Пережить ЕГЭ

Для выпускников 9 и 11 классов завершилась пора экзаменов. На телеканале РБК ЕГЭ назвали главным кошмаром российских школьников. Хотя наверняка так считают многие участники итоговых школьных испытаний. 

Скандалы, подглядывание в туалете и драка с полицией

В этом году по стране, как и в прошлые годы, тоже были скандалы со сдачей госэкзаменов. В Грозном школьники устроили драку с сотрудниками полиции. Всё началось с того, что полицейский нашел у выпускника шпаргалку, в связи с этим школьник был отстранен от экзамена. На этой почве завязался конфликт.

В Забайкальском крае охрана во время досмотра залезала школьницам под юбки – искали шпаргалки. В Пензенской области в школьных туалетах поснимали все двери, чтобы исключить возможность списывания. Где дверь снять не удалось, за детьми наблюдали сверху из соседней кабинки.

Выпускники, естественно, недовольны тем, что к ним относятся, как к преступникам. Система бдит за ними очень серьезно: личные до- смотры, рамки металлоискателя, камеры по аудитории. Каждый шорох может стать поводом для удаления. Иногда доходит до абсурда. В Москве, например, жара стояла под 30 градусов, а окна в классах открывать нельзя: если экзаменационный лист сдует на пол – это будет считаться списыванием. В итоге дети сдавали экзамены в полуобморочном состоянии. Строгими порядками недовольны и учителя, но от них мало что зависит.

В этом году в Омске троих подростков увезли с экзаменов на «Скорой», такой же инцидент был в Бурятии. В Чебоксарах девочка с пороком сердца решила сдавать ЕГЭ на общих условиях: так было нужно для поступления, но сердце не выдержало. Девочка скончалась прямо в школе.

Чиновники проблему стресса во время ЕГЭ признают, но о смягчении требований или ослаблении контроля для выпускников речи не идет.

Несмотря на тотальный контроль, некоторые ученики все равно умудряются списывать. В Казани молодой человек спрятал телефон

Огромный стресс для всех

Вот что сказала про ЕГЭ в эфире РБК председатель национального родительского комитета  Ирина Волынец:

— ЕГЭ — это огромное испытание не только для учеников и родителей, но и для директоров школ, потому что они привязаны к этим результатам. Есть еще и ОГЭ – экзамен после 9 класса. И именно из-за перспективы сдавать еще и ЕГЭ многие дети уходят из школы после 9 класса. Да, система ЕГЭ позволяет выпускникам со всех городов и весей поступать в престижные вузы. Но надо не забывать, что многие вузы вводят для поступающих дополнительные испытания. На некоторые факультеты даже 100-бальных результатов ЕГЭ недостаточно.

Та профанация, в которую с каждым годом превращаются ЕГЭ и ОГЭ, заставляет и детей, и родителей, и учителей испытывать стресс, страх, тревогу. Причем, эти испытания не дают истинных показателей знаний детей. Можно сдать отлично ЕГЭ, но в предмете не очень хорошо разбираться. Мой друг, кандидат исторических наук, который однажды решил сдать ЕГЭ по истории, получил мало баллов, потому что не знал об алгоритме заполнения этих бланков.

Тесты придумали в Америке для умственно отсталых детей

— В ближайшее время планируют сделать иностранный язык обязательным экзаменом. Большинство родителей против этого. Я считаю, обязательный иностранный — это неправильно, — продолжает Ирина Волынец. — Конечно, здорово, когда ты знаешь иностранный язык, а лучше несколько, но это личное дело каждого. Каждый гражданин не обязан знать английский, потому что не все имеют склонность к языкам. И этот предмет может испортить всю картину.

Наша организация, которая выступает против ЕГЭ, приложила усилия к тому, чтобы условия сдачи экзамена были изменены, сейчас сокращена тестовая часть. Вообще такой способ проверки знаний, как тесты, был изобретен в Америке для проверки знаний умственно отсталых детей. Потому что намного легче выбрать вариант ответа, чем придумывать самому. Здесь надо понимать сам подход. Одно дело — оценивать знания, которых может не быть, и ребенка достаточно, как собачку, натаскать на сдачу экзамена. Другое дело — вопрос психологический. Моя дочь в этом году сдавала ОГЭ и прочувствовала на себе, что наше государство относится к своим юным гражданам, как к преступникам. Дети порой не знают, где они будут сдавать экзамен, даже учителя не знают. В день экзамена дети приходят к своей родной школе и потом чуть ли не под конвоем идут в место сдачи экзамена.

Вернуть  достоинство нашей школе, учителям и детям

— На систему ЕГЭ в стране тратятся огромные бюджетные деньги, и государство сдать назад уже не может. Возникает вопрос: что вместо ЕГЭ? Я считаю, что в нашей стране раньше была лучшая в мире система образования. Кстати, а Англии полностью внедрена система советского образования. Мы почему-то берем с Запада худшее.

Тот кризис образования, который мы наблюдаем сегодня,    заставляет   лучшие умы бить тревогу и говорить о том, что нужно что-то менять. Дети в школу идти не хотят знания они там не получают. Единицы учителей, которые могут привить интерес и любовь к знаниям. Вообще педагог – это призвание. И когда в профессии будут оказываться лучшие из лучших, тогда нам не нужны будут никакие ЕГЭ. Пожалуйста, платите учителям нормальную зарплату на сэкономленные от ЕГЭ средства. Я  считаю,  нам необходимо возвращать достоинство нашей школе, нашим учителям и нашим детям. Достоинство и ЕГЭ, истинные знания и ЕГЭ — несовместимы, — заключила Ирина Волынец.


