Новый главврач поставила городскому здравоохранению диагноз

15 марта на заседании думы депутаты познакомились с новым главврачом Валерией Мартемьяновой, которая обо­значила существующие про­блемы и анонсировала день открытых дверей для выпуск­ников.

— Сегодня ровно месяц, как я работаю на должности главного врача ЦГБ Качкана­ра. Определенные выводы уже сделаны. Почти со всеми со­трудниками коллектива я уже познакомилась и прошлась по всем лечебным корпусам нашего учреждения, — начала Валерия Мартемьянова.

Выводы за месяц

— На данный момент в ЦГБ сложилась достаточно сложная ситуация, которую необходимо решать. И решать, я думаю, ее нужно не только силами самой больницы, но и с вашей по­мощью, уважаемые депутаты. Проблемы три, но они доста­точно глобальные.

Во-первых, на начало года больница вышла с кредитор­ской задолженностью. Но это, на мой взгляд, достаточно си­стемная ситуация, в связи с тем, что сократилось финанси­рование лечебных учрежде­ний и сократились тарифы на оказание медицинской помо­щи как системы обязательного медицинского страхования.

Во-вторых, есть проблемы с материально-технической ба­зой. По проекту она рассчитана на большую численность насе­ления. Общая коечная мощ­ность должна составлять 543 койки, по факту их всего 192, то есть лишь 30% используются эффективно. К тому же мате­риально-техническая база вет­шает. На балансе учреждения состоит 118 единиц оборудо­вания. Срок эксплуатации у них 8-10 лет. Самое новое оборудо­вание 2009 года выпуска, самое старое – 1986 года, оно эксплу­атируется до сих пор. Также со­стояние зданий и сооружений больничного городка и вообще лечебных корпусов оставляет желать лучшего. Самая главная проблема — это протекающая кровля детской поликлиники. Мне уже задавали вопросы: действительно ли поликлинику будут присоединять к тагиль­ским медучреждениям? Ничего подобного не планируется. Как здание функционировало, так и будет функционировать. Но, конечно, нам нужна помощь. С учетом всего бюджетного процесса, я боюсь, что может затянуться финансирование ремонтных работ по кровле.

Ну и третья проблема —это кадры. На данный момент в больнице работает 69 вра­чей, из них 46% пенсионно­го возраста. Средний возраст врачей — более 50 лет. За последнее время в медицин­ский институт у нас поступил только один студент, которого мы, возможно, будем ждать через 3-4 года к нам. Отдель­ное спасибо вам, депутаты, за то, что вы на заседании думы совместно с администрацией приняли программу, которая поддерживает врачей и помо­гает привлечь новые кадры на территорию. За прошлый год у нас было принято 7 врачей, но, к сожалению, 21 человек уволился. В 2015 году, напри­мер, девять человек ушли на пенсию, сейчас большая часть сотрудников увольняется, по­тому что переезжают в другой город либо уходят в частные лечебные учреждения. Тен­денция оттока медицинских кадров из гос. мед. учреждения очень негативно сказывается на качестве медицинских услуг и на доступности получения помощи.

Ирина Чистякова

А в минувший понедельник, 20 марта, мы встретились с главным врачом, чтобы задать дополнительные вопросы. До своего назначения Валерия Мартемьянова в Качканаре ни разу не была. Впечатления от знакомства с нашим городом – только хорошие.

На встрече с депутатами городской думы новый главный врач озвучила три острые проблемы, которые сегодня имеются в ЦГБ: кредиторская задолженность, материально-техническая база и кадры. Для их решения нужны средства, люди и время.

— Эти проблемы носят системный характер, они есть во многих маленьких городах. Сталкивались ли вы с ними во время рабо­ты в Красноуральске?

— В Красноуральске я ра­ботала главным врачом до 2013 года. На тот момент та­ких проблем там не было, за исключением кадровой. Что касается ремонта, то здания всегда нуждаются в поддер­жании (текущем ремонте), наступает время, когда все постепенно разрушается и нужен капитальный ремонт. Перед качканарскими депу­татами я озвучила вопрос по ремонту кровли в детской поликлинике. Если бежит крыша, то ухудшается вну­треннее состояние помеще­ний. Ремонтировать кровлю необходимо в этом году.

— Сколько необходимо средств на ремонт кровли в детской поликлинике?

— В ценах 2016 года ре­монт составлял 300 тысяч ру­блей. В конце прошлого года планировалось провести его за счет средств областного бюджета. Но поскольку были внесены изменения в зако­нодательные акты, то сегод­ня для выделения средств из областного бюджета на капитальный ремонт необ­ходим проект. Мы готовим заявку на разработку проек­та. Как только будет проект, Министерство здравоохра­нения включит нас в план.

— Ожидаемый ремонт означает, что закрытия здания детской поликли­ники не произойдет. Пла­нируется ли к освобожде­нию здание соматики?

— Нет, оно будет функци­онировать в том виде, в ко­тором есть.

