Один в поле не воин

Радик Гимадиев провёл для жителей экскурсию по дорогам, которые никак не могут отремонтировать

Ажиотажа 29 августа не наблюдалось / фото Елены Строгановой

Отремонтированные за лето дороги в этом году нам только снятся. Открываешь глаза, собираешься, выходишь на улицу и вместо новенького асфальтового полотна видишь перерытые дороги, огромные кучи щебня, земли и никаких тебе завершённых работ 20 августа. А на дворе уже сентябрь.

29 августа всех желающих качканарцев пригласили присоединиться к комиссионному обходу ремонтируемых дорог. В объявлении, размещённом в социальных сетях, говорилось о том, что у жителей города есть реальная возможность напрямую задать вопросы специалистам администрации города, УГХ, подрядчика, депутатам городской думы, касающиеся проведения ремонта дорог по улицам Набережной, Тагильской и спусков к ним со Свердлова.

В назначенное время мы подошли к указанному месту, но ажиотажа не увидели. Для себя отметили, что в социальных сетях горожане ведут себя активнее, чем в реальном мире, и мало кто готов прийти и задать вопросы прямо в лицо.

Обещанных подрядчиков, депутатов тоже не наблюдалось. От городской администрации присутствовала начальник отдела городского хозяйства Юлия Власова, УГХ представлял начальник Радик Гимадиев. От жителей города пришли только четыре человека: Алёна, Роман, Андрей и Денис.

Обещали тротуар два года

Обход дороги стартовал от бывшего магазина «Весна» в 8 микрорайоне. Ещё до начала экскурсии мы пообщались с жительницей 8 микрорайона, женщина представилась Алёной и рассказала, что уже несколько лет они ждут тротуар в частном секторе по улице Набережной.

Жители просят сделать тротуар в частном секторе / фото Елены Строгановой

— Два года назад администрация пообещала, что будет тротуар по Набережной, где частный сектор. Столько времени прошло, а тротуара всё нет. У меня ребёнок всегда ходит к бабушке по той дороге, ей приходится идти по проезжей части. Зимой сотрудники ГИБДД заставили ребёнка идти по сугробам, так как по правилам пешеход должен двигаться навстречу транспорту. С этой стороны человек хоть к домам может отбежать, если автомобиль поедет, а по той стороне только на сугроб забираться, так с него быстрее скатиться под машину можно, — рассказывает Алёна.

— Хотел Илья Леонидович (заместитель мэра Илья Иглин, — прим.авт.) подойти, видимо, где-то задерживается. Подрядчика точно не будет, его нет в городе, — начал Радик Гимадиев.

Пишем претензии каждую неделю

— Как подрядчики объясняют отставание от сроков?

— Никак не объясняют. Например, они пытались пересогласовать бортовой камень. В смете был заложен бортовой камень с подпятником, а они предлагали заложить другой, мы на это не пошли, потому что бортовой камень с подпятником имеет улучшенные характеристики. Они мотивировали замену тем, что не могли долго найти изначально обозначенный бортовой камень, хотя мы тоже обзванивали ближайшие заводы, и данный бортовой камень был в наличии, — говорит начальник УГХ.

— Напомните, кто подрядчики?

— «Стройэкспресс», Нижняя Тура, посёлок Ис. Они делают участок от улицы Набережной до дома №15 в 9 микрорайоне. Участок от дома №15 до поворота к кафе «Зазеркалье» делает «Пермская механизированная колонна». Дорогу вдоль Дома быта делала компания ООО «Дорожник» из Перми. Они свой участок уже сдали, но тоже не уложились в сроки.

В рамках 44-ФЗ мы можем предъявить им санкции. Претензии им пишем каждую неделю, по каждой претензии законодатель сейчас установил минимальный штраф, в нашем случае это 5 тысяч рублей. За каждый день просрочки по исполнению контракта начисляется пеня, — объясняет Радик Асгатьевич.

Зимой опять будет корыто

— Посмотрите, какая проезжая часть узкая, зимой, кто будет снег чистить? Дорога зимой будет опять как корыто, — говорит Алёна.

— Здесь идёт ремонт дороги, не реконструкция. Мы руководствуемся техпаспортами. То, что тротуары кажутся шире, чем были, это определённый обман зрения, потому что бортовых камней как таковых здесь не было, они были изношены, борта были занижены. Что касается очистки от снега: при зимнем содержании дорог снегоочистительная техника ориентируется по краю бордюра, — отвечает начальник УГХ.

