Ничего личного — только бизнес

КТК объяснила высокие суммы в платежках за январь

18 февраля в зда­нии админи­страции состо­ялось открытое совещание по повышению сумм оплаты отопления у качканарцев за январь 2021 года.

Продиктована органи­зация собрания была тем, что после получения общих квитанций от Гэрэнерго и КТК жители Качканара были возмущены начисленной платой. Разгневанные кач­канарцы в течение несколь­ких дней атаковывали ре­дакцию «Нового Качканара» по всем возможным каналам связи. Кто-то обращался к журналистам с претензиями о слишком дорогом отопле­нии, кто-то был возмущен тем, что на квиточках поя­вились реквизиты москов­ского банка для оплаты ус­луг, в чьих-то расчетках не сошлись показания счетчи­ков и объемы потребляемой воды и многое другое. Во всех этих вопросах предсто­яло разобраться на собрании вместе с представителями администрации, думы, КТК, Горэнерго, ТЭЦ и УЖК «Наш дом».

Владимир Георгиев удивляется, как с приходом КТК объемы и платежи увеличились в 2 раза

За центральный стол держать ответ перед жи­телями сели председатель думы Юрий Бячков, мэр Андрей Ярославцев, дирек­тор КТК Евгений Палицын и директор Горэнерго Денис Давыдов. Начать беседу о социально значимой услу­ге решили с разъяснений ресурсников в надежде на то, что часть вопросов сразу отпадет. Первым слово взял Евгений Палицын.

— Есть несколько поня­тий, которые все путают: цена, стоимость и тариф. Продажа тепловой энер­гии, продажа электрической энергии, продажа холод­ной воды и водоотведение — это регулируемые ветви бизнеса, — начал разъяснять присутствующим высокие цены директор КТК. — Цена одного кубометра или цена одной гигакалории на про­тяжении всего периода ре­гулирования не изменяется. В соответствии с действу­ющим законодательством тариф меняется раз в год с 1 июля. Соответственно, если мы говорим о тепловой энергии, то тариф тепловой энергии на территории все­го Качканарского округа был утвержден РЭК, и с 1 июля прошлого года до 30 июня текущего года он единый для всех категорий. Он стоит 1908 рублей. Тариф единый. Он не меняется. Меняется конечная стоимость в кви­танции. Она зависит от фак­тического потребления.

У нас в городе всего 430 домов. Из них 210 — это де­ревяшки. Оставшиеся — это МКД (многоквартирные дома). 150 имеют ОДПУ (об­щедомовой прибор учета тепла). В этих 150 домах для всех жителей этого дома объем тепловой энергии определяется по прибору учета и распределяется про­порционально площади. В оставшихся домах объёмы начислений не зависят от температуры окружающей среды, не зависит от того, сентябрь это или январь. Он рассчитывается по нормати­ву.

Возвращаясь к росту цифр в квитанции. Выросла не стоимость, вырос объем на­числений. Он связан ровно с тем, что на улице средняя температура за январь была -20 градусов. Есть абсолют­но достоверные статисти­ческие данные, зафикси­рованные метеослужбами, ТЭЦ, эти цифры совпадают. Если сравнивать с декабрем, то в декабре было -12, если сравнивать с октябрем, то в октябре было +3. Резюми­рую. Сумма начислений в 150 домах пропорционально распределена потреблению в доме.

Далее Евгений Палицын продолжил убеждать жите­лей, что все дело в темпера­туре за окном. Но такое объ­яснение присутствующих не устроило, ведь их волновали не причины высоких сумм, а сам факт неподъемной опла­ты.

— Если у нас будет -40 в январе, сколько мы будем оплачивать? Мы же на Урале живем, — возмущенно зада­ла вопрос Александра Гав­рилова.

— Если будет средняя температура по месяцу -40, то начисления будут одно­значно больше, чем в январе текущего года, — ответил ей Евгений Палицын.

— У нас пенсии не хватит. Я буду с протянутой рукой стоять просить кусок хлеба, — вновь возмущается жен­щина.

— Хорошо. Какие ваши предложения? — поинтере­совался директор КТК.

— Это у вас должны быть предложения, — ответила ему Александра.

Задать вопрос выразил желание и депутат гордумы Владимир Георгиев:

— Ваша компания (я уже посмотрел все документы, три дня изучал) теперь нахо­дится между ТЭЦ и жильца­ми. А какое-то оборудование у вас есть? — обращается он к директору КТК Евгению Палицыну. — У вас какие-то насосы дополнительные? Как можно умудриться по нашим старым трубам, по которым одни и те же объе­мы шли десятками лет, у ко­торых диаметр не менялся, а только меньше становился, в которых давление поднять невозможно, вы умудрились в два раза увеличить объем? Поясните, что за чудо прои­зошло: появилась ваша ком­пания — и объемы увеличи­лись, и платежи выросли? Платежи выросли в два раза.

— Вернемся к самому на­чалу. Из чего состоит тариф? — было начал Палицин.

