Операция «Ликвидация»
Евраз, похоже, не оставил буддийскому монастырю на горе Качканар шанса на существование
На прошлой неделе на совещании между вице-губернатором Свердловской области Сергеем Бидонько, представителями Евраза, администрации Качканара и общины Шедруб Линг был выдвинут ультиматум — до 1 февраля буддистам полностью освободить гору, включая дежурных.
По требованию Евраза в рабочие дни на горе Качканар в монастыре вообще никого не должно быть: ни буддистов, ни туристов. Такое требование компания объясняет нормами безопасности. В выходные монастырь посещать можно, но предварительно оформив заявку.
«Новый Качканар» вместе с активистом Иваном Канисевым посетили новое пристанище качканарских буддистов в поселке Косья. Представители общины разместились в нескольких деревянных домах. У буддистов постепенно появляются и новые постройки, есть небольшой шатер, возводится высокий купольный дом.
В момент нашего приезда, а это была пятница, мы увидели группу из нескольких туристок, выяснили, что они из Екатеринбурга. Их предупредили, что на гору они могут не попасть, но женщины были полны решимости и всё-таки отправились в путь.
Нас встретил Семен Загородний, председатель религиозной организации «Путь Будды». Он пояснил, что лама Докшит (Михаил Санников) сейчас в отъезде и пока неизвестно, как скоро он вернется.
— Дежурство минимальной группы буддистов, хотя бы двух человек, было нашим главным условием при обсуждении трехсторонних соглашений с вице-губернатором Бидонько и корпорацией. Вице-губернатор дал устное обещание, что этот вопрос будет рассмотрен после подписания бумаг, но позже наше требование вернуться к этому вопросу игнорировалось. Все члены Шедруб Линга покинули гору несколько недель назад, сейчас там остаются только добровольцы-дежурные, — поясняет Семен. — Мы выполнили условия договора, община не присутствует на горе.
Для общины крайне важно, чтобы в течение рабочей недели в постройках на горе находилось хотя бы два дежурных, чтобы отапливать помещение, следить за сохранностью сооружений.
— Мы изучили вопрос безопасности, на данный момент там людям безопасно находиться, — говорит Загородний. — Но нам отказывают. Сейчас возобновили исполнительное делопроизводство по сносу монастыря, 18 января было вынесено решение на суде в Качканаре. Если в течение 30 дней лама Докшит не сносит сооружения, то этим будет заниматься взыскатель. Если раньше взыскателем было Министерство природных ресурсов, теперь взыскателем является Евраз, поскольку они этот участок взяли в аренду. Материалы дела мы еще не видели. Нам сказали, что если мы до 1 февраля двоих дежурных с горы не спустим, то начнется снос монастыря.
— А если там не будет людей, то монастырь не будут сносить? — уточняю я.
— Вот это тоже нам непонятно. То есть взыскатель может исполнять или не исполнять решение суда. Мы, получается, находимся на коротком поводке у Евраза. Чтобы в выходные попасть на гору, нужно подавать заявку. Многие туристы, приезжающие издалека, об этом не знают. В итоге не могут подняться в монастырь. На совещании мы тоже поднимали тему отмены заявок, просили просто сделать разрешенные дни для посещения. Я не вижу смысла в этих заявках.
Почему мы переживаем за дежурство — чтобы не было актов вандализма. Скажу честно, я Евразу не доверяю. У меня еще была надежда, что мы договоримся, но месяца полтора назад стало очевидно, что нет. Сейчас нам пришлось слить котельную, которая отапливала большую часть комплекса, из-за невозможности подъема дров. Когда мы пытались подняться туда с дровами на «Урале», нас не пустили, хотя в соглашении прописано: обеспечить доступ.
ГОКовская охрана вместе с человеком в штатском запрещала нам собирать валежник, угрожала полицией. Сейчас отапливается одна столовая. Если и её не отапливать, то за 4 дня все промерзнет. Можно быстро нагревать пушкой, но тогда по стенам сразу течет вода, стены быстро разрушатся. Что с ними будет, если постоянно то отсырение, то замерзание? К тому же выставленная ГОКовская охрана не несет никакой ответственности за сохранность построек монастыря. Если мы говорим о развитии туризма, то почему бы не оставить там двух человек?
— Вы не допускаете, что Евразу в этом месте не нужно развитие туризма? Для этого всё и делается, чтобы прекратить поток туристов, зачистив гору?
— Да, вероятно. Недавно мне позвонили из Роспотребнадзора, и я узнал, что Евраз написал им письмо с требованием принять меры по прекращению туристического потока на гору в связи с пандемией коронавируса.
Нам дали время до 1 февраля, я буду сегодня направлять письмо Сергею Бидонько, чтобы нам дали больше времени. Потому что у нас еще даже нет протокола совещания. Чтобы нам провести общее собрание и принять взвешенное решение, нужен этот документ.
По словам Семена, на данный момент в поселке Косья живут порядка 20 представителей общины.
