Рецепты процветания Дома быта в Качканаре

В номере за 09.11.2019г. было опубликовано интервью с директором МУП «Комби­нат бытового обслуживания» Сергеем Курильченко. Хотя не совсем понятно, зачем он его давал, ведь по сути никаких вопросов глубоко он не осветил и ни на один вопрос не ответил. Поэтому разрешите немного самому, порассуждать на эту тему.

Вообще МУП обыч­но создается, ког­да, например, есть много объектов не­движимости, сеть объектов, которыми нужно управлять. Тогда создает­ся структура. Когда же это один объект, в большинстве своем, такая структура не нужна. Я имею в виду горо­ду. Более того — невыгодна! То, что МУП не берет у горо­да деньги, это еще ничего не значит. Нужно посмотреть: а может, городская казна не­дополучает деньги от МУПа? Может, напрямую управляя через КУМИ, будет гораздо эффективнее? А не стОит ли управление таким объектом через МУП дороже, чем без этой организации?

Но давайте взглянем на наш объект — Дом быта. Ус­ловно можно МУП «КБО» разделить на два направ­ления. Первое — это сам комбинат бытового обслу­живания, то есть швейная мастерская, фотоуслуги. Второе — это сдача в аренду площадей.

По первому направлению я бы посмотрел: какова ве­личина среднего чека? Какое количество заказов в месяц? Какая прибыль на кв. метр? Какое количество клиен­тов обращаются повторно и почему? Какие жалобы от клиентов и есть ли необхо­димость системных измене­ний? Как формируется за­работная плата персонала, и завязана ли она на результат?

Давайте взглянем, как продвигаются услуги КБО? Да никак! Нашел одну группу в «Одноклассниках», первая запись от 01.12.2017, продви­жения в городских пабликах нет. Также нет розыгрышей, конкурсов за подписку, за репосты? На Авито тоже ничего! А сейчас, на мину­точку, 21-й век, только Дом быта остался в советском прошлом. Если тебя сегодня нет в интернете, то у тебя нет бизнеса. Ситуацию надо ме­нять. Причем, срочно, вре­мя-то уходит.

Дальше анализируем, как можно развить это направ­ление. Может, ввести до­полнительные направления деятельности, например, ремонт обуви, изготовление ключей, изготовление ножей (кухонных), аренда инстру­мента, мастер на час? Может, сделать выставочный зал для швейных изделий мастеров? Кстати, есть интересная кон­цепция. В Нижнем Тагиле есть ТЦ «Малина», в нем сда­ются так называемые рабо­чие места. То есть человек, допустим, сам производит мед или масло. Арендует в таком ТЦ место. В него вхо­дит витрина холодильная, стойка для торговли, холо­дильник. Может быть, имеет смысл рассчитать, выгодно ли будет персоналу, самому МУП «КБО», если также сда­вать в аренду рабочие места швеям, фотографам и т.д? Как вариант.

Направление второе — сдача помещений в аренду. Что имеем? А имеем про­стаивающее помещение на первом этаже (не знаю точ­но площадь, но, по моим оценкам, квадратов 50-60), с отдельным входом, боль­шое фойе на втором этаже также свободно, в здании, имеющем очень неплохой автомобильный и пешеход­ный трафик. И это больше года. Если перевести в день­ги, потеря, по самым скром­ным оценкам, 600-650 тыс. в год, при размере арендной ставки 500 р. за кв.м. И вот я что-то ни разу не видел объявлений о сдаче в аренду помещений в Доме быта ни на Авито, ни в газетах. Как предприниматель, могу со всей ответственностью за­явить, что если бы я владел таким зданием и в нем про­стаивало помещение, то я бы подошвы стёр в поисках арендатора.

Также, насколько я знаю, здание ночью охраняется сторожами. Если минималь­ная зарплата в месяц 11280р, округлим до 11т.р. Берем трех сторожей — это 33000, плюсуем отчисления в ПФР, ФСС и прочие (мы ведь не хотим нарушать законода­тельство) — это где-то 42%, итого около 560 тысяч в год. Я думаю, если оснастить зда­ние датчиками на открытие, разбитие стекла, движения, вывести все на пульт охра­ны и включить ежемесячные абонентские платежи, то эко­номия составит, наверное, в половину годовой суммы, что тратится на сторожей. Причем в магазине «Магнит» своя охранная система.

