Первостроитель Василий Романчук: У нас была огромная вера в будущее
Накануне Дня города первостроитель Качканара и ветеран комбината Василий Антонович Романчук принёс в редакцию рукопись. В небольшой тетрадке в клеточку Василий Антонович записал свои воспоминания о том, как начиналось строительство Качканара. Имена, фамилии, даты… Так хочется ветерану сохранить это всё для потомков, чтобы знали они, кто и в каких условиях строил город и комбинат.
Свой рассказ ветеран посвятил первостроителям Качканара: Юрию Антоновичу Чепановскому, Владимиру Ильичу Кусову, Георгию Михайловичу Несмелову, Антону Ивановичу Мерешевскому, Алексею Егорову.
Пешком 25 километров
Начиная с марта 1957 года люди приезжали и шли пешком с железнодорожного вокзала Нижней Туры до Валериановска 25 километров. И таким же путём шли обратно. Потому что никакого приёма на работу не было. Просто была пущена утка, что идёт приём рабочих строительных специальностей. Так было до 25 мая, когда официально по радио объявили о начале строительства комбината.
Из Нижней Туры на Качканар прибыла контора «Союз-экскаваторщик». В наличии было 2 экскаватора на 0,5 куба и на 1 куб, автоколонна из 10 машин, самосвалы «ГАЗ-93» и «ЗИС-585».
В первую очередь начали возить дражные отходы от Валериановска до Бушуевки, через посёлок Покровский. Начальником был Яков Фёдорович Вольский. Принимали людей на разрубку дороги Валериановск — Качканар — Савина Горка.
Представители «Спецстроя» приехали в Валериановск в последних числах мая и стали принимать людей. Механизаторов и плотников сразу же пешочком, с топорами и пилами, отправляли строить мост через реку Выю. Контора «Уралспецстроя» была в Нижней Туре, у ж/д вокзала.
4 июля 1957 года из Туры пригнали 6 бульдозеров и 3 машины «ЗиС-150»: стали делать дорогу от очистных до ТЭЦ. Начальником «Уралспецстроя» был Георгий Михайлович Несмелов, начальником отдела кадров Нина Емельяновна, механик Александр Сыромятников, прораб Константин Сидорович Романович, кладовщик-табельщик Галина Анашкина, бригадир строящегося моста Григорий Афанасьевич Карасканов. Первыми бульдозеристами были Василий Авдотин, Илья Дятлов, Антон Романчук, Геннадий Шалагин, Макаров с Косьи, два брата Богатырёвы.
Дорогу прорубали девчата
Дорогу от очистных до ТЭЦ прорубала бригада исовчанки Клавы Булдаковой. Это трое сестёр Кряжевских: Роза, Нина, Галина, Маргарита Широкова, Нина Постникова, Тамара Романчук, сёстры Лошкарёвы, Юра Пустовалов и его жена Валентина. Девчатам было по 17-18 лет.
Отсыпку полотна от Валериановска до ТЭЦ сделали к 1 августа. От очистных в сторону ТЭЦ грунт на дорогу наталкивали с боков на высоту 1,5-2 метра, укатывали бульдозерами, а верхнюю часть дороги на полметра отсыпали песком и гравием. А возили песок и гравий с отвалов вдоль речки Рогалёвки. До и после войны там работали старатели, отходов было полно. Руководил этой работой вновь прибывший из Красноуральска Назаров, в дальнейшем он был назначен начальником участка.
«Уралспецстрой» поставил первую палатку, располагалась она на правой стороне строящейся дороги, метрах в 500 от очистных. В ней ночевали приезжие бульдозеристы.
Все получали разнарядку на работу. Учёт был строгий. Работали сдельно, но платили мало. «Уралспецстрой» получил два погрузчика на базе С-80. Незаменимая техника, высокопроизводительная. На одном из погрузчиков работали два брата Василий и Володя Дубских. Работа двигалась полным ходом. Все валериановские отвалы свозили на отсыпку дороги. Потом её укатывали, и получался как асфальт.
Была задержка с участком дороги от переезда существующей станции Карьерная до поселка Валериановска. А сквозную дорогу у переезда пустили в мае 1961 года.