Сдача ЕГЭ и ОГЭ в ближайшем будущем может измениться. Об этом пишет газета «Известия». Варианты заданий планируют сделать индивидуальными, при этом экзамены хотят перевести в компьютерную форму. Такие планы содержатся в докладе правительства Федеральному собранию о политике в сфере образования. Новые правила помогут решить проблему списывания и «сливов».

В какие сроки возможен переход на генерацию индивидуальных экзаменационных материалов, пока не известно. Сегодня ЕГЭ и ОГЭ сдаются письменно на бланке, который заполняют ручкой. Затем работы сканируют, тестовую часть проверяет компьютер, а развернутые ответы — эксперты. Между тем компьютерная модель тестирования, которую предлагают внедрить власти,
предполагает использование искусственного интеллекта.


Детям тяжело дается ожидание

Елена Данилова, учитель математики в школе им. Новикова, первый год работает на сдаче экзаменов. Она поделилась с «НК» своими впечатлениями:

— Система ЕГЭ, я считаю, бесчеловечная. Там несчастные все: и учителя, и ученики, и руководитель пункта проведения экзамена. В Качканаре два пункта: школа им.Новикова и вторая школа. ЕГЭ и ОГЭ по русскому и математике сдают в четвертой школе, а во второй — обществознание, литература, информатика и другие предметы по выбору.

На время экзаменов в этих школах вводится специальный режим: вход только по паспортам, видеонаблюдение, расписана каждая минута, где, кто и когда должен находиться. Конечно, запас времени перед экзаменом большой получается. Экзамен начинается в 10.00. Детей мы встречаем в 9.30. Они проходят паспортный контроль, металлоискатель. Потом я свою группу детей забираю в аудиторию, они рассаживаются по местам. Каждому определено свое место, все места помечены. Дети сели, а инструктаж читается не раньше, чем в 9.50. То есть бывает по 15 минут мы сидим все на своих местах в гробовой тишине. Нельзя ни разговаривать, ни переглядываться. Просто сидеть и молчать. Детям это ожидание дается очень тяжело, они сильно нервничают в этот момент, им хочется, чтобы уже поскорее выдали задания. Потом зачитывается инструктаж, каждый раз зачитываешь одно и то же, слово в слово. Я представляю, ребенок к четвертому экзамену уже знает этот инструктаж наизусть, а ему приходится снова всё это выслушивать.

Лучше сдать честно!

— У нас госэкзамены прошли без эксцессов, никому «скорую» не вызывали, никто ни на чем не попадался, насколько мне известно. Но мне, как учителю и родителю, больно смотреть, когда дети не успевают списать с черновика, — говорит Елена Владимировна. — Знаю, в Тагиле была проблема, что мальчик не успел положить ручку и дописывал слово. По правилам со словами: «Экзамен окончен» они должны положить ручки. У этого мальчика аннулировали результаты, он будет пересдавать через год. Жалко, что не дают времени переписать. То есть на черновике человек всё решил, а на чистовик переписать не успел. При мне было два человека, которые не успели переписать. Это очень неприятно, ни к чему такая строгость. Что решают лишние 5 минут, чтобы ребенок дописал в чистовик то, что уже решил? Хотя дается на экзамен приличное время: основные предметы одиннадцатиклассники пишут 3 часа 55 минут. Казалось бы, времени много, но есть предметы, где надо много решать, много писать, сочинения, например, и, бывает, не успевают. Часы в кабинете есть обязательно, за полчаса до окончания экзамена педагоги обязаны предупредить об окончании экзамена. В туалет детей отпускают.

Слышала, что в некоторых областях страны доходят до крайностей; в Пензе даже двери в туалет и в кабинках сняли: следить за детьми, чтобы не списывали. Раньше дети тоже со шпаргалками приходили и руки исписывали. Сейчас боятся попасться, потому что тогда пересдача только через год. Поэтому приходят уже и без телефонов, и без шпаргалок. Лучше честно сдать. Если у тебя будет  недостаточно баллов, то через две недели есть возможность пересдать.

Систему нужно смягчать

— Елена, как вы считаете, система ЕГЭ при том что она бесчеловечная, знания адекватно оценивает? Или система сдачи экзаменов в советское время была более совершенна?

— ЕГЭ — неплохая система для поступления в вузы. Но саму процедуру, мне кажется, надо смягчать. Выгонять человека с экзамена только за то, что он дописывал предложение — я считаю, неправильно.

— Есть такое мнение, что человек может обладать знаниями, но не сдать ЕГЭ. А может иметь посредственный уровень знаний, но ЕГЭ написать хорошо.

— Да, такое может быть. Я считаю, что все-таки есть не- стыковка, разница в том, как мы учим детей на уроках, как они делают домашнее зада- ние, с тем, как сдавать ито- говый экзамен. В советское время такого диссонанса не было: как учились в школе, так и экзамены сдавали.


P.S. При всех перечисленных минусах нынешней системы экзаменования, есть в ней и некоторые плюсы. Во-первых, оценка результатов исключает человеческий фактор и субъективность. Во-вторых, если раньше выпускники сдавали экзамен в школе, а потом еще и вступительные экзамены в вуз, то теперь достаточно только результатов ЕГЭ.

Другое жаль, что в школе теперь чуть не с первого класса идет именно натаскивание на ЕГЭ. Складывается впечатление, что школьники ходят в школу не получать знания в широком смысле слова, а учиться сдавать госэкзамен. Периодически журналисты или блогеры делают на улицах опросы молодого поколения, задают им элементарные вопросы из школьной программы, на которые молодежь затрудняется ответить. Например, среди вопросов был такой: когда началась вторая мировая война?