— Как вы считаете, поднимется ли рука у Евраза сносить ваши религиозные сооружения?
— Если бы не большая огласка в СМИ, думаю, они давно уже бы это сделали. Я раньше тоже думал, что это невозможно, что не поднимется рука. В это место тысячи людей вложили свой труд, не один лама Докшит его строил. Был проделан титанический труд, все стройматериалы таскали на своем горбу. Потом я понял, что для нас это ценно, а для чиновников и сотрудников Евраза это место не представляет никакой ценности. Если они снесут, то угрызений совести они точно испытывать не будут. Для них ценность — это СКМ. Наши действия направлены на то, чтобы и месторождение работало, и монастырь продолжал функционировать. Препятствий для этого мы не видим. Мы изучили все нормативные документы, правила безопасности, нормы проведения взрывных работ. Находиться там безопасно. Мы согласны на время взрывных работ дежурных оттуда выводить. Два года мы задаем одни и те же вопросы, и нам ни разу не дали обоснованного ответа: по таким-то нормам мы не можем находиться здесь. Нам просто говорят: в монастыре небезопасно. Когда смотришь по документам и нормативам — никакой опасности СКМ для нас не представляет.
Я долго думал, что делать дальше, склоняюсь к варианту, чтобы вывести всех с горы, смириться и посмотреть, что будет происходить.
Иван Канисев высказал уверенность, если буддисты сейчас сдадутся, то они вообще рискуют потерять монастырь. По его данным, Евраз еще лет 10 назад поставил задачу зачистить гору от буддистов и от паломничества многочисленных туристов. И судя, по развивающимся событиям, на компромисс и совместное существование с буддистами на горе компания не готова.
— Евраз настаивает, что мы должны соблюдать пункты соглашения. Там написано, что лама Докшит и организация «Путь Будды» обязаны покинуть гору. Мы это требование выполнили, — говорит Семен. — Организация и лама — это не всё, что есть. Есть буддисты-добровольцы, которым это место небезразлично. Формально мы соглашение выполнили. Сначала на словах нам пообещали обсудить вопрос дежурства, потом отказались согласовывать.
Надо отметить, что ранее качканарские буддисты несколько раз предпринимали попытки оформить землю под монастырем на горе, но им землю в аренду не давали.
— В прессе очень бурно обсуждался вопрос про 26 миллионов, которые вам выделили Евраз. Якобы вы взяли деньги, а с горы не ушли.
— Да, нам выделили эти деньги, чтобы община могла обустроиться на Косье. И мы обстраиваемся. Купили технику, спецтехнику, стройматериалы, гаражное производство сделали, купольный дом строится. Инфраструктуру налаживаем, столярную мастерскую сделали. Ступу поставили. Она еще без отделки, но основное залито. Мы понимаем, что мы взяли деньги и должны выполнять условия. Мы их выполняем, но нам нужно хотя бы два дежурных на горе.
На этой неделе Семен Загородний планирует ознакомиться с материалами дела и с принятым 18 января решением суда.
— Я уверен, что Евраз мог бы пойти на компромисс в отношении буддистов, просто нет такого желания, — комментирует Иван Канисев. — Евраз хочет показать, что он здесь власть и всё решает, а остальные — никто. Они специально сделали так, чтобы буддисты оказались вне закона. Говорить про санитарную зону — это вообще смешно. Часть города Качканара находится в санитарной зоне. Это кого-то заботит? А Валериановск?
По поводу разлета породы после взрыва, максимальное расстояние — в радиусе 500 метров. Буддисты находятся на расстоянии полутора километров от края СКМ.
Все заявления руководства Евраза, а также некоторых политических деятелей из областных структур о том, что монастырь и буддисты, находящиеся на горе Качканар, мешают производству взрывов из-за возможности поражения их отдельными кусками взорванной породы на разрабатываемом СКМ, мягко говоря, не соответствует действительности. Ибо расстояние опасной зоны по взрывам СКМ в три раза меньше расстояния между СКМ и монастырем.
Тут еще нельзя упустить морально-этический вопрос. А если бы это был православный монастырь или мечеть? Я бы посмотрел, как Евраз сносил эти святыни… Если Евраз будет сносить монастырь, я считаю, это будет натуральное кощунство.
Как сообщает в СМИ Сергей Бидонько, власти якобы не заинтересованы в том, чтобы постройки в монастыре были снесены. Они хотят, чтобы комплекс (единственного, кстати, на Урале буддийского монастыря) действовал по выходным и праздникам, как было прописано в соглашении.
По сути, своим ультиматумом Евраз не оставляет монастырю шанса на существование. Либо его стены разрушатся сами, либо его снесут. Вандализм, кстати, тоже не исключен.
P.S. 2 февраля стало известно, что с 8 февраля дежурные всё-таки покинут религиозный комплекс на горе Качканар. Такое решение было принято на общем собрании общины. В рабочие дни объект будет находиться под охраной Евраз КГОКа.
Юлия Кравцова
Фото: Юлия Кравцова