. Тогда они проблем не видели, а здесь отчего-то видят, – ответила Марина Мальцева.

Но не все выглядит так однозначно. Как сообщает сайт ura.ru, в Свердловской области заявления для ро­дителей появились после ноябрьского совещания в екатеринбургской гимна­зии №104 под названием «Профилактика нарушений обязательных требований законодательства РФ в сфере образования в части обеспе­чения прав граждан РФ на изучение родного языка из числа языков народов РФ». Тема вызвала у педагогов много вопросов и дала раз­ную оценку происходящему, хотя в целом, конечно, шко­лы не пойдут наперекор ука­заниям Министерства обра­зования.

Учить язык —заставлять недопустимо

Проблема «родного язы­ка» в национальных респу­бликах нашей страны была всегда. С 1990-х годов она стала еще более острой, осо­бенно в Башкортостане и Та­тарстане. Вплоть до 2017 года родители в этих субъектах РФ возмущались навязан­ной обязанностью изучать татарский или башкирский языки, вопреки их согласию. Эти языки по часам изуча­ли наравне с русским, дети были немало загружены.

Точку в спорах поставил Владимир Путин 20 июля этого года на Совете по меж­национальным отношениям в Йошкар-Оле, где указал на добровольный характер изу­чения национальных языков. И касалось это, прежде всего, национальных республик.

– Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподава­ния русского. Языки народов России являются неотъемле­мой частью их самобытной культуры. Изучать эти язы­ки – гарантированное Кон­ституцией право, право до­бровольное, – акцентировал президент.

На том же совещании был обозначен срок – 1 де­кабря, когда президенту должны представить отчет о добровольности изуче­ния национальных языков в российских школах. В связи с чем ускоренными темпа­ми в школах Якутии, Баш­кортостана, Татарстана и Свердловской области (по непонятным причинам) ди­ректора собирали с родите­лей заявления.

После этой речи прези­дента ряд татарских школ оказались в еще большем замешательстве, учителя та­тарского языка начали поки­дать школы. В образователь­ных учреждениях провели прокурорские проверки, вы­явили недостаточное изуче­ние русского языка и навя­зывание «родного».

Часть казанских педа­гогов считает, что изуче­ние национальных языков в рамках небольших часов приведет к их вымиранию, языки республик сохранятся лишь в деревнях и селах. Не исключено, что перемены в системе образования в ре­спубликах будут иметь отри­цательный эффект.

P.S. Цель «насильственного» изучения языков в национальных республиках понят­на и очевидна. Власти республик пытаются сохранить свою самобытность, свой родной язык, культуру и традиции. Где еще сохра­нять это, как не в родных республиках? Ведь риск того, что языки меньшинств будут знать все меньше, несомненно, есть.

Остается непонятным, почему в этой истории оказалась Свердловская область? Наш регион не образован по националь­ному признаку. По данным переписи 2010 года, у нас проживает 90 процентов русских, 3,5 процента татар и два процента башкир, украинцев и немцев. Картина, как говорится, ясна.

При этом очень многие семьи татар и башкир, проживающие у нас в области, ни­когда не говорили на языке своих предков, не учат родной язык их дети и внуки. Стрем­ления знать «родной» язык нет, поскольку им достаточно русского языка, он стал для них родным. И мониторинг в качканарских шко­лах вряд ли выявит желающих изучать иной «родной язык».

Вот какую зарисовку с собрания в школе №7 рассказал нам очевидец. Над бланком того самого заявления сидела мама ученика, которая по-русски не знает и пары слов (на­циональность не уточняется). К женщине по­дошла учительница и спросила, понимает ли та, о чем идет речь. В ответ было молча­ние. Молча женщина просидела над бума­гой 15 минут, молча встала и молча ушла.

– Что делать ад­министрации школы в это случае? Указать на дверь — незаконно. Найти преподавателя соответствующего языка – нереально. Оста­ётся один выход: не мытьём, так катаньем заставить подписать заявление на изучение «родного» русского языка! На вопрос учи­телю, откуда такая инициатива, последовал категоричный ответ: «Путин так сказал!» – рассказал очевидец.

И все же, несмотря на то, что большинство воспринимает это нововведение в школах как норму, негативную реакцию отдельных качканарских родителей на заявления мож­но понять. Изучение государственного и родного нам русского языка в родной стране воспринимается как должное, как то, что га­рантировано многовековой историей и Кон­ституцией. Поэтому в этой истории намного лучше выглядел бы опрос желающих изучать иной язык, нежели, повсеместное «скажи «да», что твой родной – русский».