Очередной виток застарелого конфликта
Почему сейчас важнее всего активная позиция качканарцев
Интернет-ресурсы Свердловской области, и не только её, очень сильно возбудила новость, запущенная в социальных сетях, о новом обострении в давнишнем споре с «буддистской общиной», как они сами себя называют, хотя другие источники считают, что они не более чем религиозная секта, самовольно обустроившая храм на северной вершине горы Качканар.
История эта носит очень застарелый характер, и можно сказать, что начало ее было положено еще во времена разведки залежей железной руды, проводившейся до строительства Качканарского горно-обогатительного комбината. Уже тогда советское руководство знало, что рано или поздно, по окончании разработки Гусевогорского месторождения, придется приступить к изъятию природных богатств из самой горы. Да, природу жалко, гора красивая, леса чудесные, но прогресс и развитие общества требуют металла, и поэтому чем-то приходится жертвовать ради прогресса. В те далекие времена ни у кого не вызвал никаких нареканий тот факт, что был вырублен лес и под строительство комбината, и под строительство города, и под карьеры для добычи руды. Никого не возмутил факт того, что из-за добычи руды было принято решение разработать гору Малая Гусева. Все советские люди понимали, что так надо, и что страна нуждается в металле.
Шло время, запасы Гусевогорского месторождения истощались, но, учитывая бурные времена 90-х про Cобственно-Качканарское месторождение как-то позабылось. Именно в эти годы, а конкретно в 1995 году, Михаил Санников и обосновался на одной из вершин горы Качканар, уйдя от людей в глухой и далекий, как ему казалось, лес, и начал там строить свою обитель. В те времена никто не гнал его оттуда, было попросту не до него. Но вот вопрос встал ребром. Как только комбинат перешел в управление Евраза, руководство Качканарского ГОКа стало говорить, что разработка СКМ нужна городу и комбинату, за этим будущее нашего рабочего коллектива.
Уже через 10 лет на разработку СКМ приехала техника. Правда, и захватчики подготовились. «Монастырь» за это десятилетие расцвел. И если ранее жители монастыря старались отгородиться от туристов и даже подсказывали, как можно добраться до скалы Верблюд в обход монастыря, то за эти годы они начали вести активную деятельность по раскрутке своей обители, и постарались сделать его известным не только в России, но и за рубежом. Надо сказать, что это у них довольно неплохо получилось. У них были самые разные журналисты и телекомпании, которые помогли им получить довольно широкую известность в самых разных международных структурах. Как следствие, сейчас к ним сотнями приезжают туристы. Бизнес, так сказать, поставлен на поток.
Что же в это время делали Евраз и государство, которое обязано передать земли под разработку полезных ископаемых без каких-либо ограничений? Вели работу по выдворению буддистов с насиженного места посредством законных цивилизованных методов — обращений в государственные инстанции. Для начала на поселенцев воздействовали через департамент лесного хозяйства, по иску которого в 2016 году было вынесено судебное решение о незаконности их нахождения на горе Качканар. Однако с исполнением предписания суда возникли некоторые трудности, так как обитель находится в очень труднодоступном месте, и пригнать туда технику для сноса сооружений довольно сложно. Сами же отшельники не желали покидать обжитое место и считали требования суда незаконными. Следующим шагом стала попытка договориться с
общиной о взаимовыгодном соглашении, которое бы устроило все стороны, и вроде бы все согласились на предлагаемые условия, даже подписали трехстороннее Соглашение с юридическими обязательствами. И региональные власти почувствовали облегчение от вроде бы разруленного многолетнего конфликта. Но не тут-то было.
В ноябре снова в социальных сетях и разных СМИ запестрели заголовки о разрыве соглашения, с упреками о невыполнении условий соглашения. Если коротко: поселенцы заявили, что им не вовремя предоставили земельный участок для строительства новых культовых комплексов и некачественно сделали дорогу от горы до Косьи, и они по этой причине отказываются выполнять соглашение и переезжать на новое место в Косью. По договоренности они должны были переехать уже до 1 ноября, но сейчас, несмотря на то, что взяли выделенные по соглашению 26 миллионов на строительство храмов на новом месте, вовсе отказываются от переезда.
Кто прав в этой ситуации? На чьей стороне должны быть симпатии жителей Качканара? Тут все предельно ясно и очевидно. Есть постановление суда, предписывающее буддистской общине съехать с незаконно занятого участка горы. Есть четкое и ясное понимание того, что комбинату жизненно важна разработка Собственно-Качканарского месторождения, для продолжения прибыльной работы Дивизиона Урал. Есть понимание того, что только прибыльная работа комбината с сохранением текущей загрузки гарантирует стабильную работу и зарплату шести тысячам качканарцев, а также гарантирует средства к существованию членам их семей, что увеличивает цифру заинтересованных горожан как минимум втрое.
Но все ли так просто в этой ситуации? К огромному сожалению, нет. За то десятилетие, во время которого община чувствовала подход критического момента, она очень неплохо подготовилась. За сохранение монастыря высказывались известные публичные личности. Телеканал BBC снял фильм о жизни монастыря и о том, какие красивые виды открываются с горной вершины. За ситуацией в монастыре очень пристально наблюдают самые различные СМИ, блогеры, гражданские активисты, экологи. Чем это грозит Качканарскому горно-обогатительному комбинату? Да тем, что на защиту незаконных поселенцев могут встать различные экологи, защитники природы, блогеры, активисты, медийные личности и прочие. Как правило, у всех есть свои интересы, явно далекие от желания нормального существования жителей таких городов как Качканар и Нижний Тагил.
Все это очень накаляет обстановку в городе. Многих жителей настораживает и не внушает доверия позиция, которую занимает община, обосновавшаяся на горе. Ведь по своей сути — это позиция беспредельщиков, они незаконно завладели землей, принадлежавшей государству. А когда государство, через судебную власть, выразило волю на то, чтобы этот участок земли был освобожден его захватчиками, они, эти захватчики, отказываются выполнять судебное решение. Судебные решения, если они не выполняются в добровольном порядке, как известно, обеспечиваются соответствующими государственными структурами принудительно. В подписанном трехстороннем Соглашении и был предложен выход: он был не силовым, а дипломатическим! И вроде бы, он всех устроил, но опять что-то пошло не так, поселенцы отказываются соблюдать подписанные ими же условия Соглашения.
Сейчас всем сторонам конфликта необходимо найти и устранить точки непонимания и неприятия, которые вызвали очередной скандал между сторонами конфликта, и продолжить конструктивный диалог в открытом режиме.
Только полное понимание жителями города всего переговорного процесса, только активная позиция (а не позиция «ждунов», когда якобы все рассосется и решится само собой), безоговорочная поддержка и требование исполнить закон позволят не допустить разжигания конфликта и еще долгие годы строить будущее нашего родного моногорода Качканара, будущее, которое немыслимо без Качканарского ГОКа.
Первичная профсоюзная организация «Качканар-Ванадий»