«Решение по сносу буддийского монастыря должно быть исполнено»

Евраз обещает не трогать ступы и культовые сооружения

4 марта в посёлке Косья прошла рабочая встреча с официальной формулировкой «по развитию туристического кластера вокруг горы Качканар». Но главным вопросом, обсуждаемым на встрече, был вопрос сноса хозяйственных построек буддийского монастыря на горе. 8 февраля этого года было возобновлено исполнительное производство по иску Евраз КГОК.

Буддийская община заказала проект будущего храмового комплекса, который они хотели бы соорудить в поселке Косья. За эскизный проект буддисты заплатили 450 тысяч рублей

В поселковый клуб приехала делегация от Евраза, главы Качканара и Нижней Туры, представитель от области — директор департамента внутренней политики Антон Третьяков. Присутствовали представители буддийской общины. Кроме того, поддержать буддистов из Качканара приехали депутат Заксобрания Габбас Даутов, депутат гордумы Виктор Шумков и местные активисты (Иван Канисев, Николай Желонкин). На встречу из команды поддержки пустили только Габбаса Даутова. За дверями остался даже эксперт по туризму Андрей Хазов, представляющий общину.

Нас шокировала новость о сносе построек монастыря, — сказал в начале встречи председатель религиозной организации «Путь Будды» Семен Загородний. — Мы вполне благополучно сотрудничали последнее время с Евразом. Мы не видим оснований для возобновления исполнительного производства. Мы не понимаем, для чего понадобился снос. Это религиозный значимый объект, который очень важен в данном регионе. Мы призываем найти пути, чтобы сохранить постройки на горе Качканар и дальше взаимодействовать, опираясь на опыт достигнутого в 2019 году соглашения. У Евраза сейчас есть полный контроль за тем, что происходит на горе, в монастыре.

Но, видимо, контроль, по мнению управленцев компании, был недостаточно полным.

Как заявила представитель судебных приставов, исполнительное производство было возобновлено по заявлению Евраза, и оно должно быть исполнено. 16 февраля буддистам вручили документы, в течение месяца они должны снести постройки. Если они этого не делают, тогда снос осуществляет взыскатель, то есть Евраз КГОК, а потом он предъявляет расходы за снос буддийской общине.

Директор по правовым вопросам дивизиона «Урал»  Елена Крупская сообщила на встрече, что за состояние участка, в том числе санитарное, ответственность возлагается на арендатора, то есть на Качканарский ГОК. В трехстороннем соглашении бытовые постройки указаны не были, поэтому они подлежат сносу. Представители Евраза обеспокоены тем, что окрестности монастыря на горе загрязняются отходами жизнедеятельности человека. По словам Елены Крупской, у Евраза нет намерений сносить культовые сооружения. Евраз выражает готовность оказать общине содействие — построить и обеспечить мобильные и стационарные сооружения бытового назначения, которые позволят не наносить урона окружающей среде. В этих новых сооружениях туристы смогу согреться и отдохнуть. Евраз также готов организовать на горе место для приема пищи, организацию питания здесь будет обеспечивать то же предприятие, которое сейчас занимается питанием на КГОКе. Туристам будут предложены легкие перекусы, соблюдение всех норм и правил. Обозначенные новые сооружения Евраз предлагает сделать не на территории монастыря, а на подступах к нему.

Мы хотим обеспечить прием туристов в цивилизованных условиях и в четком соответствии с законодательством, — сказала Елена Владимировна.

Эксклюзивность и ценность этого места в том, что люди по кирпичику поднимали материалы на гору и строили свои сооружения. Это ручной тяжелый труд, этим и ценится монастырь, — возразил Габбас Даутов. — Нужно сохранить целостный комплекс. Надо учитывать общие интересы. Сюда приезжают туристы со всего света. Если на территории монастыря не будет хозпостроек, то все культовые сооружения придут в негодность. Это уничтожит буддийский храм.

Семен Загородний высказал недоумение, как остальные хозяйственные постройки монастыря, помимо туалетов, наносят вред окружающей среде.

Есть определенные требования к объектам, например, требования к размещению бытовых отходов, требования к выбросам в воздух (! — ред.), которые никто не замерял, — ответила представитель Евраза.

Под выбросами в воздух, видимо, понимается дым от печей и дровяного котла, которыми отапливались ранее строения монастыря. Сейчас, по словам Семена Загороднего, работают только две печки по выходным дням.

Директор департамента внутренней политики Антон Третьяков акцентировал внимание на том, что буддисты получили в качестве компенсации 26 млн. рублей и землю в поселке Косья у подножия горы.

В ходе переговоров стороны настаивали на своей позиции: Евраз категорично настаивает на сносе построек в рамках исполнения решения суда, буддисты не оставляют надежду их сохранить. Но, как говорится, силы неравны.

Команда поддержки от Качканара осталась за дверями

Итог совещания — общине предложено до 11 марта направить в адрес правительства Свердловской области и в адрес компании Евраз предложения о порядке исполнения судебного решения. И проинформировать об этом службу судебных приставов. После 15 марта судебное решение должно быть исполнено. И это последний срок.

На 15 марта запланировано итоговое совещание сторон. Глав — Андрея Ярославцева и Алексея Стасенка — попросили подготовить предложения по туристическим проектам.

Ситуацию вокруг буддийского монастыря прокомментировал вице-президент клуба Юнеско «Общество духовной культуры», председатель правления Свердловской общественной организации «Экология, прогресс и духовное совершенство» Андрей Хазов:

Я долгое время был представителем строящегося монастыря на горе Качканар, помогал регистрироваться, собирал правоустанавливающие документы на землеотвод, решал правозащитные вопросы, вывел проект на уровень Совета по правам человека. Нарушаются права религиозной организации и буддистов на осуществление религиозной деятельности. Земельный участок им не узаконили в свое время, когда для этого были все основания. Тогда еще эта земля не была у КГОКа в аренде. Администрация города в то время заволокитила вопрос и спустила на полномочия комбината. Я помогал зарегистрировать религиозную организацию в Минюсте, подвязал их к российской и международной буддийской системе. Раньше у них был трафик туристов — 12 тысяч человек в год. Теперь трафик упал до 3 тысяч человек в год. Я вижу, что все, что неподконтрольно власти, им надо мочить. Они пытаются подменять реальные общественные инициативы искусственными, которые у них будут на контроле. Обычно корпорации не входят в конфликт с религиозными организациями. Чем объективно монастырь помешал Евразу, я не понимаю. Развитию СКМ он не мешает. Можно было сохранить и туризм, и горнодобычу.

В пресс-релизе администрации, выпущенном накануне этого совещания, Андрей Ярославцев сказал:

Природа дала нам уникальные объекты, которые давно привлекают внимание туристов из разных уголков. В конце февраля мы уже провели встречу с руководителем общины «Путь Будды» Семеном Загородним, наметили первые точки для совместного взаимодействия в области развития туризма. У нас есть возможность разработать целую серию маршрутов для разных времен года вокруг горы и на ее вершине, привлечь в Качканар и Нижнюю Туру большое количество туристов. Уверен, текущий опыт общины, их связи в мире туризма будут полезны. А компания Евраз, давно и плотно участвующая в развитии Качканара, будет готова поддержать разработанные идеи.

После совещания стало еще более очевидно, что Евраз намерен полностью взять под контроль буддистов и туристический поток.

Юлия Кравцова