— В интервью одному медицинскому журналу вы рассказали о проведе­нии в Красноуральской ЦГБ в 2006 году програм­мы финансово-экономи­ческой стабилизации. В чем она заключалась и ожидается ли у нас?

— В 2006 году, когда я начала работать главным врачом Красноуральска, проблемы были намного глобальней, чем здесь. Со­вместно с администрацией нам пришлось предприни­мать ряд мер, в том числе, и неординарных. Качканар также ждет программа фи­насово-экономическойста­билизации, но немного в другом виде. Необходимо увеличивать доходную часть и снижать расходную.

В Министерстве здраво­охранения и Территориаль­ном фонде обязательного медицинского страхования сегодня озвучивают план по оптимизации расходов, но я буду все-таки придержи­ваться плана стабилизации экономики: я настроена на увеличение доходной части ЦГБ, надеюсь, что к концу года мы выровняемся. Для реализации программы не­обходимо время.

— Означает ли это, что в ЦГБ появится больше платных услуг?

— Они могут увеличиться только в том объеме, кото­рый возможен на террито­рии города. Основные наши направления — это государ­ственное здравоохранение и реализация территори­альной программы государ­ственных гарантий. Платные услуги — это дополнитель­ный источник доходов. При­оритет отдается госгаранти­ям.

— Чтобы решить ка­дровый вопрос, вы пла­нируете проводить дни открытых дверей для вы­пускников. Сколько чело­век можно обучить по на­правлению?

— Количество квот будет известно в апреле. В про­шлом году на обучение за счет бюджетных средств было направлено четыре че­ловека, в этом году ожидает­ся семь. По приказу Мини­стерства здравоохранения мы проведем конкурсную комиссию, будем смотреть средний балл аттестата, то есть это все будет до момен­та сдачи ЕГЭ.

В дальнейшем отобран­ные выпускники пройдут целевое обучение в лечеб­ном и педиатрическом фа­культетах. Из лечебного факультета выходят врачи основных специальностей. Специальность, по которой они будут работать, зависит от желания студентов и на­ших потребностей. Так, на­пример, сегодня нам нужны эндокринологи, кардиологи, участковые педиатры, но че­рез шесть лет потребность может быть иная.

Важно, что именно с этого года выпускники ме­дицинских вузов, которые прошли обучение не по на­правлению, начнут свою работу, прежде всего, в пер­вичных звеньях — это участ­ковые педиатры и терапев­ты. Поэтому в этом году мы ожидаем выпускников. Как будет на самом деле — по­кажет жизнь. Это не обяза­тельное распределение, а направление — первичное звено будут выбирать сами выпускники. Мы, со своей стороны, разместили имею­щиеся у нас вакансии в де­канатах медуниверситетов, надеемся, что выпускники к нам приедут.

— Нужно ли, на ваш взгляд, вернуть советскую систему обязательного распределения медиков и педагогов?

— Эта система была от­менена очень давно, думаю, она уже не вернется, так как противоречит конституции.

— Сегодня в детской поликлинике не хватает педиатров. Те, кто работа­ет, сильно загружены, при этом есть два педиатра, которые сегодня занима­ют руководящие должно­сти — Галина Домнина и Татьяна Андреева. Воз­можно ли этих специали­стов временно привлечь к участковой работе?

— Могу сказать, что объ­ем работы организатора здравоохранения ничуть не меньше работы исполните­ля, то есть участковых вра­чей. К сожалению, у специа­листов физически не хватит сил, чтобы еще вести прием пациентов. Помимо той ра­боты, что видят наши паци­енты, нужны наши заведую­щие и руководители, чтобы руководить, контролировать объем, качество оказывае­мой работы и другие направ­ления.

— Ожидается ли в Кач­канаре открытие област­ного туберкулезного цен­тра?

— Знаю, что этот вопрос поднимался в 2016 году, планировали качканарское туберкулезное отделение передать в областной проти­вотуберкулезный диспансер в рамках филиала. За месяц моей работы главным вра­чом на уровне Министерства здравоохранения данный вопрос пока не поднимался.

— Улучшится ли ситуа­ция с талонами? На мам­мографию пациенты за­нимают очереди на улице с 5 утра…

— Очередность есть, каби­нет работает в рамках своих возможностей — в условиях нехватки медперсонала. Мы попробуем отрегулировать этот вопрос, если он не ре­шается в нужном объеме.

— Ожидается ли в ЦГБ новое оборудование в этом году?

— Я надеюсь. Плана Ми­нистерства здравоохране­ния по поставке нового обо­рудования еще нет.

— В редакцию обраща­лись жители 6а микрорай­она, просили вернуть на их участок прежнего тера­певта Семушину. Возмож­но ли это?

— Жители могут обра­титься к нам письменно, мы обсудим этот вопрос.

— Вернется ли в ряды качканарской медицины бывший главный врач Ли­лия Юрьевна?

— Пока неизвестно, но я приглашаю ее.

Анна Лебедева