— Не надо про тариф, — перебил его Владимир Геор­гиев. —- Я задал конкретный вопрос. Надеюсь, что он по­нятен?

— Понятен, — хором отве­тили все в зале.

— То есть вы хотите ска­зать, что протопить поме­щения разного объема при разной температуре снару­жи одинаковое количество энергии нужно? — ответил вопросом на вопрос Пали­цын.

— Вы находитесь на циф­рах. Как вы эти цифры смог­ли увеличить при отсутствии увеличения диаметра тру­бы? — вновь пытается объяс­нить свой вопрос депутат.

— Каким образом, по-ва­шему, считается объем те­пловой энергии? — снова во­просом на вопрос отвечает директор КТК.

На этом моменте присут­ствующие в зале начали пе­реговариваться и возмущать­ся попытке уйти от ответа.

Раз человек ответить на вопросы не может, то его надо выручать. Видимо, так подумал директор Горэнер­го, бывший сотрудник Евра­за Денис Давыдов и вме­шался в дискуссию.

— Температура тепло­носителя жестко завязана с температурным графиком за окном, — обратился Давы­дов к Георгиеву. — Чем ниже температура наружного воз­духа, тем выше температура теплоносителя. Получается, что больше тепла несет тот же объем. Для нашего города, который имеет неха­рактерные особенности, он стоит на горе, у нас исполь­зуется порядка 13 насосных станций. Они находятся не в ведении ресурсоснабжаю­щей организации, а сетевой компании, то есть Горэнер­го, — объяснил увеличение количества теплоты Денис Давыдов.

Получается, что всю рабо­ту по доставке тепла в дома делает Горэнерго, но платить мы должны КТК.

Еще очень интересное слово в отношении Горэ­нерго использовал его ди­ректор — «компания». Горэ­нерго — это муниципальное унитарное предприятие, которое содержится на го­родской бюджет, который складывается из налоговых сборов с качканарцев и об­ластных средств. А компания — это капиталистическое торговое или промышлен­ное предприятие, основная цель которого — получение прибыли, а не выполнение социально значимой функ­ции. Это неаккуратно упо­требленное слово дает нам как минимум понимание того, как к этой работе отно­сится и сам Денис Давыдов. Видимо, для него, как и для Евгений Палицына, — это чисто бизнес.

Заметил, что для ответчи­ков все это лишь средство до­хода, и местный журналист Александр Власовских:

— КТК и Горэнерго уве­ряют, что они увеличивают объемы теплоты в зависимо­сти от температуры снаружи. А кто-то из вас отслеживает, сколько тепла доходит до ко­нечного потребителя? Или вас это не интересует? Есть КТК, у них свой бизнес, как мы уже узнали в начале, у Горэнерго свой, у УЖК свой. А у человека, который живет в квартире, не стало теплее, но платить он стал в два раза больше, потому что вы в два раза больше тепла запусти­ли. Этот вопрос будет ре­шаться как-то?

— Предоставляя услуги, у нас есть четыре ответствен­ных лица в цепочке, — от­ветил директор Горэнерго. — У каждого лица есть своя зона ответственности. У ТЭЦ — выработать энергию и от­дать эту энергии городу, у Горэнерго как у сетевой ор­ганизации — транспортиро­вать энергию до наружной стены дома, где начинается зона ответственности УЖК, которая отвечает за состо­яние внутренних сетей. Четвёртый немаловажный участник — это сам житель, который эксплуатирует свои приборы отопления, — ак­центировал внимание на слове «житель» Давыдов. — Мы зачастую с управляю­щей компанией очень много находим переделок и некор­ректные изменения в систе­ме. При этом страдают все участники.

— Вы хорошую схему на­рисовали. Есть ТЭЦ, есть Горэнерго, есть УЖК, есть сам собственник. Где здесь КТК? — задал вопрос Алек­сандр Власовских.

— КТК — это ресурсоснаб­жающая организация, кото­рая платит за все услуги, ко­торые мы предоставляем, за тепло, которое она вырабо­тала, Горэнерго — за то, что­бы оно все это транспорти­ровало, — нелепо попытался оправдаться Давыдов.

— Я вижу только четкую схему бизнеса. Вы друг с другом взаимодействуете, прекрасно. Нам что делать? — снова задает вопрос Алек­сандр.

— У вас договор как у жи­теля с управляющей компа­нией. У вас есть обязанность ежегодно проводить собра­ния и участвовать в жизни своего дома, — предложил вариант действий директор Горэнерго.

После этого ответа по­следнее терпение у собрав­шихся жильцов лопнуло. Ни­кто больше не хотел слушать нелепые оправдания, собра­ние перешло в выражение недовольств. Понять массо­вые возмущения несложно.

Жителей не устроили ответы КТК и Горэнерго

На основе сказанного хо­рошая схема получается. Есть бизнес, в котором уча­ствуют КТК и Горэнерго. В схеме продажи энергии ТЭЦ и доставке ее жителям КТК занимается только получе­нием прибыли от перепро­дажи энергии от ТЭЦ.