Три грязи
Примечательно, что на месте автомобильной дороги Валериановск — Качканар было три болота. Валериановцы эти места называли грязью. Первая грязь — болото напротив стройучастка. Вторая грязь — на повороте, где сейчас по левой стороне стоит пост охраны и въезд на отвалы. И третья грязь — от станции Карьерной почти до самого переезда.
В дневную смену автомашинами полотно поднимали высотой на 2 метра. К утру весь грунт уходил в болото. Валили грунт только в светлое время суток.
К 1 июля приехала новая организация с Вагановки. Начальником взрывпрома был Лисиков, прорабом В.Ф.Воробьев, шофером на «ГАЗ-51» Г.Оберюхтин. Взрывниками были братья Худяковы, буровиком на канатно-ударном станке П.Клименко, механиком Д.А.Продовиков. Первая их работа — бурить под железнодорожную выемку к переезду станции Карьерной.
Встреча с Селяниным и Гаркачёвым
Так получилось, что 5 июня, вечером, я встретил на выходе с дороги Ис — Валериановск Фёдора Селянина и Виктора Гаркачёва. Поздоровались, поговорили. Они рассказали о себе, и мы пошли в Валериановск к клубу. Селянин был очень разговорчив. У клуба была волейбольная площадка, там всегда собиралась валериановская молодежь. Они со всеми поздоровались, от мала до велика. Сыграли в волейбол. Сказали, что сетку и мяч пришлют через меня.
Селянину захотелось посмотреть, где я живу, познакомиться с моей семьей. От клуба до дома семь минут ходу. Семья как раз собиралась ужинать. На ходу они поели, выпили молока.
Попросили меня проводить их до палаток. Я их спросил, как их вести, по дороге или по просеке, которую разрубили. Мы пошли по разрубу, перепрыгивая с березы на березу. По всей вырубке работали техника, люди. К палаткам подошли уже в 11 часу вечера. Играла гармошка, смех, приисковые пели частушки. Все были свои, знакомые: исовские, фединские, косьинские, верхисовские. Я ушел, ночевал в спецстроевской палатке.
Мимо колонии на Валериановске
Перевалочная база строительства располагалась в Нижней Туре, у ж/д станции. Дорога на Качканар шла через поселок Бушуевку, переезжали мост и свороток перед подъемом налево. Доезжали до Валериановска, мимо Гусевых гор. У подножия одной из гор располагалась смешанная колония, мужская и женская, разделяла строения колючая проволока. Стояло несколько бараков и юрт, обнесенных колючей проволокой, несколько угловых и боковых вышек с охраной. Рядом стояли дома для охраны и обслуги лагеря. Далее дорога шла по километровому спуску, сворачивала внизу влево и переезжала вброд речку Выю (позже там построили мост). Чистейшая текла река, так и хотелось попробовать этой водицы. Поднимаясь в гору до корпуса крупного дробления возле горки Любви, дорога заходила в поселок в том месте, где сейчас стоит управление ГОКа.
В августе 1958-го
Поселок начинался несколькими домами улицы Октябрьской. На улице Качканарской были общежитие и столовая.
Во втором микрорайоне, где располагалась автобаза, была дизельная генераторная, которая давала электроэнергию на посёлок. Рядом был растворный узел. Выше дизельной велось строительство котельной №1. От фундамента котельной «Уралспецстрой» начал прокладывать траншею теплотрассы и канализации. Внизу Октябрьской была срублена баня, уютная и жаркая.
Вот таким запомнился Качканар в августе 1958 года. Рабочих в тресте на тот момент было около трёхсот человек. Сам трест располагался в Нижней Туре.
На строительстве поселка вело работы строительное управление, руководимое С.С.Мальцевым. Вокруг строящихся объектов стоял густой лес, который надо было вырубать, а людей и техники не хватало. Лес отдавали всем желающим, кто хотел стоить дом. Также всем помогали бесплатно вывезти его. Поселковый совет начал давать усадьбы. Таким образом вышли из тупикового положения по вырубке леса.