Здание Дома быта распо­ложено на большом земель­ном участке 5316кв.м. В пла­не дальнейшего развития можно также было исполь­зовать этот участок. Напри­мер, сделать мини-сеть из небольших павильонов (не сильно уменьшая парковоч­ное пространство), что уве­личит арендные платежи. В свое время, кстати, я подхо­дил с этим предложением к директору КБО, предлагая этот проект в виде партнер­ства бизнеса и города в лице МУПа. Но не нашёл отклика, поэтому вложился в другой.

Очень бы хотелось уви­деть стратегический план на 3-5 лет, в котором рас­писаны, исходя из текущих финансовых показателей, размеры вложений в ка­питальный и текущий ре­монты, вложения в основ­ные средства производства, маркетинговый план, план по развитию и продажам. А пока мы и дальше будем убивать подвеску, заезжая на стоянку к Дому быта, ко­торая словно после бомбёж­ки, да будем смотреть на это серое разваливающееся зда­ние.

Ну, и напоследок самое вкусное и интересное. Если мы откроем сайт rusprofile.ru и введём данные МУП КБО, то увидим следующую фи­нансовую отчётность МУПа. Она приведена в таблице.

Отчётность взята с 2014-го по 2018 год включитель­но. И тут вырисовывается интересная закономерность. Общая выручка на протяже­нии этих лет растёт, а чистая прибыль, наоборот, падает. Хочется сразу возмутиться фразой из песни: «Где день­ги, Зин?».

Дальше смотрим показа­тели за 2016 год, чистая при­быль минус 17 тысяч. Вни­мание, Карл! Минус 17000р! Сразу хочу оградить тех лю­дей, которые воскликнут: «А чё, так можно было?». Если, находясь в реальном бизне­се, вы покажете минусовую чистую прибыль, то на завтра вам, как минимум, назначат камеральную проверку, как максимум уголовное дело об уходе от уплаты налогов. А тут почему-то, ни у кого ни­каких вопросов не возникло. За 2018 год чистая прибыль составила 21000 рублей, это 1750 в месяц. Слушайте, а у меня предложение: давайте я вам дам 21 тысячу, да не, даже готов дать 30000 ру­блей и буду весь год управ­лять этим МУПом. Сейчас только в микрозаймы забегу. А гасить буду из той зарпла­ты, что себе нарисую, я ведь, как-никак, директор. Еще момент: с 2014-го по 2018 г. выручка от продажи работ, услуг болтается возле одной точки, плюс-минус. Общая выручка растет лишь только за счет арендных платежей. Расходы на оплату персонала в полтора, в какой-то год и в два раза, выше выручки от произведенных этим персо­налом услуг, товаров.

На месте рабочей груп­пы, анализирующей рабо­ту МУП «КБО», я бы очень внимательно за этот период посмотрел договора на вы­полнение работ, ремонтов, поставки канцтоваров, убор­ки помещений, поставки клининговых средств и т.д. А то бывает, немного смету за­вышают, а разница в виде так называемых ретробонусов в виде чёрного кэша оседает в карманах. Также интересно, как расшифровывается гра­фа «управленческие расхо­ды». Туда входят оплата топ менеджменту, текущие ре­монты, ЖКХ, оплата канцто­варов, представительские расходы тоже могут входить.

Я очень рад, что у новой администрации и думы до­шли руки до МУП «КБО», к слову, ещё в 2018 году, когда баллотировался в думу, это было одним из пунктов моей программы.

Чтобы было понятно, я против продажи этого объ­екта. Объединения с другим МУП, наверное, да, возмож­но, но надо опять же анали­зировать. Я за Дом быта, за то, чтобы услуги КБО пользо­вались спросом. Чтобы люди, которые там работают, полу­чали достойное вознаграж­дение (а не 15 т.р., по моим данным) и, как следствие, держались за свои рабочие места. И чтобы глава города, показывая этот МУП мэрам из других городов, с гордо­стью ставил в пример: «По­смотрите! Это возможно. И у вас получится, надо только делать».

Олег Бакуров

P.S. Уже когда статья была почти го­това, наткнулся на публикацию в «Новом Качканаре» от 02.05.2014, называется «Дом Ыта», из-за того, что буква «Б» на крыше здания отвалилась. Почитайте, есть на сайте газеты. Прошло больше пяти лет, а ситуация не только не изменилась, а стала только хуже.