— Это если техника идёт, а если нет? Вот и ездим по корыту каждую зиму, — комментирует Алёна. — У меня ещё такой вопрос: когда будет тротуар по улице Набережная, где частный сектор?

— Поймите, мы не можем в один момент зайти на все улицы. Мы знаем все проблемы, которые есть в городе. Мы сформировали перечень работ до 2027 года. Я могу сказать, что там нет этого тротуара. Но мы его можем сформировать по программе безопасный маршрут «Домшкола-дом». И пешеходная дорожка может появиться на улице Набережная уже в следующем году, например. В скором времени к нам приезжают кураторы проекта по безопасным дорогам, мы будем выносить свои предложения, — отвечает Радик Гимадиев.

— Реализация будет зависеть от возможностей бюджета, — добавляет Юлия Власова. — Согласитесь, в последние несколько лет много делается в городе по дорогам.

— Так это обычное дело. Дороги изнашиваются — они должны ремонтироваться, люди налоги платят в бюджет, — говорит Алёна.

Работа организована небезопасно

От бывшего магазина «Весна» мы постепенно перемещаемся дальше, в сторону стадиона «Горняк».

— Сроки вышли 20 августа. Подрядчик обещает закончить ремонт до 15 сентября, посмотрим, они много говорят, но всё идёт не так, как должно было быть. Мне, как начальнику УГХ, стыдно это признавать, но подрядчики такие у нас на двух участках этих дорог.

— Решён ли вопрос по ливнесточной канализации? — спрашивает начальника УГХ Роман.

— Здесь не будет такого коллектора ливневой канализации, как по улице Свердлова. Весь сброс здесь идёт по водопропускным трубам в зелёную зону.

— Кто часто ездит по этим дорогам, замечает, что в районе дома №1 в 8 микрорайоне часто бывает огромная лужа. После ремонта ситуация исправится? — интересуется Андрей.

— Ливневые колодцы были старые, все забитые мусором, от этого была вода на проезжей части.

— Эти колодцы сейчас открыты, ведь это небезопасно, — сходятся во мнении присутствующие жители.

— Да, здесь должны стоять предупреждающие знаки. Я знаю, что подрядчиков приглашали в ГИБДД, составляли на них административные акты, протоколы, выписывали штрафы. У них небезопасно организована работа, хотя они должны обеспечить безопасность на объекте, — ответил Радик Гимадиев.

Парковка у парка «Тарзан»

За разговорами доходим до дороги ниже стадиона «Горняк».

— В этом месте мы взяли на себя ответственность и немного ушли в реконструкцию. У парка «Тарзан», который расположен ниже стадиона «Горняк», появилась парковка, потому что до этого автомобили были припаркованы в этом месте на газоне. К тому же здесь ещё появится пешеходный переход, — рассказывает Радик Гимадиев. — Мы сейчас проектируем дорогу: реконструкция участка до лыжероллерной трассы «Звёздочка», там перекрёсток, который будет выходить на улицу Тагильскую. До «Звёздочки» хотим сделать тротуар с освещением и тротуар до конца коллективного сада №4. Думаю, что до конца года мы получим проект и запланируем работы на 2025-2026 годы, — рассказывает о планах начальник УГХ.

Нарекания и советы от жителей

Подходим к дому №15 в 9 микрорайоне. Не так давно здесь после ливня образовалась огромная лужа. Видео жительницы 9 микрорайона разлетелось по всем социальным сетям. Здесь к нам присоединяется ещё один неравнодушный житель города — Денис.

Пришедшие на встречу жители города активно раздавали советы, задавали вопросы и интересовались, чем могут помочь / фото Елены Строгановой

— Здесь уже лежит финишный слой, 150 мм есть. У меня есть нарекания, меня не было неделю, когда они её укладывали. На всех примыканиях они не зашли резчиком швов. Как разобрали, так и бросили, но они всё исправят. Не знаю, почему мои работники просмотрели, — говорит Радик Гимадиев.

— Давайте я вам покажу один момент, чтобы потом лишний раз деньги не затрачивать, — Денис просит начальника УГХ перейти на другую сторону дороги. — Здесь вода подмывает грунт, нужно прокопать глубже, подлить бетон, ничего особенного делать не надо, но зато асфальт будет целый.

— Мы посмотрим ещё раз, что можно здесь сделать, — отвечает начальник УГХ.

— Ещё один момент: после перекрёстка, в сторону 10 микрорайона, на дороге образовался провал грунта, как раз машина сейчас едет в этом месте, — показывает Денис.