На 12 квадратах по 10 человек
СУ-2 оказалась кузницей кадров треста «Качканаррудстрой». На базе этого управления создали СУ-3 и СУ-4 для строительства корпусов ГОКа. Для ведения работ строительным управлениям нужны были кадры, а людей не хватало. Преобладающее большинство строителей были с окружающих поселков. Жилья в Качканаре просто не было. И они почти ежедневно ездили на работу и на ночь домой на бортовых автомобилях «ЗИС-150», оборудованных скамейками из досок, без укрытия кузова тентом. Так и ездили зимой и летом, в любую погоду. Нужно отдать должное шоферам, которые возили людей на работу и с работы, — не было ни одной серьезной аварии.
В 59-м к имеющимся двум построили ещё три новых общежития из щитовых материалов. В комнате на 12 квадратных метрах размещалось до 10 человек. В это время в нижней части Октябрьской начали строить дома из бруса. Не дожидаясь отделки, в каждую комнату заселялось по семье. Туалеты были на улице. Воду брали из ключиков, которых было много по всему поселку.
На углу Качканарской построили первый магазин со многими отделами и сразу дали название — «Охотный ряд». Чуть выше был рынок. Хорошо помню, кило свинины 3 рубля, сало 2,50 рубля, картофель с поселков продавали по 1 рублю ведро. А ведро здоровое! Морковь, свекла, капуста стоили копейки. С Вятки бочками привозили солёные огурцы, 1 рубль 20 копеек за кило. Такая вкуснятина! Такие вкусные делают только мой сын и сноха.
В столовую ходили на Косью
В магазине из продуктов было всего полно. В то время в субботу работали всего до двух часов дня, после двух утихал рев моторов тракторов и машин. Люди уезжали на выходные по домам в свои деревни. В общежитиях, всю неделю гудевших как улей, тоже становилось тихо и безлюдно. Приехавших издалека работяг было мало, поэтому жизнь в поселке замирала до понедельника.
Часть молодых людей ходила по склону горы Качканар в столовую на Косью. Работала столовая только по выходным, с шести вечера и до утра. Там можно было вкусно поесть и выпить (в Качканаре был сухой закон). В столовой работали повара высокого класса, высланные из Ленинграда на поселение. Готовили отменно на заказ любые блюда. На троих хватало 20 рублей.
Работали в три смены
«Уралспецстрой» с сентября начал строить три щитовых дома в Валериановске, вдоль улицы Кирова, сдали автодорогу ТЭЦ — Савина горка.
В этом же году организовали новое СУ-5, а также участки «Уралэлектромонтаж» и «Востокметаллургмонтаж». СУ-4 развернуло работы по вырубке леса под затопляемую зону пруда.
Двумя годами ранее, в 57-м, управляющим трестом «Качканаррудстрой» был назначен Мстислав Владимирович Левицкий. Он был опытным строителем, грамотным и культурным руководителем, умеющим организовать новое крупномасштабное, дорогостоящее строительство в глухой уральской тайге, где до этого не было никаких строительных баз и никаких дорог, ни автомобильных, ни железных.
Главным инженером треста был Ю.А.Булатов, очень грамотный, знающий в совершенстве строительное дело. Умеющий своевременно сосредоточить на нужном направлении людские и материальные ресурсы. В 1959 году он организовал строительную лабораторию, с помощью которой был установлен систематический контроль за производством строительно-монтажных работ на всех объектах стройки. Организовал еженедельное совещание по разбору выполнения графиков строительства объектов и качества выполняемых работ.
В 1959 году Булатов перевел ведущие стройуправления на круглосуточную 3-сменную работу. Такая организация труда позволила досрочно подготовить объекты к пуску первой очереди комбината в 1963 года.
Укладка бетона за сутки доходила до 1200 кубов. Бетон на верхние ярусы носили носилками, потому что не было механизации.
«Уралспецстрой» в 1958-59 годах начал ускоренными темпами бурение и погрузку горной массы с объектов котлована фабрики обогащения и приводных галерей. Началось строительство объектов базы механизации, основного завода ЖБИ, ремонтного завода, котлована под ТЭЦ.
