Поход на Северный Урал

Чистоп – горный хребет, находится на самом севере Свердловской области. Он входит в знаменитый «Ман­сийский треугольник», там располагалась секретная воинская часть, живут ман­си. Побывать там хотелось давно. В этом году мечта осуществилась. С 14 по 18 июля я отправился в поход на Северный Урал вместе с группой из школы выживания «Затуманщики» из Лесного и их руководителем Сергеем Комковым.

Река Лозьва. Впереди хребет Чистоп

Для начала мы добра­лись на машинах до Ивделя, а уже оттуда на забросках нас по­везли к месту назна­чения. Дорога была непростой: камни, несколько километров ехали по мелкой реке. Водитель рассказывал, что аварий бывает много: за одну поездку он может два раза менять колесо. Как ока­залось, по реке ехать лучше всего, она ровная и мелкая. Жалко, что в машине окон нет, хочется смотреть вокруг, а это удаётся только тем, кто сидит впереди.

Приехали в мансийский посёлок Ушма. Там нам пока­зали дорогу, по которой ушли в свой последний путь тури­сты под руководством Дятло­ва. Базовый лагерь мы разби­ли на горной речке Тасамья, оттуда стали подниматься по бывшей военной дороге на хребет Чистоп, в 9.00 часов вышли, к вечеру вернулись.

Идём к вершине хребта Чистоп

Здесь красивые пейзажи, реки, непуганная дичь, да ещё и главная достопримечатель­ность хребта — территория бывшей секретной воинской части, оттого здесь очень много металла, ценное всё увезли, а это бросили. Кто это вывезет? Это очень тяжело и смысла нет, столько топлива сжечь нужно. Рассказывали, что машины, которые завози­ли на самую вершину обору­дование, преодолевали путь в 13 километров за 13-16 часов. Мы ощутили на себе этот путь и всю дорогу удивлялись, как же техника здесь шла. До вер­шины мы добрались за 4 часа.

Едем на вахтовке к месту назначения
Остатки от воинской части

Чистоп — загадочное ме­сто. В старину манси его по­читали и одновременно по­баивались. Не всем можно было туда ходить. Считалось, что там открываются «ворота в другой мир». В начале 70-х прошлого века там строится радиолокационная станция, существование которой было очень скоротечным. Воен­ные забросили её уже в 1986 году. Здесь сохранились фун­даменты и развалины казар­мы, бани, гаража и других построек того времени.

Деревня Тресколье. Местная жительница

Нам повезло: была сол­нечная погода, что для этих мест редкость. Мы побывали в деревнях, где живут манси: Ушма и Тресколье. Ушма — бывший посёлок спецпере­селенцев. Сейчас там живут только манси. Лагерь мы разбили в Ушме и отправи­лись до вершины.

Наш лагерь в деревне Ушма

Побывали мы и в селение Тресколье. Посёлок, который юридически не существу­ет после пожара, но там два жилых дома. В одном из них живёт легендарная мансий­ская женщина — Александра Васильевна Анямова. Из­вестна она как хранитель­ница устоев своего народа. Ей 83 года, в 75 лет она ещё росомах убивала.

Заброшенный дом в деревне Тресколье

Я много где бывал, но это путешествие произвело на меня неизгладимое впечат­ление. Люди едут в это место, конечно, но мало. Платят бе­шеные деньги, оказывается. При нас приехали туристы из Москвы. Я поинтересо­вался, сколько они заплати­ли за человека, оказалось 40 000 рублей. Им здесь и баня, и домики, и путешествие на квадроциклах. Отдых на лю­бой вкус.

Николай Желонкин