«Норникель» вышел из состава России?

 

Масштабы катастрофы на Таймыре вновь пытаются замалчивать – вопреки закону. Заявление СМИ, входящих в «Синдикат-100»

Утром 27 июня в аэропорту Норильска был задержан депутат Московской городской думы Сергей Митрохин, который прибыл на Таймыр по просьбе корреспондентов «Новой газеты». Депутат должен был отвезти в независимую лабораторию собранные журналистами и экологами «Гринпис» пробы грунта и воды.

Пробы были собраны на озере Пясино и в реке Пясина – в отдалении от Норильска. Для журналистов и экологов было важно выяснить, дошло ли загрязнение до этих водоемов, каковы масштабы отравления природы нефтепродуктами.

Место слива отходов с предприятия «Норникеля» в тундру, а оттуда ручьями — в реку. Фото: «Новая газета»

Однако при вылете Сергея Митрохина остановили представители службы безопасности аэропорта. Сотрудник службы безопасности Александр Стебаев заявил, что депутат никуда не полетит, пока не сдаст пробы в лабораторию «Норильского никеля». Мотивировали это так: «Норникель» решает, что можно вывозить из Норильска, а что нет. На вопрос о том, какое отношение «Норильский никель» имеет к аэропорту, было заявлено: «Аэропорт и есть «Норникель».

В этой связи хотелось бы напомнить, что Норильск пока еще является городом в составе Российской Федерации. И на его территории должны действовать законы России.

Статья 7 закона «О государственной тайне» запрещает засекречивать информацию о состоянии экологии и санитарии. Статья 144 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за воспрепятствование законной деятельности журналистов.

Сотрудник службы безопасности аэропорта Стебаев и руководство «Норникеля» умудрились нарушить обе эти статьи. Выбирайте теперь, кто будет отвечать.

«Норильский никель» 29 и 30 мая уже пытался замолчать случившуюся катастрофу. Результат этого замалчивания известен: отравление почвы и водоемов, угроза Карскому морю, мор рыбы. Наконец, уголовные дела против сотрудников «Норникеля» и чиновников.

И — никаких извлеченных уроков.

В ходе командировки корреспондентов «Новой газеты» и экологов трижды пытались задержать, их преследовали на вертолете. Министр природных ресурсов Кобылкин, который, находясь на Таймыре, заявил, что «все, что можно было сделать — сделано», исследовал ЧП в сопровождении исключительно «своих» журналистов. О какой реальной картине может быть речь?

И если «все сделано», то чего так боится «Норникель» и легшие под него местные силовики?

Корпоративная этика «Норникеля» поставлена выше федеральных законов. Это что, корпоративный сепаратизм?

Мы, сотрудники редакций, входящих в «Синдикат-100», требуем от Следственного комитета разобраться, как бизнесмену Владимиру Потанину удалось построить на Таймыре отдельное государство со своими законами. Мы требуем вернуть это государство в правовое поле РФ