Один день из жизни «Почты России»

Пару лет назад «Уральские пельмени» на одном из своих концертов показали сюжет про «Почту России». Посетитель почты пытался вернуть свою посылку, отправленную три года назад и не дошедшую до адресата. Работница почты, занимавшаяся поиском пропажи довольно странными методами, постоянно напоминала ему, что на «Почте России» никто никогда ничего не теряет.

Анекдотов про это госучреждение ходит немало, как и видеороликов, снятых по всей России. Мы решили провести несколько часов в одном из почтовых отделений Качканара, чтобы окунуться ненадолго в жизнь одного государственного заведения.

Пятница, 15 июня. Раннее утро. Работницы отделения «Качканар-1», находящегося в 10 микрорайоне, приступают к своим обязанностям. Небольшое помещение, где выдают посылки и оплачивают квитанции, знакомо многим жителям этого квартала. На смене в тот день — начальник отделения Елена Лобачева и оператор-стажер Ирина Погудина. А всего на отделение — шесть человек.

В зале у окна стоят два высоких стенда, увешанных журналами на любой вкус и цвет для детей, женщин и мужчин, четыре стула по периметру комнаты, в углу – большой стол, яркий желтый значок с человечком в инвалидном кресле.

На стойке, что отделяет работников почты от посетителей, также лежат газеты, журналы, подписные каталоги и лотерейные билеты. Вверху над стойкой совершают обороты в 360 градусов два объявления, на которых написано крупными буквами: «Очередь больше 5 человек — сообщите по номеру…».

Заметно, что в помещении пару-тройку лет назад был сделан ремонт, хотя в целом сохранена самобытность прошлых лет. За прилавком, со стороны работников почты, выставлены на продажу различные товары: начиная от продуктов питания (консервы, крупы, чаи), мелкой бытовой техники, постельного белья и заканчивая товарами с символикой почты, напоминая нам советские магазины. Рядом с оператором у стены огромные стеллажи, на которых лежат посылки.

Елена Лобачева ведет учет свежих газет

Каждые пять минут в зал по одному заходят посетители. В основном, приходят оплатить коммунальные платежи и телефон. Утром все как один приходят с крупными купюрами.

— У вас с тысячи сдача есть? — спрашивает прямо с порога одна женщина.

— Найдем, — отвечает начальник отделения.

— Хорошо! А то по утрам ни у кого нет… — добавляет посетитель и подходит к кассе.

Позже сотрудники почты поясняют: с такой тактикой порой уже к полудню купюры в 100 рублей начинают заканчиваться.

В какой-то момент горожане приходят одновременно, образуется очередь из четырех человек. Одна из посетительниц, вошедшая в зал и увидевшая скопление, махнула рукой и направилась к выходу. Женщина пенсионного возраста, расплатившись по счетам, задержалась у прилавка ради того, чтобы поделиться о поездке в столицу Урала накануне Чемпионата мира по футболу.

— Вчера приехала с Екатеринбурга. Кругом такая чистота: ни пьяных, ни наркоманов, в автобусах остановки по-английски называют! Совсем другой город! – эмоционально и громко произносит она. — А в московских СИЗО, слышали, что творится? Они же английских фанатов боятся, вдруг буянить будут. Так там теперь все СИЗО отремонтировали, а питание ввели как в ресторане!

Стажер Ирина Погудина принимает платежи

Пока Ирина обслуживает тех, кто в очереди, Елена внимательно выслушивает рассказчицу, а затем продолжает свою работу.

— Если что не знаем, узнаем от пенсионеров, — комментирует позднее начальник отделения.

Наконец, очередь рассасывается. Зал на несколько минут пустеет, а вскоре вновь появляется новый посетитель: мужчина пришел за лотерейными билетами. Своей счастливой рукой он отбирает десяток билетов, расплачивается и покидает зал. По словам работников почты, лотереей живут многие и есть счастливчики, кто выигрывает. Чаще всего суммы небольшие — 100-300 рублей, но это оправдывает стоимость билета. На памяти Елены, только однажды в их отделении почты выдали выигрыш в 10 тысяч рублей. Это был самый крупный куш.

В 10.30 на почту подходит пенсионерка с палками для финской ходьбы. Было заметно: передвижение дается ей нелегко. Она не стала подходить к оператору, а вместо этого взяла стул со спинкой и перенесла его ближе к выходу. Женщина пришла пораньше, чтобы первой занять очередь за пенсией. Долгожданную пенсию не каждый месяц выдают на почте, в основном ее разносят по домам. Но в тот день заслуженный трудовой заработок выдавали в отделении. Спустя 10 минут в зал вошла еще одна пенсионерка со схожими палками.

— Ты за пенсией? – спросила ее с порога первая ожидающая.

— Да.

— Садись. Я первая, ты вторая, — тут же добавила пенсионерка под номером первым.

Пенсионерка под номером два расположилась на другом стуле со спинкой. Обе женщины взяли газеты, чтобы скоротать время ожидания. Спустя 30-50 минут ее начали выдавать в отдельной кассе.

— Какие палки у вас хорошие, даже с компасом… —говорила вторая пенсионерка первой в момент выдачи, успевая разглядеть инструмент.

— Это мне внук привез, — гордо ответила ее собеседница.

— А новые купюры к Чемпионату мира у вас не появились? – интересовалась все та же вторая пенсионерка уже у сотрудницы почты.

— Нет, пока ещё не было.

— Хотелось бы и их как-нибудь получить, я собираю, — поделилась женщина и направилась к выходу.

В течение дня почтовое отделение периодически наполняется и пустует. Ближе к вечеру, после 8-часовой работы, на кассе иногда скапливается очередь. В таком случае подключается второй оператор.

Приятным удивлением было узнать, что многие молодые сотрудницы трудятся здесь уже больше 10 лет. Их устраивает работа, заработок и условия, учитывая, что работу в Качканаре не особо приходится выбирать.

Наверное, для старшего поколения находиться здесь, в какой-то мере, это ностальгия по прошлому. Старшее поколение по привычке приходит на почту оплачивать счета, молодые и средних лет перешли на электронные платежи и заходят на почту чаще всего, чтобы получить посылки. Здесь по сей день можно увидеть в работе инструменты ушедшей эпохи, хотя наступает на пятки век технологий. Отделения почты в глубинке — элемент советской истории, словно музей, побывать в котором должен даже иностранец.