Первопроходцы качканарских дорог. Окончание

Часть 1. Часть 2.

Осенью 1959 года на­чальник конторы Г.Киреев отправил меня в посёлок Са­халин с бригадой из 12 проштрафившихся во­дителей убирать картофель. Мы жили там больше неде­ли в пустующем доме. Туда и обратно на Ис мы ездили на мотовозе узкоколейной железной дороги, а дальше в Качканар — на грузовике.

В 70-х годах постоянно ездили в подшефный совхоз «Кордюковский» под Верхо­турье заготавливать сено и помогать с ремонтом техни­ки. Тогда почти все предпри­ятия города чем-то помогали колхозам и совхозам, в пер­вую очередь — подсобному хозяйству «Сигнальный».

Во время строительства Лайского свинокомплекса там организовали отдельную ав­токолонну, начальником кото­рой был С.И.Кривошеин, ме­хаником Р.Н.Голдобин. Они в чистом поле обустроили гараж с воздухоподогревом и масло­водогрейкой для машин.

В начале строительства Красноуральской птицефа­брики существующую авто­колонну передали в состав нашей автобазы. Там не было элементарных условий для стоянки и ремонта автомоби­лей. За короткое время мы по­строили там теплую крытую стоянку для машин, админи­стративно-бытовой корпус, подстанцию, склад ГСМ. На­чальником колонны были В.А.Можейко, Агеев, Г.Вострецов.

В цехе вулканизации

***

В 60-х годах мы страдали из-за отсутствия шин, прихо­дилось искать пути продле­ния жизни старым покрыш­кам. Так, в мастерских гаража №3 установили два неболь­ших парогенератора для вы­работки пара и установили мульды для покрышек авто­мобилей «ЗИЛ» и «ГАЗ».

Вулканизаторщица Шура Делидова со своими учени­ками (Лазарев, Харин, Вылег­жанин, Прилуцкий) наладили способ вулканизации манжет с внутренней стороны повре­жденных покрышек. Их цех работал круглосуточно.

Периодически Н.А.При­луцкий ездил в воинскую часть Свердловска-45 (город Лесной) выбирать более-ме­нее нормальные покрышки из числа списанных или под­лежащих ремонту.

В конце 60-х годов мы за­ключили договор с омскими и московскими шинными заво­дами на испытание опытных образцов покрышек. Наши техники регулярно проверя­ли износ рисунка протектора с учётом пробега шин и раз в квартал посылали на заводы отчёты. Благодаря этому мы регулярно получали новые партии шин для испытаний.

***

В канун 60-летия автобазы хочется рассказать и о милых женщинах, которые работали наравне с мужчинами.

Не один год проработали водителями грузовых авто­мобилей «ГАЗ» Адель Ельки­на, Нина Гикало, Анна Пинь­ко, Александра Лагунова, Лидия Баркалова, Лиза Утки­на, Люба Шарнина.

Хочется рассказать исто­рию про первую девушку-во­дителя. В мае 1959 года к нам в гараж (тогда ещё транспорт­ную контору треста «Качка­наррудстрой») поступила на работу водителем молодая, симпатичная, стройная де­вушка Адель Елькина, и по просьбе комитета комсомола стройки посадили её на но­вый самосвал «ГАЗ-93». Всё было нормально, пока она через несколько дней при постановке автомобиля на стоянку задним ходом не по­мяла открытую дверцу свое­го автомобиля между двумя «зилками».

Начальник гаража И.И.Ху­торской сразу снял её с ма­шины и говорит мне:

— Пусть практикуется пока на ремонте автомашин сле­сарем, направь её куда-ни­будь на помощь водителям…

Я смог подобрать посиль­ную ей работу в моторном цехе — перед ремонтом мыть двигатели и другие агрега­ты. Потом она, до выхода в декретный отпуск, работала водителем на «ЗИЛ-585».

Женщины были самыми дисциплинированными и добросовестными работни­ками. Бесперебойную рабо­ту транспорта обеспечива­ли вулканизаторщики Шура Сотникова, Надя Козлова; техники по резине Дарья Со­сновских, А.Машталяр, Анна Железнова, А.А.Русских, В.Латушко; токари Лида Ела­гина, Наташа Кремлёва, Валя Смирнова, Татьяна Фербер; смазчики автомобилей Роза Мухамадгалиева, Рая Поп­кова, Ася Пыльнова, А.Шай­дурова; сварщики Ольга Никонова, Августа Меньши­кова; рабочие склада ГСМ и заправки Л.Костицина, М.Воронцова, Т.Красулина, А.Рублёва, А.Новикова, Р.Са­битова, В.Токарева.

