Прокуратура отказалась начать проверку по запросу «Нового Качканара»

Ранее мы писали, что Анна Абраменко, ко­торая ночью в мороз была высажена на трассе, обращалась со своей проблемой к главе города и подавала заявление в полицию. Оба обращения были перенаправлены в Ми­нистерство транспорта, от­куда пришел ответ, дающий понять, что никаких мер предпринимать по данному факту никто не собирается. В Минтрансе сообщили, что проверку о правомерности действий водителя проведет сам ИП Вагнер.

«Не наше дело»

Поскольку все три из за­действованных инстанций сняли с себя ответственность за данное происшествие, мы решили направить соответ­ствующий запрос в прокура­туру в надежде, что хотя бы в этом органе смогут про­комментировать ситуацию. Оказалось, что и прокурату­ра проявила безучастность к этой теме. Вот какую отпи­ску мы получили:

«Прокуратурой г. Кач­канара рассмотрен Ваш журналистский запрос об оставлении Анны Абрамен­ко водителем автобуса ИП Вагнер на трассе 4 февраля 2019 года.

Согласно ст. 39 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N2124-1 «О средствах массовой инфор­мации» редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государствен­ных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

В соответствии со ст. 39 Закона Российской Федера­ции от 27 декабря 1991 года N2124-1 «О средствах мас­совой информации» предме­том запроса редакции может быть информация о деятель­ности прокуратуры.

В данном случае запрос направлен в интересах кон­кретного лица — Анны Абра­менко, поставлены вопросы, касающиеся законности от­ветов, которые даны первым заместителем главы Качка­нарского городского округа, заместителем министра транспорта по Свердловской области, в этой связи не явля­ется запросом средств мас­совой информации по смыслу 39 Закона Российской Федера­ции от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации».

Обращений от Анны Абра­менко в прокуратуру г.Качка­нара не поступало.

При поступлении в проку­ратуру г.Качканара обраще­ния Анны Абраменко проверка будет проведена в установ­ленном законом порядке».

Такой ответ на запрос пришел из прокуратуры за подписью прокурора города Дмитрия Быкова.

В своем запросе мы не формулировали конкретно­го вопроса в пользу Анны Абраменко, а лишь направи­ли материалы, которые были опубликованы ранее в газе­те. «Просим прокомменти­ровать ситуацию оставления Анны Абраменко водителем автобуса ИП Вагнер на трассе 4 февраля 2019 года. Матери­алы по данному вопросу при­креплены отдельными фай­лами», — так выглядел запрос.

Также стоит отметить, что свой запрос мы направляли еще 10 апреля, ответ на кото­рый пришел 14 мая. Соглас­но закону «О средствах мас­совой информации», ответ на журналистский запрос должен быть дан в течение 7 дней. В случае, если за это время информацию предо­ставить не является возмож­ным, в редакцию должно быть направлено уведомле­ние об отсрочке дачи ответа в течение трех дней. Уведом­ление об отсрочке ответа мы получили спустя 10 дней, по­сле того, как мы сами позво­нили в прокуратуру.

Имеем ли право?

В прокуратуре решили, что редакции стоит напом­нить закон, по которому она работает, и обратить наше внимание на то, что отправ­лять запросы в пользу част­ного лица — не наше право.К слову, от прокуратуры мы ждали лишь сообщения о том, что они рассмотрят со­общение и на этом основа­нии проведут проверку.

В свою очередь, мы ре­шили внимательнее изучить порядок работы прокурату­ры, регламентирующийся российскими законами.

Основополагающим принципом деятельности органов прокуратуры РФ в сфере соблюдения прав и свобод человека и граждани­на является принцип гласно­сти, означающий открытость прокуратуры, её доступность для населения и средств мас­совой информации.

В силу положений статьи 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом надзора являют­ся: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на террито­рии РФ, различными органа­ми, включая руководителей коммерческих и некоммер­ческих организаций.

Поводами для прове­рок являются поступающие в прокуратуру обращения граждан и юридических лиц, материалы уголовных, граж­данских и арбитражных дел, иные материалы, непосред­ственное обнаружение про­курором правонарушений, а также сообщения средств массовой информации.

На основании ч.2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» проку­рору не обязательно ждать поступления обращений за­интересованных лиц, чтобы начать проверку. Основа­нием для проверки испол­нения законов может быть любая информация СМИ о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором.

Получается, что даже если редакция, как считает про­куратура, не имеет права получить информацию по данному вопросу, то начать проверку на основании за­проса прокурор все же мо­жет, и ему не обязательно ждать личного обращения Анны Абраменко.