Первопроходцы качканарских дорог

В канун 60-летия автобазы №5, которое будет отме­чаться 1 ноября, хочется еще раз рассказать о работе автомобилистов на стройке комбината и города.

Перед пересменкой около диспетчерской гаража транспортной колонны треста «Качканаррудстрой». 14 июля 1959 года

Комсомольская ро­мантика привела нас с другом Вита­лием в Качканар в феврале 1959 года. Мы прописались и жили во времянке на улице Крылова, где, кроме нас, жила семья из шести человек. В конце апреля нам выделили место в новом общежитии по ули­це Первомайской, 13.

Начинал работать ав­тослесарем в гараже транс­портной конторы треста «Качканаррудстрой». Через месяц перевели меня ра­ботать механиком, а това­рищ мой Виталий работал в управлении транспорта треста «Уралспецстрой» на «МАЗ-205», у которых гараж располагался в Валерианов­ске, в районе бани.

Организатором транс­портной конторы треста «Качканаррудстрой» был бывший фронтовик Г.М.Ки­реев. Основная контора тре­ста с гаражом находилась около ж/д станции в Нижней Туре. Впоследствии совмест­но с руководством треста выбрали место под будущий гараж в Качканаре — ниже улицы Октябрьской (около «Горэнерго») — и все само­свалы перевели туда.

***

Контора гаража распо­лагалась в деревянном зда­нии, это был бывший склад или сарай, привезенный с прииска около Старой Ляли. Сейчас на этом месте ко­тельная гаража. В первой по­ловине была диспетчерская, а внутри, в маленькой ком­нате, находились начальник гаража, старший механик, нормировщик Соня Билало­ва и механики М.Радыгин, А.Качан, М.Дмитриев и я. Материальный склад был в дощатом сарайчике, при­строенном к диспетчерской, кладовщиком работала Валя Чуваткина из Нижней Туры.

За складом на пригорке в утеплённой дощатой будке находился токарный станок, на котором работали по­сменно отец и сын Токаревы. Будка была такой маленькой, что когда кто-то заходил с за­казом, то второй человек сто­ял, прижавшись к двери, или вообще дожидался на улице.

В глубине гаража, в левом углу, в дощатом сарайчике находилась кузница Николая Автушко, прозванного води­телями за умелое колдовство горном и кувалдой «Коля дух», которому в основном приходилось изготавливать коренные, подкоренные и стремянки рессор автомоби­лей, которые постоянно лома­лись в условиях бездорожья.

В правом углу гаража, где теперь бытовки, соорудили навес на 4-5 машин для ре­монта автомобилей в непо­году.

Первое время автомобили стояли почти среди пеньков и, как говорится, по колено в грязи.

***

К осени на откосе, вни­зу, установили две большие ёмкости под воду и ГСМ, а внизу соорудили топку. Воду привозили ассенизаторны­ми машинами с реки Выя и начинали греть примерно в час ночи. Топили метро­выми дровами, с которыми управлялись по очереди две женщины: Валя Токарева и Даша Соколова. Для растоп­ки по пути на работу они в мешках приносили со стро­ительства жилых домов об­резки досок, щепки.

В сильные морозы води­тели приходили на работу в 5 часов утра, чтобы успеть первым набрать кипяток для заливки в систему охлажде­ния двигателя. Некоторые ухитрялись тайком от меха­ников сначала пропустить горячую воду через двига­тель, и тогда тем водите­лям, которые приходили на работу после семи, горячей воды не хватало. Тогда эти водители вынуждены были в вёдрах разводить костры под картером двигателя.

Один такой водитель (фа­милии его я не помню) в ве­дре напитал бензином тряп­ку и поджёг её, а в момент установки горящего ведра под картер двигателя у него вспыхнула ватная куртка, пропитанная пролитым бен­зином. Душераздирающий крик заставил нас обернуть­ся и ужаснуться: горящий как факел человек бежал в сторону выезда из гаража. Мы все оцепенели, стояли с открытыми ртами, и только два-три водителя из «ста­ричков» моментально бро­сились догонять убегающего горящего водителя. Пример­но через сто метров они его догнали и повалили в снег.

Через 2-3 недели этот во­дитель пришёл на работу и написал заявление об уходе. Невозможно было без боли в душе смотреть на его мо­лодое, когда-то красивое лицо…

***

Автосамосвалы «ЗИЛ-585» в основном работали на вывозке бетона в три смены, то есть круглосуточно, для непрерывного бетонирова­ния фундаментов как для самих корпусов фабрик, так и для установки будущего оборудования.