И это вовсе не КТК отпла­чивает весь банкет в виде тепла в наших квартирах, а жители квартир оплачива­ют прибыльный бизнес КТК. Кроме, как «Хорошо устро­ились», тут больше нечего сказать. Приобрели, значит, себе кусочек трубы, сдела­ли вид, что они поставляют тепло горожанам, оставили все обязанности по доставке тепла на Горэнерго, а Горэ­нерго ограничили свою зону ответственности началом дома, чтобы перед жителя­ми крайней осталась УЖК: договор-то ведь у нас с ней. А как там идет процесс про­дажи и доставки энергии до квартиры — не наше собачье дело, как говорится. Наше дело — собрания проводить, за своими батареями сле­дить, да КТК с Горэнерго не забывать платить.

Нам регулярно пытают­ся впарить мысль, что если в наших квартирах холодно, то вина лежит на нас, а опла­та высока, потому что биз­несмены сделали все, чтобы тепло у нас все-таки было. А уж есть это тепло в квартире или нет, их не волнует. Для них продажа энергии — чи­сто бизнес. Бизнес на услу­ге, которая должна быть до­ступна всем и каждому.

Вариантов снижения сум­мы оплаты в квитанциях на совещании не озвучили. Все, что нам могут предложить, — это рассрочка. Но о какой рассрочке может идти речь? Тепло в квартире — это ведь не покупка холодильника в единичном экземпляре, рас­срочку за который тебе дают на полгода. Отплачивать отопление придется ежеме­сячно. Долги за отопление предложат отплачивать в месяцы без обогрева?

Как только в цепочку «ТЭЦ-потребитель» вклю­чились бизнес-участники в лице Евраза, суммы в кви­танциях качканарцев ста­ли ощутимо расти. Не по­кидает чувство, что на нас просто делают деньги. Да и удивляться тут нечему. Все к этому шло давно и плано­мерно. Давно было ясно, что у Евраза цель — подчинить в городе себе все возможные структуры и организации. Начали с мэрии. Вот уже и муниципальное Горэнерго слилось в единый тандем с частной евразовской КТК.

Обратим внимание еще вот на что. Все получатели платежей — ресурсоснаб­жающие организации — от­чаянно стремились уйти от сотрудничества с УЖК «Наш дом», организовали отдель­ные платежки.

Общей теперь стала кви­танция от Горэнерго и КТК. Раньше все данные для них собирали и составляли в УЖК. У КТК вообще нет ни отдела по работе с населени­ем, ни отдела для составле­ния квитанций. Недавно мы публиковали новость о том, что для этого на март КТК ищет подрядчика. Выходит, что все для КТК сейчас дела­ет Горэнерго.

Напомню еще раз, что Горэнерго — это муници­пальное предприятие. Ра­ботают в нем люди за счет городского бюджета. Полу­чается, что КТК не просто сидит на нескольких ме­трах трубы и собирает с нас деньги, так еще и делает это за наш же счет с помощью Горэнерго.

Не удивительно, что кач­канарцы уже готовы выйти на митинг.


Основные вопросы, которые задавали жители, и с которыми обещали разобраться на рабочем совещании:

  • Необходима проверка общедомовых приборов учета. Необходимо выяснить, как они настроены и корректно ли откалиброваны.
  • Составить график показаний приборов учета тепла по месяцам за последние два года, чтобы соотнести полу­ченные цифры с итоговыми суммами в квитанциях.
  • Необходима переработать платежные документы, так как существующие не дают нужной информации.
  • Ресурсникам необходимо организовать удобные и доступные способы оплаты.
  • Администрации стоит рассмотреть вопрос о создании единого расчетного центра, чтобы не было необходимо­сти посещать несколько организаций.
  • Горэнерго необходимо сделать перерасчет всем, у кого в квитанциях оказались некорректные данные по показаниям счетчиков.
  • КТК, Горэнерго и администрации необходимо выйти на открытый диалог с жителями, подготовить разверну­тые и подробные ответы на все вопросы. Чаще обра­щаться к СМИ и самостоятельно пояснять все острые вопросы, не дожидаясь всеобщего возмущения.
  • Ранее КТК заявляло о намерениях реорганизовать си­стему подачи тепла и горячей воды в дома, а именно разделить эти два пункта, что позволит сделать энергию дешевле. Однако КТК не уточнили, как они собираются это делать, ведь эти работы нужно проводить на каждом доме в Качканаре. А если на доме зона ответственно­сти у УЖК и собственников, то кто и за чей счет будет заниматься планируемыми работами? Не получится ли так, что КТК хотят снизить расходы для себя, но навя­зать необходимость оплаты работы переоборудования системы отопления жителям?

К сожалению. Все эти вопросы остались уже без ответа. Однако ведущий совещания Юрий Бячков уверил, что все вопросы записаны, они их проработают и как только ответы будут готовы, они сразу выйдут к СМИ с разъяс­нениями.