Ежедневные трудовые подвиги
В 1956 году с августа мы, рабочие «Уралгипроруды», копали шурфы под ТЭЦ и под объекты фабрики обогащения. Это были Г.Шамин, П.Бурдаков, Г.Шкиндер, Г.Карасканов, А.Калашников и я. Нам нужно было узнать, сколько метров до коренных пород.
Систематически газета «На стройке Качканара» писала о трудовых подвигах строительных бригад. Только умалчивали, каким тяжелым трудом доставались эти успехи, ежедневно сотни тонн строительных материалов люди носили на носилках, вручную на этажи и отметки. Все показатели были за счет самогероической работы строителей.
Некоторые руководители управлений постоянно ездили в Москву, в Госстрой, Госснаб и ЦК комсомола выбивать материалы, машины и механизмы. В ЦК комсомола потому, что стройка была объявлена Всесоюзной комсомольской. Также для этого подключался выдающийся рупор качканарского комсомола, вожак и любимец молодежи Федор Селянин. Но Свердловский совнархоз своими приказами забирал половину техники и строительных материалов, добытых в Москве.
Стройка велась в условиях тяжелого климата. Зимы 1957-1963 годов наступали на месяц раньше обычного. В октябре морозы доходили до 30 градусов. Частые оттепели, постоянный гололед, ночью постоянный минус, а днем плюс, снежные зимы и постоянные ветра. Но, несмотря на это, все работали. Делали электроподогрев бетона и каменной кладки. Это были трудовые подвиги, к которым все так привыкли и внимания не обращали.
Нелегкая доля досталась механизаторам. Суровые морозы, глубокий снег, стоянка под открытым небом, пронизывающий ветер ежедневно делали своё дело. Крытых боксов не было, охлаждающей и незамерзающей жидкости не было, в бочках была летняя солярка. Двигатели охлаждались водой. В автохозяйствах воду в железных бочках и чанах грели до кипения. И всю ночь рабочие подкладывали сырые дрова, подливали соляру для горения.
Времени на раскачку не было
1959 год. С поселка вдоль дороги, ведущей в сад №1, проложили водопровод, была построена временная насосная. Посёлок получил чистую воду. Река у насосной была углублена, и воды хватало в любое время года. К этому времени с Иса было проведено электричество. Электродизельная прекратила своё существование. В поселок Качканар пришло промышленное электричество.
Первым директором автохозяйства был Киреев, главным инженером Левандовский, впоследствии он стал директором учебного комбината, готовил шоферов. Руководителям тоже досталась трудная доля, день и ночь они были на работе. Двигавшаяся гигантскими темпами стройка не давала времени на раскачку. Количество рабочих и ИТР в стройуправлениях росло. Начали приезжать демобилизованные солдаты и матросы. Шёл 1960 год. Трест организовал учебный комбинат и начал обучать строительным специальностям. Первым директором стал П.Н.Теплых, его замом Овечкин.
Закончилась вырубка леса и планировка участков под строительство корпуса крупного дробления. Были завезены станки канатно- ударного бурения, началась разработка скального грунта на глубину 70 м. Разработка и вывозка грунта давались тяжело. Было несколько случаев отравления рабочих отработанными газами автосамосвалов «МАЗ-525». Срочно были установлены два мощных вентилятора, откачивающих газ. Руководил этими работами начальник «Уралспецстроя» Г.М.Несмелов и начальник земляного участка В.Ф.Воробьев.
В 1960 году началась укладка бетона в фундамент корпуса дробления. И сразу же одновременно началась укладка бетона в корпус среднего и мелкого дробления и первой очереди обогатительной фабрики.
Дома росли, как грибы в лесу
По решению ЦК комсомола стали прибывать на стройку комсомольцы из южных районов страны. Численность работающих в тресте выросла до 6,5 тысяч человек. Потребность в жилье возросла еще больше. Дома росли, как грибы в лесу, между домами был настоящий лес: зеленый массив старались сохранить.
