Первопроходцы качканарских дорог
В канун 60-летия автобазы №5, которое будет отмечаться 1 ноября, хочется еще раз рассказать о работе автомобилистов на стройке комбината и города.
Комсомольская романтика привела нас с другом Виталием в Качканар в феврале 1959 года. Мы прописались и жили во времянке на улице Крылова, где, кроме нас, жила семья из шести человек. В конце апреля нам выделили место в новом общежитии по улице Первомайской, 13.
Начинал работать автослесарем в гараже транспортной конторы треста «Качканаррудстрой». Через месяц перевели меня работать механиком, а товарищ мой Виталий работал в управлении транспорта треста «Уралспецстрой» на «МАЗ-205», у которых гараж располагался в Валериановске, в районе бани.
Организатором транспортной конторы треста «Качканаррудстрой» был бывший фронтовик Г.М.Киреев. Основная контора треста с гаражом находилась около ж/д станции в Нижней Туре. Впоследствии совместно с руководством треста выбрали место под будущий гараж в Качканаре — ниже улицы Октябрьской (около «Горэнерго») — и все самосвалы перевели туда.
***
Контора гаража располагалась в деревянном здании, это был бывший склад или сарай, привезенный с прииска около Старой Ляли. Сейчас на этом месте котельная гаража. В первой половине была диспетчерская, а внутри, в маленькой комнате, находились начальник гаража, старший механик, нормировщик Соня Билалова и механики М.Радыгин, А.Качан, М.Дмитриев и я. Материальный склад был в дощатом сарайчике, пристроенном к диспетчерской, кладовщиком работала Валя Чуваткина из Нижней Туры.
За складом на пригорке в утеплённой дощатой будке находился токарный станок, на котором работали посменно отец и сын Токаревы. Будка была такой маленькой, что когда кто-то заходил с заказом, то второй человек стоял, прижавшись к двери, или вообще дожидался на улице.
В глубине гаража, в левом углу, в дощатом сарайчике находилась кузница Николая Автушко, прозванного водителями за умелое колдовство горном и кувалдой «Коля дух», которому в основном приходилось изготавливать коренные, подкоренные и стремянки рессор автомобилей, которые постоянно ломались в условиях бездорожья.
В правом углу гаража, где теперь бытовки, соорудили навес на 4-5 машин для ремонта автомобилей в непогоду.
Первое время автомобили стояли почти среди пеньков и, как говорится, по колено в грязи.
***
К осени на откосе, внизу, установили две большие ёмкости под воду и ГСМ, а внизу соорудили топку. Воду привозили ассенизаторными машинами с реки Выя и начинали греть примерно в час ночи. Топили метровыми дровами, с которыми управлялись по очереди две женщины: Валя Токарева и Даша Соколова. Для растопки по пути на работу они в мешках приносили со строительства жилых домов обрезки досок, щепки.
В сильные морозы водители приходили на работу в 5 часов утра, чтобы успеть первым набрать кипяток для заливки в систему охлаждения двигателя. Некоторые ухитрялись тайком от механиков сначала пропустить горячую воду через двигатель, и тогда тем водителям, которые приходили на работу после семи, горячей воды не хватало. Тогда эти водители вынуждены были в вёдрах разводить костры под картером двигателя.
Один такой водитель (фамилии его я не помню) в ведре напитал бензином тряпку и поджёг её, а в момент установки горящего ведра под картер двигателя у него вспыхнула ватная куртка, пропитанная пролитым бензином. Душераздирающий крик заставил нас обернуться и ужаснуться: горящий как факел человек бежал в сторону выезда из гаража. Мы все оцепенели, стояли с открытыми ртами, и только два-три водителя из «старичков» моментально бросились догонять убегающего горящего водителя. Примерно через сто метров они его догнали и повалили в снег.
Через 2-3 недели этот водитель пришёл на работу и написал заявление об уходе. Невозможно было без боли в душе смотреть на его молодое, когда-то красивое лицо…
***
Автосамосвалы «ЗИЛ-585» в основном работали на вывозке бетона в три смены, то есть круглосуточно, для непрерывного бетонирования фундаментов как для самих корпусов фабрик, так и для установки будущего оборудования.