— Там мы будем делать выравнивающий слой и закатаем, разбирать ничего не будем. Не будет этого провала, — говорит Радик Асгатьевич.

— Под этим провалом идёт труба, в ближайшем будущем это место так и будет проваливаться. Желательно разобрать это место, там промыв идёт между трубами. Большой поток воды стекает с улицы Свердлова, она и размывает в этом месте межтрубное пространство. Нужно разобрать, вскрыть, засыпать щебнем это место, утрамбовать, положить эти же плиты или их демонтировать и выровнять поверхность. Это будет лучшим решением, — предлагает Роман.

— Роман, я понял, завтра посмотрим, обследуем всё, — обещает Радик Гимадиев.

Гаражи вдоль Тагильской придётся убрать

Приближаемся к последнему ремонтируемому участку: дороге в 10 микрорайоне.

— Ещё можно высказать пожелание? Я так понимаю, здесь по просьбе жителей на парковке был установлен забор, зимой этот забор заваливают снегом, и закрывается обзор участникам дорожного движения. Это небезопасно, — говорит Андрей.

— Да, мы его демонтируем. Раньше здесь не было такого бортового камня, и старшая по дому попросила установить забор, потому что были случаи выездов, — говорит начальник УГХ.

Вдоль домов 10, 9, 8, 7 в 10 микрорайоне появится пешеходная дорожка, а у одного из домов парковочный карман.

— Здесь, если вы помните, жители ставили машины на газон, дом большой, машин много. Теперь парковка будет со стороны автодороги, сделаем парковочный карман. У домов вдоль ремонтируемой дороги в 10 микрорайоне появится пешеходная дорожка.

Участок от перекрёстка, где кафе «Зазеркалье», до улицы Жилой мы поставили в план на 2023 год. Мы подготовили письмо на губернатора как предложение; если деньги выделят, то мы эту дорогу сделаем. И начнётся эпопея по улице Тагильской, там гаражи со стороны зелёной зоны, их нужно убирать, чтобы расширить проезжую часть. Где стоят гаражи, там идёт коллектор водовода «Горэнерго», он аварийный. Они в этом году проводили ремонтные работы у 40-х домов, в дальнейшем они хотели начать ремонты как раз в том месте, где стоят гаражи, — рассказывает Радик Гимадиев.

Подрядчиков не пугают штрафные санкции

— Когда нам ждать окончания ремонта дорог? — спрашивают у начальника УГХ жители города.

— Для себя я вижу срок — середина октября. Проблема подрядчиков в том, что они одной техникой пытаются выполнить большой объём работ. Вмешиваться мы не имеем права, потому что это уже идёт вмешательство в хозяйственную деятельность предприятия, что недопустимо. Какие рычаги давления есть, конечно, мы их используем.

– Какие будут штрафные санкции для подрядчиков?

— Законодатель предусмотрел за каждый факт недолжного исполнения штраф в зависимости от суммы контракта. Мы посчитали, сумма получилась 5 тысяч рублей, это для подрядчика ничего. Я пишу каждую неделю. Второй момент: если они не успевают в срок, то на остаток, который они не закрыли, начисляется 1/400 ставки рефинансирования. Но это, к сожалению, не пугает подрядчиков. Раньше их пугало то, что при неисполнении сроков и обязательств у них было ненадлежащее исполнение контракта, и если они в дальнейшем участвуют в конкурсе у нас или на других территориях, такие контракты не принимают во внимание и отклоняют. А сейчас законодатель сказал, что если своевременно оплачен этот штраф, то они прощены. Эти послабления вступили в силу, когда началась спецоперация. Это как поддержка малого бизнеса.

По словам начальника УГХ, у подрядчика ушёл месяц только на пересогласование бордюрного камня / фото Елены Строгановой

— Чем мы, жители, можем помочь, чтобы уже закончился этот ремонт?

— Писать петиции. Я всегда говорил, что лучшая помощь для меня, чтобы администрация тоже реагировала: один в поле не воин. Конечно, они приглашают подрядчика на совещания у первого зама, у главы. Я могу сказать, что главе тоже неприятна вся эта история, он переживает по этому поводу, что сроки так затянулись. У подрядчика ушёл месяц только на пересогласование бордюрного камня, но в итоге они поняли, что им никто не даст пересогласование, — говорит начальник УГХ.

— Скорее всего, они специально тянули время. Работников нет, техники нет, материалов нет. Этим пересогласованием они пытались притормозить работы, — предположил Роман.

— Надо время, дорога будет сделана, и она будет хорошей, — пообещал Радик Гимадиев.

Юлия Гофлер