В деревянном доме, между улицами Качканарской и Мира, организовали больницу с одним врачом Татьяной Фёдоровной Молдовановой. Рядом появилась милиция во главе с Рудольфом Павлиновичем Лебедевым. ГАИ возглавил лейтенант Николай Капля, который вел борьбу с пьяными шоферами.
Первый поселковый совет возглавила Е.В.Теплых. В двухэтажном доме был клуб «Строитель». Когда построили постоянный клуб, к нему было трудно пройти, всё было размешано самосвалами: а на Качканарской, Мира и Октябрьской летом и зимой били ключи. Колеи были заполнены водой, без сапог не пройдешь. Машины с грузами к строящимся домам тащили трактора. В трудных условиях строили жильё и комбинат.
Открыли клуб и ресторан
Клуб в те годы сыграл важную роль в жизни молодых строителей Качканара. Под руководством комсомольских вожаков в клубе было организовано несколько кружков художественной самодеятельности. Сами готовили декорации и костюмы. Постоянно выступали, пели песни, частушки, читали стихи, ставили небольшие пьесы. Была создана агитбригада, которая выступала не только в клубе, но и на стройплощадках в обеденные перерывы. Выступали в кузове автомобиля или на щитах опалубки. Рабочих собиралось много, смотрели пляски, слушали песни, злободневные частушки о нарушителях или передовиках. Эта же агитбригада выезжала на Косью, на Ис, в Туру на ГРЭС.
Весной 1960 года были сданы несколько шлакоблочных домов во втором микрорайоне, баня и двухэтажная столовая. На Качканарской в деревянном доме открылся ресторан, где было всего полно: и выпить, и закусить. Без мордобоя не обходилось. Все были молоды и горячи.
СУ-3 и СУ-4 начали монтировать корпуса ГОКа: приводную станцию, корпус крупного, среднего и мелкого дробления, первую очередь обогатительной фабрики. А СУ-2 начало строить ТЭЦ с галереями топливоподачи, складом торфа, объездными путями, теплотрассу на промбазу, склады УПТК, арматурный цех и корпус ЖБИ с пропарочной камерой, строительную лабораторию, столовую, хлебозавод, базу орса.
Дом строили за 15 дней
А СУ-1 под руководством С.С.Мальцева вело строительство 2 микрорайона, улиц Мира, Качканарской, Октябрьской и всего верха в сторону «Молодежного» магазина. Деревянные дома строились быстро, потому что жилье нужно было. Население поселка прибывало. Все фундаменты под дома заливались зимой, бетон подогревался. За 65 лет ни один фундамент не разрушился, потому что всё делали качественно и надолго.
Работали с огоньком, деревянный дом строили за 10-15 дней, вместе с отделкой. Строители были трудолюбивы, задорны, умели отдыхать. Ходили в походы на гору Качканар. Сколько там было ягод, кедровых шишек, дичи!
Руководство треста прислушивалось к запросам работающих. Магазины были заполнены товарами. Улучшались бытовые условия. К 1960 году в достатке приходили новая техника и механизмы. Условия труда облегчились в несколько раз. Бетон, раствор на этажи уже не носили, подъемных механизмов было достаточно. Внедрялись передовые методы труда в строительстве, началось блочное строительство жилья. Началась вырубка леса под пруд питьевой воды.
Изменения шли в лучшую сторону. Были построены 4 котельных, снабжающих теплом жилые деревянные дома Первомайки, 2 и 4 микрорайонов. Ускоренными темпами началось строительство больничного городка, 4 и 7 микрорайонов, улицы Свердлова. В 1963 году начали строить 8 и 9 микрорайоны, в этом же году сдали в эксплуатацию 1 очередь Качканарского ГОКа, ТЭЦ и железнодорожный вокзал.
Жили верой и общей идеей
У строителей Качканара была огромная вера в будущее, была общая идея, одухотворенная общими усилиями — выстроить город и комбинат в кратчайшие сроки. А уже после нашей победы, когда всё построим, мы верили, что наступит та замечательная жизнь, которую мы так тяжело с неимоверными усилиями строили для наших детей, для себя, для страны — новый город и комбинат в глухой тайге.