В автобазе работали Г.Но­гина, З.Назипова, В.Логино­ва, Т.Газизова, Н.Воложанина, В.Медведева, Воронцова, Г.Грядун, А.Мандрыкина, Г.Ля­вина, К.Блинкова, А.Фурман, Е.Голик и другие.

Я с особой теплотой вспо­минаю всех женщин, которые своим присутствием создава­ли атмосферу добра, любви и красоты в суровом мужском коллективе. Их улыбки всем нам поднимали настроение.

Голик Е., Железнова А., Сосновских Д., Полякова О., Коновалова Л.

***

Хочется отметить целые семьи автомобилистов. Это отец и сыновья Потеряхины, Лобановы, Куманеевы, Кара­ван, Мишакины, Баринцевы, Кучумовы, Вострых. В авто­базе трудились братья Бик­мулины, Драловы, Бурцевы, Плетенёвы, Полевщиковы, Нечаевы, Смирновы, Сесёки­ны, Поповы, Вахрушевы, Са­дыковы, Турковы.

Многие работали целыми семьями: Мухамадгалиевы, Хафизовы, Пузырёвы, Нази­повы, Токаревы, Шайдуровы, Бастраковы, Шулеповы, Во­ронцовы, Костицины, Крем­лёвы, Сабитовы, Удаловы, Майковы, Черных, Сегида, Мандрыкины и другие. К со­жалению, некоторые фами­лии я уже не помню.

***

Когда на 70-летний юбилей Д.В.Тарарухина собрались ав­томобилисты треста «Сверд­ловскстройтранс», управляю­щий В.Ф.Белоус сказал:

— Мы по праву можем на­звать автобазу №5 кузницей кадров.

И действительно, начиная с 1965 года, работники авто­базы уходили на повышение. А.Блинков стал главным ин­женером треста «Свердлов­скстройтранс», В.Белоус был назначен гендиректором «Свердловскстройтранса», Ю.Удовенко стал главным механиком этого треста, Г.Самочёрнов, а затем и П.Ле­люшкин стали директора­ми Кушвинской автобазы, М.Кожевников — директором Свердловской автобазы №2, а В.Кошелев — директором Свердловской автобазы №1, В.Бурков возглавил автобазу в Серове, М.Дмитриев стал директором автобазы в Су­хом Логу. Виталий Данилович Турков ушел от нас в ГАИ и долгие годы возглавляя её.

Хоккейная команда автобазы

***

В заключение хочу отме­тить, что в начале 60-х годов в автобазе работало более полутора тысяч человек. По­сле пуска в эксплуатацию комбината и уменьшения объемов строительных работ потребность в услугах авто­транспорта уменьшилась, поэтому сократилось количе­ство автомобилей, а вместе с этим и работников автобазы.

Впоследствии наших быв­ших водителей можно было встретить на всех предприя­тиях и в организациях горо­да. Мне бы хотелось, чтобы наше молодое поколение не забывало о трудовых подви­гах первостроителей — своих отцов и дедов, которые в тя­желейших условиях постро­или комбинат и наш город в тайге.

В этом году мы провожали в последний путь бывшего бригадира водителей «КрАЗ-256» Юрия Южанина, которо­го все уважали за честность, порядочность и трудолюбие. Проститься с ним пришли более половины всех остав­шихся в живых работников автобазы, которым уже за 70-80 лет. Я с грустью смотрел на них: о каждом из них можно написать целый роман!

В этом же году ушли от нас А.Каргаев, А.Попов, В.Коно­валов. Николай Серебряков от имени коллектива автоба­зы добрым словом помянул этих ветеранов.

***

По инициативе начальни­ка автоколонны, председате­ля профкома Н.Серебрякова и директора автобазы А.Дол­гих у гаража №1 был постав­лен на постамент последний оставшийся на ходу наш ле­гендарный «ЗИЛ-164», на котором долго работал Пётр Ерахтин. Этот автомобиль с гордостью смотрит своими «глазами» в сторону действу­ющих фабрик и с грустью вспоминает о прошлом…

Леонид Матвеев, ветеран автобазы