Как-то мой земляк Ар­кадий Гурьянов пригласил меня:

— Поехали, покажу тебе, откуда, куда и как мы возим бетон.

Приехали мы с бетоном к строящемуся фундаменту будущего корпуса средне­го дробления, там уже стоял один самосвал в ожидании разгрузки. Смотрю: гусенич­ный трактор ДТ-54 вытаски­вает из какой-то траншеи самосвал и на мой немой во­прос Аркадий объясняет:

— Бетонирование фунда­мента начато с глубины при­мерно 60 метров от нулевой отметки. Вниз-то мы своим ходом спускаемся, а вот вы­ехать самостоятельно без ус­луг буксира не можем.

Когда подошла наша оче­редь, Аркадий спустил свою машину, притормаживая, на задней передаче вниз почти под углом 40-45 градусов. Мне в это время было страш­новато. Когда я осмотрелся, то увидел: опалубка для бе­тонирования размером как двухкомнатная квартира, торчит целый лес арматур и среди них несколько ра­бочих с помощью электро­вибратора с гибким валом уплотняют жидкий бетон. И так они работали круглосу­точно, без остановки.

Потом какой-то молодой рабочий притащил буксир­ный трос, закинул на бук­сирный крюк автомобиля и дал команду трактористу. И мы, как на подводной лодке, поплыли вверх.

***

В начале 1959 года из-за отсутствия шин поставили на прикол 18 автосамосва­лов «ЗИЛ-585» и загороди­ли колючей проволокой для сохранности. Но всё равно к осени от них остались одни рамы, кузова с кабиной и ра­зобранные мосты, так как в те времена мы очень страдали из-за отсутствия запчастей.

За это судили начальника гаража и старшего механика, которым дали по 2 года ус­ловно с удержанием из зар­платы ежемесячно по 25% в доход государства.

Потом на их места назна­чили водителей одной авто­машины – фронтовиков И.И.Хуторского и С.Ф.Русских.

Со временем нам при­шлось эти автомашины укомплектовывать, доставая запчасти, и пускать в эксплу­атацию.

***

С 1 ноября 1959 года нашу транспортную контору пере­именовали в автобазу №37 управления автомобильного транспорта Свердловского совнархоза. Одновремен­но, с 1 декабря 1959 года, управление транспорта тре­ста «Уралспецстрой» пере­именовали в автобазу №38, директором которой стал бывший начальник гаража фронтовик М.П.Кожевников.

У автобазы №37 к этому времени было два гаража: рядом с ул.Октябрьской и на промплощадке. Конто­ра после переезда из Ниж­ней Туры находилась там же. Территория гаража была выбрана в болотистой мест­ности — и машины стояли, утопая колесами в глиняной жиже на одну треть. К утру, если были сильные морозы, шофера без помощи тракто­ра не могли тронуться с ме­ста. Тракторами нас всегда выручала база механизации, которая базировалась рядом.

Однажды, когда вытаски­вали очередной «ЗИЛ-585», у которого задние колеса поч­ти наполовину примерзли в грязь, оторвали задний мост автомобиля.

***

Первым директором ав­тобазы №37 был Григорьев, главным инженером Лопа­тин. Ближе к весне стал ди­ректором фронтовик Про­копий Кузьмич Шитоев, к которому мы относились с особым уважением.

С 1 февраля 1961 года объ­единили автобазы 37 и 38 и переименовали в автобазу №38 Краснотурьинского ав­тотранспортного управления Свердловского совнархоза.

В становлении объеди­ненной автобазы большую и существенную помощь ока­зал с первых же дней глав­ный инженер Краснотурьин­ского управления Галузо. Директором объединенной автобазы назначили Ме­децкого из Свердловска, на другие должности по ини­циативе Галузо назначил бывших сменных механи­ков Н.А.Блинкова (главный инженер), Г.М.Самочёрнова (начальник планового отде­ла), Михайлова (начальник ПТО), М.С. Дмитриева — ин­женером отдела эксплуата­ции, меня — инженером ПТО и бригадира слесарей А.И. Лаврушина — главным меха­ником.

Леонид Матвеев, ветеран автобазы

Продолжение следует