Как-то мой земляк Аркадий Гурьянов пригласил меня:
— Поехали, покажу тебе, откуда, куда и как мы возим бетон.
Приехали мы с бетоном к строящемуся фундаменту будущего корпуса среднего дробления, там уже стоял один самосвал в ожидании разгрузки. Смотрю: гусеничный трактор ДТ-54 вытаскивает из какой-то траншеи самосвал и на мой немой вопрос Аркадий объясняет:
— Бетонирование фундамента начато с глубины примерно 60 метров от нулевой отметки. Вниз-то мы своим ходом спускаемся, а вот выехать самостоятельно без услуг буксира не можем.
Когда подошла наша очередь, Аркадий спустил свою машину, притормаживая, на задней передаче вниз почти под углом 40-45 градусов. Мне в это время было страшновато. Когда я осмотрелся, то увидел: опалубка для бетонирования размером как двухкомнатная квартира, торчит целый лес арматур и среди них несколько рабочих с помощью электровибратора с гибким валом уплотняют жидкий бетон. И так они работали круглосуточно, без остановки.
Потом какой-то молодой рабочий притащил буксирный трос, закинул на буксирный крюк автомобиля и дал команду трактористу. И мы, как на подводной лодке, поплыли вверх.
***
В начале 1959 года из-за отсутствия шин поставили на прикол 18 автосамосвалов «ЗИЛ-585» и загородили колючей проволокой для сохранности. Но всё равно к осени от них остались одни рамы, кузова с кабиной и разобранные мосты, так как в те времена мы очень страдали из-за отсутствия запчастей.
За это судили начальника гаража и старшего механика, которым дали по 2 года условно с удержанием из зарплаты ежемесячно по 25% в доход государства.
Потом на их места назначили водителей одной автомашины – фронтовиков И.И.Хуторского и С.Ф.Русских.
Со временем нам пришлось эти автомашины укомплектовывать, доставая запчасти, и пускать в эксплуатацию.
***
С 1 ноября 1959 года нашу транспортную контору переименовали в автобазу №37 управления автомобильного транспорта Свердловского совнархоза. Одновременно, с 1 декабря 1959 года, управление транспорта треста «Уралспецстрой» переименовали в автобазу №38, директором которой стал бывший начальник гаража фронтовик М.П.Кожевников.
У автобазы №37 к этому времени было два гаража: рядом с ул.Октябрьской и на промплощадке. Контора после переезда из Нижней Туры находилась там же. Территория гаража была выбрана в болотистой местности — и машины стояли, утопая колесами в глиняной жиже на одну треть. К утру, если были сильные морозы, шофера без помощи трактора не могли тронуться с места. Тракторами нас всегда выручала база механизации, которая базировалась рядом.
Однажды, когда вытаскивали очередной «ЗИЛ-585», у которого задние колеса почти наполовину примерзли в грязь, оторвали задний мост автомобиля.
***
Первым директором автобазы №37 был Григорьев, главным инженером Лопатин. Ближе к весне стал директором фронтовик Прокопий Кузьмич Шитоев, к которому мы относились с особым уважением.
С 1 февраля 1961 года объединили автобазы 37 и 38 и переименовали в автобазу №38 Краснотурьинского автотранспортного управления Свердловского совнархоза.
В становлении объединенной автобазы большую и существенную помощь оказал с первых же дней главный инженер Краснотурьинского управления Галузо. Директором объединенной автобазы назначили Медецкого из Свердловска, на другие должности по инициативе Галузо назначил бывших сменных механиков Н.А.Блинкова (главный инженер), Г.М.Самочёрнова (начальник планового отдела), Михайлова (начальник ПТО), М.С. Дмитриева — инженером отдела эксплуатации, меня — инженером ПТО и бригадира слесарей А.И. Лаврушина — главным механиком.
Леонид Матвеев, ветеран автобазы
Продолжение следует