«Почему командир самолета не выходит на связь?»
Корреспондент «Нового Качканара» оказался рядом с эпицентром катастрофы Суперджета Москва-Мурманск.
Пожар 5 мая в Шереметьево запомнится нам надолго. Среди погибших пассажиров рейса Москва-Мурманск сначала называли одного, потом 13, а оказалось — 41.
В тот день, а точнее вечер, мы оказались практически в эпицентре событий, так как летели в Москву и именно в Шереметьево. Наш самолет должен был приземлиться в 19.20 по Москве, но в 18.30 здесь случилось это страшное происшествие. Узнав о нем по прилете, мы находились в легком шоке.
Наш полет в целом был спокойным. Лишь в начале салона постоянно плакал годовалый мальчик. Примерно в 19.00, за 20 минут до посадки, командир нашего воздушного судна объявил по громкой связи: «Посадка в аэропорт Шереметьево откладывается на 15 минут, как сообщили в аэропорту — по техническим причинам». Пассажиры отреагировали спокойно. Все, кроме одной женщины в мусульманском платке. Она тут же начала приставать к бортпроводникам с расспросами о технических причинах, о том, почему мы не можем сесть в другой аэропорт, о том, что скрывают от нас члены экипажа. Последние успокаивали ее, громко и с улыбкой произнося фразы, что все уладится и причин для беспокойства нет.
Спустя 15 минут, с обращением выступил уже второй пилот, сообщивший что- то подобное. Правда, время задержки увеличилось теперь до 40 минут. Мы начали кружить на одной высоте. Солнце появлялось то с одной стороны иллюминаторов, то с другой. Женщина в мусульманском платке забеспокоилась еще больше. Ее серьезно напрягло то обстоятельство, что командир судна не вышел на связь с пассажирами, а вместо него выступил заместитель.
— Что случилось с командиром? — спрашивала она у проводников. — С пассажирами всегда общается лично первый пилот. Где он? Ему нехорошо? Почему он не вышел с нами на связь? Почему это сделал второй пилот?
— Не беспокойтесь. Я передам пилоту вашу просьбу, — лишь ответила стюардесса.
Мы в это время начали фантазировать. Дошло даже до того, что первый пилот сейчас занимается какой-то поломкой, потому не отвечает пассажирам. Хотя страха не было. Возможно, благодаря действиям членов экипажа. В случае, когда у кого-то из пассажиров начинается паника, весьма правильно говорить громко и с улыбкой, что все в порядке.
Наконец, примерно в 20.30 мы начали снижение. На связь вышел первый пилот. Женщине стало спокойнее. Когда самолет приземлился в 20.40 и появилась связь, на телефон поступила новостная рассылка: «В Шереметьево загорелся Суперджет».
Как только мы оказались внутри аэропорта, бросились в глаза расставленные на каждом метре полицейские. Женщина и мужчина в форме смотрели в нашу сторону и зазывали пассажиров с каких-то городов. В момент ожидания багажа мы узнали подробности и осознали весь ужас произошедшего: о погибших пассажирах, о панике, о срочно развёрнутом штабе, увидели кадры посадки самолета… На выходе из аэропорта встретили с десяток машин «Скорой помощи», полицейских, журналистов и кучу таксистов, пытающихся увезти хоть кого-то… В день катастрофы в Москве отменили около 100 рейсов.
Версий, конечно, озвучили много: удар молнии, плохие метеоусловия, неправильная посадка, неверные действия пилотов, столпотворение пассажиров на выходе… Но представьте только: на спасение 78 людей, оказавшихся в огненной ловушке, было всего 55 секунд. Полные баки самолета, рассчитанные наверняка на 6 часов полета, слишком хорошо горели и разжигали все вокруг, что времени на спасение было архимало. А проходы в самолете зачастую настолько узкие, что не разойтись, тем более за каких-то 55 секунд, поэтому люди были просто обречены на мгновенную смерть.
В Мурманской области (26 пассажиров были ее жителями) был объявлен трехдневный траур. Траур, который разделила вся страна. Сделают ли выводы из этой истории и озвучат ли правду — посмотрим.