Отпуск провели на Чусовой

Очень редко получается провести совместный отпуск с мужем. Но здесь повезло, небольшая рабочая пауза — и рванули. В планах посетить как можно больше новых мест и проехать как можно больше по реке Чусовой.

Всегда приятно и хлопотно собираться в дорогу, не забыть палатку, спальники, кастрюли, рыболовные снасти. Вроде бы всё собрано — едем. Первая остановка — Казанская пустынь, женский монастырь. Это самое моё любимое место. Зашли в храм, пообщались с сестрами, поставив свечи за родных и близких, спустились к купели Николая Чудотворца. Окунулись, набрали водички, на склоне очень много земляники, на солнце она так налилась вкусом, что просто наслаждение собирать её в ладошки и закидывать в рот, как в детстве, испачкав пальцы и щеки. Вдалеке видны озёра, там и встанем на ночёвку и на рыбалку.

Утром спешим на паром, он ходит по расписанию, необходимо встать пораньше в очередь, чтобы быть первыми. Паром ходит от левого берега в сторону Верхнечусовских Городков, туда нам и надо, там нас уже ждут. Паром — это отдельная история, идёт он тихо и красиво, за недолгое время можно рассмотреть все водные пейзажи вокруг. Сойдя с парома, по асфальтированной дороге движемся на гору. На самом высоком месте стоит храм Богоявления Господня.

История такова. В 1956 году в связи cо строительством Камской ГЭС и повышением уровня воды в реке Чусовой поселки Верхнечусовские и Нижнечусовские Городки были перенесены в район станции «Урал-Нефть» на правом берегу реки. Под этим же предлогом приходские храмы Рождества Христова и Богоявления Господня были безжалостно уничтожены. Остров на середине реки — вот всё, что осталось потомкам в память о храме Богоявления и о самом селе Нижнечусовские Городки.

Ныне жители современного поселка Верхнечусовские Городки желают возродить храм Богоявления Господня. Они чувствуют ответственность за будущее родного края и хотят возродить духовную культуру населения на основе православной веры.

Церковь Всех Святых на Митейной горе, а также храм в селе Успенка находятся на противоположном берегу реки Чусовой на расстоянии нескольких километров, в связи с чем они труднодоступны для жителей поселка. Глава местной администрации Кострова Татьяна Ивановна поддержала инициативу возрождения храма Богоявления. Проект храма пообещала выполнить архитектор Т.И. Попова. На строительство церкви получено устное благословение правящего архиерея Пермской епархии владыки Иринарха. Жители поселка надеются на помощь всех добрых людей в этом святом деле.

Существует также благая идея воздвигнуть поклонный крест на острове, на месте разрушенного в 50-е годы Богоявленского храма, и ежегодно совершать туда крестный ход в день престольного праздника 19 января.

Новое место, новые впечатления, это всегда здорово. В трапезной нас накормили вкусным супом-пюре с сухариками. Побеседовав с матушкой Фатинией, мы двинулись дальше.
Двигаемся в село Сёла. Местные жители сказали, что нам обязательно нужно побывать в этом селе. Дорога хорошая, в моей коллекции появилась еще одна водонапорная башня (у меня большая фотоколлекция).

В поселке есть магазины, большая библиотека, школа и главная достопримечательность — старая деревянная церковь. Поселение известно с 1647 года как «деревня на Сёлах».

Селом стало в 1895 году, когда здесь была построена Пророко-Ильинская деревянная церковь. Она представляла собой прочное деревянное здание на каменном фундаменте с колокольней и железной кровлей. Вокруг храма стояла деревянная ограда, перестроенная в конце 1924 года за счет церковных средств и прихожан, доставивших пиломатериал.

В церкви располагался один престол: во имя Святого пророка Илии (освящен 28 декабря 1895 года). Церковной утвари в храме было достаточно. По штату в храме служили священник и псаломщик. Земель при церкви и в пользовании причт не имелось. В апреле 1924 года у церковнослужителей были отняты и овощные огороды.

Дома церковнослужителей были построены на средства прихожан в 1891, 1896 и в 1903 годах. Причтовые дома были в ветхом состоянии и требовали срочного капитального ремонта, находились в распоряжении коммунального отдела Чусовского РИКа. Наибольший из этих домов был занят сельсоветом, в двух прочих проживали священник и просфория на правах аренды по договору с коммунальным отделом Чусовского РИКа. Плата за жилье для священника составляла 5 рублей ежемесячно, для просфории — 80 копеек.

Сейчас церковь разрушена временем, мы обошли ее вокруг, но четко видны шикарные постройки былых времен. Это не портит ее внешнего вида, а придает какой-то особенный колорит. Сейчас напротив старой церкви идет строительство нового храма, уже стоит купол, стены, залита немного дорожка к храму.

День выдался солнечный и ясный, перелив золотого купола давал радости и счастья, надежду на хорошее будущее.

Спросив местных жителей, где можно остановится на ночевку и на рыбалку, мы по лесной тропинке и вдоль кукурузного поля двинулись в путь дальше.

Кристина Передерий