Однажды жителям пришлось выходить из дома через окно
Позвонили жители дома №18 по улице Качканарской:
— У нас в подъезде рухнула стена, — сказал в трубке взволнованный женский голос. — Куда только ни обращались с нашими проблемами, вот на редакцию последняя надежда. Пошла на Качканар[1]скую. Там меня уже ждали жительницы этого дома.
Так жить нельзя
Во-первых, дом и снаружи-то не очень привлекателен для жизни: обшит шифером, но шифер кое-где отошёл, отвалился, раскололся. А внутри, в небольшом коридорчике, на потолке чёрная плесень, грибок, который уже пошел в подъезд и наверняка в квартиры. Откуда-то из под лестницы идёт испарение, влажно, пахнет не то плесенью, не то каким-то техническим кипятком. Доски под ногами прогибаются так, что страшно ступить. Под лестницей специальная дверца для доступа к трубам. Открыли её, там изъеденные коррозией трубы, из которых одновременно вытекает вода и клубится пар.
Действительно, стена у лестницы, ведущей на второй этаж, частично нарушена. Видимо, гипсокартон размок и отвалился, видны доски, из которых и сделана эта стена.
Пол на лестничной площадке между первым и вторым этажом неровный: вздулся от влаги и постоянных потопов.
На втором этаже стоит лестница, ведущая на чердак. Но эта лестница, оказывается, имеет и другое предназначение. Когда в прошлом году дом затопило, жильцы снимали эту лестницу, укладывали её на лестничный марш, и так добирались до своих квартир.
— Не знаем, откуда вода была в прошлом году, когда мы по лестнице домой добирались, — говорит одна из жительниц Татьяна Лаптева.
— Нам сказали, что это сточные воды. Но некоторые тут уже по 18 лет живут, и не помнят, чтобы когда-то нас заливало сточными водами.
— Приходили из Горэнерго года три назад, обещали нам сделать сток воды вдоль дома. Показали план: вот тут цветы надо убирать, будет канава. Посмотрели и уехали, — рассказывает Ирина Келлерман. — И до сих пор никакого стока нет.
Выбирались через окна
Женщины рассказали, что прошлой весной, когда их затопило и пришлось выходить из дома через окна квартиры на первом этаже, приехала комиссия, всё обследовали.
— Только они не могут определиться, кто должен делать ремонт, — подключается к разговору Юлия Алексеева. — До вентиля — это трубы Горэнерго, от вентиля — УЖК. И они никак не могут поделить, кто же в итоге должен заниматься этими трубами.
Кстати, в разговоре жительницы дома вспомнили, как много лет назад в доме прорвало трубы с горячей водой, и пришлось выбираться также через окна квартиры на первом этаже.
Топит после ремонтов
— С прошлого сентября так начало парить. Сначала немножко, а теперь уже и жить невозможно, — говорит Оксана Ракитина. — А вообще начало парить года два назад, когда нам перед домом перекопали, видимо, что-то ремонтировали или меняли. После этого в доме стало невозможно жить: стены мокнут, полы вздуваются, завёлся грибок.
И женщины начали поход по инстанциям. Обращались в администрацию, в Горэнерго, в УЖК.
— Делаю заявки в ЕДДС, они то трубку не берут, то меня уже по голосу узнают. Я пошла в УЖК регистрировать письмо, они мне там начали доказывать, что у вас никакого испарения нет, — продолжает Оксана Ракитина. — Мужчина там какой-то предложил съездить на дом. Поехали смотреть. Да, действительно, тогда только увидели, в каком состоянии подъезд.
Показали мне еще одну отписку от заместителя главы города Ильи Иглина: «По информации МУП «Горэнерго» и УЖК «Наш дом», 18 января 2024 года проведено комиссионное обследование участка теплосети по адресу: ул.Качканарская, д.18, утечки трубопроводов отопления не выявлено. По информации Горэнерго, требуется капитальный ремонт участка теплосети с заменой теплоизоляции. Данные работы будут включены в производственную программу ЦТС на 2024 год при наличии экономии в ходе реализации программы».
Сейчас женщины написали обращение в прокуратуру. Ответ им должен прийти через месяц.
В УЖК отвечают, что денег на доме нет. Оказалось, что и должников в доме нет, все платят за коммунальные услуги вовремя. Только за что? За условия, в которых жить нельзя?
Не признать ли дом аварийным?
Спрашиваю женщин, почему их дом до сих пор не признали аварийным. Отвечают, что куратор дома обещала заняться этим вопросом.
До признания дома аварийным ещё много воды утечет в подъезде, а жители обеспокоены сейчас, как им пережить зиму.
— Тут точно нужно вскрывать полы и смотреть, откуда утечка идёт. Ведь если что-то рванёт и затопит подъезд, куда нам всем деваться? Жить тут уже будет невозможно, — возмущается Ирина Келлерман.
Когда я уходила, женщины просили:
— Товарищ корреспондент, вы только не бросайте нас, не бросайте наш дом! Мы выживаем сами, никому до нас дела нет.
Директор УЖК « Наш ДОМ» Светлана Габышева:
— Протечка произошла на централизованных сетях, которые находятся в зоне балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности МУП « Горэнерго».
В результате порыва произошел излив теплоносителя в места общего пользования многоквартирного дома. В связи с повышенной влажностью общему имуществу собственников причинен ущерб, требуется восстановление поврежденных стен, пола и косметической ремонт в тамбурной части подъезда.
Ремонтные работы в подъезде ООО УЖК «Наш дом» проведет в ноябре-декабре 2024 г .
Многоквартирный дом по ул.Качканарской, д.18 введен в эксплуатацию в 1959 г., относится к 9 категории «Деревянные жилые дома квартирного типа, не оборудованные в установленном порядке газовыми или стационарными электроплитами».
В связи с ветхостью жилья собственники деревянных многоквартирных домов освобождены от уплаты взносов за капитальный ремонт.
УЖК «Наш дом» в плановом порядке проводит мероприятия по признанию аварийными многоквартирные дома деревянного типа. В 2024 г. УЖК «Наш дом» инициировало проведение экспертного обследования технического состояния несущих и ограждающих строительных конструкций указанного многоквартирного дома.
Согласно Заключению эксперта № 19-ИП-2024- ТО-10 от 06.09.2024 г., общее техническое состояние конструкций здания является аварийным, рекомендован вывод объекта из эксплуатации. Целесообразность проведения работ по восстановлению строительных конструкций здания полностью отсутствует ввиду несоизмеримых затрат.
Заключение эксперта направлено в Межведомственную комиссию администрации Качканарского городского округа для решения вопроса о признании дома аварийным.
P.S. Через несколько дней мне позвонила Оксана Ракитина и рассказала, что к ним приезжали специалисты из Горэнерго.
— Мы так обрадовались, что наконец-то нашим домом кто-то занялся, — говорит женщина. — Они раскопали перед домом, видимо, заменили трубы, покрасили их, закопали и сказали, что делать ничего больше не будут. В подъезде парит до сих пор.
Лариса Плесникова
Фото Ларисы Плесниковой