Почему уволили Сергея Напольских
Увольнение управляющего у многих качканарцев впервые вызвало сожаление
Увольнение Сергея Напольских с должности управляющего директора Качканарского ГОКа стало неожиданным даже для приближенных к нему коллег. Как, наверное, и для него самого тоже. По крайней мере, очевидных и лежащих на поверхности причин для такого решения евразовского руководства не было – комбинат работал достаточно стабильно даже на фоне кризиса в отечественной металлургии и приносил компании приличную прибыль.
Впрочем, формально Сергей Напольских еще остается управляющим директором комбината.
– С середины прошлой недели я нахожусь в отпуске, – сказал он по телефону. – Извините, но комментировать эту ситуацию я не могу.
Заметим, что процедура для ЕВРАЗа стандартная, через отпуск уходили все управляющие директора Качканарского ГОКа. Оставаясь формально топ-менеджерами компании, они должны были следовать определенным правилам, которые предписывают воздерживаться от любых комментариев на эту тему.
Между тем, на верхних этажах поговаривают, что будто бы Сергей Напольских прокомментировал ситуацию со своим увольнением достаточно резко, заявив, что в евразовской команде он больше работать не будет. Впрочем, глава города Сергей Набоких назвал эти разговоры досужим вымыслом, не имеющим под собой никаких оснований.
И все же, причины для увольнения управляющего директора, на мой взгляд, были.
В должности управляющего Качканарского ГОКа Сергей Напольских проработал 3 года и 8 месяцев. Срок, по меркам, естественно, ЕВРАЗа, до неприличия долгий – никто еще до него столько в этой должности не служил. Напомню:
Андрей Сидельник – 1 год;
Андрей Гайдин – 8 месяцев;
Виктор Рыбкин – 1,5 года;
Владимир Бобров – 1,5 года
Михаил Батуев – 1 год.
В такой частой смене директоров виделась определенная логика ЕВРАЗа: каждому новому управляющему ставилась совершенно четкая задача резкого увеличения объемов добычи сырой руды, особенно в периоды роста востребованности тагильского металла на рынке. Буквально за три года после прихода ЕВРАЗа на Качканарский ГОК добыча сырой руды увеличилась с 45 до 55 миллионов тонн. Причем, без серьезных вложений в развитие производства.
Сергей Напольских как бы выпал из этой логики. И это могло стать причиной отставки.
Вторая причина – психологическая, вытекающая из первой. Управляющий директор постепенно становился своим человеком на комбинате и в городе. В отличие от большинства своих предшественников, Сергея Напольских можно было часто видеть на городских праздниках. Своего сына – выпускника вуза – он не стал пристраивать на теплое место в Тагиле, а послал на рабочую должность в цех КИПиА. При нем заметно начали теплеть отношения между комбинатом и городской администрацией.
Вроде мелочь, но именно в подобных мелочах часто таится опасность для таких конструкций, как ЕВРАЗ. Надо понимать, что управляющий директор в силу своих должностных обязанностей должен быть только лишь исполнителем воли высшего руководства компании, его полномочия даже в решении внутрикомбинатовских проблем сильно ограничены. При этом, растущий авторитет управляющего директора в коллективе неизбежно вызывает досаду у евразовского руководства. И эта досада лишь усугубляется, если директор начинает еще и прислушиваться к настроениям в вверенном ему коллективе.
Кстати, Михаил Батуев поплатился своей должностью именно потому, что в диалоге с профсоюзом позволял себе несколько бОльшую степень свободы, чем это предписывалось ЕВРАЗом. Он, как мне кажется, по инерции продолжал себя чувствовать генеральным директором, время которых ушло в прошлое.
И не случайным кажется, что отставка Сергея Напольских произошла практически сразу после неудачных переговоров между руководством ЕВРАЗа и профсоюзом КОКа, в центре которых стоял вопрос о повышении зарплаты работников комбината. Детали этих переговоров не разглашаются, но по некоторым данным можно судить, что позиция самого Напольских была несколько мягче, чем у его коллег из ЕВРАЗа.
Есть еще одна причина, которая мне кажется существенной. В прошедших выборах главы города Сергей Напольских публично поддерживал кандидатуру Сергея Набоких. Хотя ЕВРАЗ, по крайней мере, его силовой блок и примкнувшая к нему дирекция по связям с органами государственной власти, сделали ставку на Александра Баранникова. Я не думаю, что тогда ЕВРАЗ поступил по принципу не класть яйца в одну корзину. Просто, на мой взгляд, Сергей Напольских более трезво оценивал ситуацию в городе. И действовал в этой ситуации более порядочно, чем москвичи, для которых провинциальный город был и остается местом, где население будет хавать все, что ему бросят со столичного барского стола.
Впрочем, это все предположения. Как развивалась ситуация в действительности, может сказать только сам Сергей Напольских. Одно могу сказать точно – увольнение управляющего директора у многих качканарцев впервые вызвало сожаление.