«Не ругайте детей за двойки»

В канун Дня знаний Евгения Андриянова поделилась с читателями «НК» тонкостями учительской профессии

Начало учебного года – это всегда повод поговорить о работе учителя, рассказать о том, какие замечательные педагоги работают в наших качканарских школах. Хо­чется написать про всех: и о ветеранах, и об учите­лях-стажистах, и о молодых педагогах. Героев для наших публикаций – великое мно­жество.

Сегодня же мы встрети­лись с учителем начальных классов школы им.К.Н.Но­викова Евгенией Андрияно­вой. Евгения Дмитриевна не только педагог, но еще и ув­леченная КВНщица. Вот уже несколько лет она играет в качканарской команде КВН под названием «Педсовет».

Сразу достался класс «со стержнем»

Евгения Андриянова при­шла в школу имени К.Н.Но­викова девять лет назад. 20-летнему педагогу сразу достался четвёртый класс. Класс был со стержнем, вспоминает Евгения, потому что до этого классным руко­водителем была педагог-ста­жист, знаменитая Валентина Васильевна Шкиндер. С тем классом было работать лег­ко, они всему были научены. Несмотря на то, что ребят она учила всего год, они до сих пор встречаются, обща­ются, в общем, связи не те­ряют.

Родители открыты для общения и помощи

Андриянова вспоминает, как в самом начале работы в школе ей было непривычно и необычно на родительском собрании: приходилось объ­яснять что-то людям, кото­рые годились ей в родители.

Зато сейчас она чувствует себя с родителями на одной волне.

— Каждый класс, — рас­сказывает Евгения Дмитри­евна, — абсолютно разный, у каждого класса свой харак­тер. Также у каждого класса свои, особенные родители. Сейчас они очень современ­ные, откликаются на любую просьбу учителя. Если рань­ше мне приходилось органи­зовывать какие-то поездки, мероприятия или пригла­шать, например, фотографа на 1 сентября самой, то сей­час родители охотно берутся всё делать сами, они откры­ты для общения и помощи.

Переживания выливались в ангину

Когда молодая учитель­ница только пришла рабо­тать в школу, болела анги­ной каждый месяц два года подряд. Евгения объясняет это тем, что поначалу силь­но переживала, ведь каждое обидное слово родителей, каждый конфликт или не­допонимание принимала близко к сердцу, пропуска­ла через себя. А так нельзя! Нужно не копить в себе оби­ду или какую-то недосказан­ность, а разговаривать глаза в глаза.

— Я это поняла только через несколько лет рабо­ты в школе, — делится Ев­гения. — Когда разговари­ваешь с родителем один на один, можно выяснить все недомолвки, обсудить все вопросы. А не переживать из-за обидного или неспра­ведливого смс-сообщения или звонка от родителя. Раньше я переживала такое несколько дней и ночей.

Коллеги никогда не откажут в помощи

— В отдельных случаях мне на помощь приходят коллеги, старшие товарищи, — говорит педагог. — Если у меня какая-то затрудни­тельная ситуация либо с ро­дителями, либо по предмету, я всегда могу обратиться к коллегам. Всегда помогут, подскажут, не оставят один на один с проблемой.

Когда я спросила Евге­нию, какой она видит свою школу лет через десять, она сразу сказала, что первое, о чём она будет жалеть, это о том, что уйдут на пенсию учителя, настоящие профес­сионалы своего дела.

— И кто тогда подскажет, поможет? — спрашивает она.

Так тогда уже к ней за со­ветом будут обращаться мо­лодые учителя! Я думаю, что и Евгения Дмитриевна всег­да рада будет помочь.

Темп обучения сейчас очень высок

Современные дети. Ка­кие они? Родители видят их по-своему, педагоги – по-своему. Например, сей­час в основном в школу идут уже умеющие читать и пи­сать ребятишки. А нужно ли их учить этому до школы? Ведь некоторые родители сознательно не учат детей читать и писать, объясняя это тем, что этому должна научить школа. А что думает по этому поводу учитель на­чальных классов?

— Конечно, это необяза­тельно, но желательно. Сей­час темп обучения очень высок. И есть дети, которые могут прочитать задание сразу, а есть те, кто будет не­сколько минут складывать буквы в слоги. Это очень за­трудняет работу. Приходит­ся той части детей, которые справляются с заданиями быстрее, давать дополни­тельные задания. И таким вот образом приходится вы­равнивать детей примерно первые полгода.

— Не секрет, что сей­час многие дети не хотят учиться, ну, просто не хо­тят. Как быть в таком слу­чае учителю?

— Конечно, нужно ребен­ка заинтересовать, провести урок так, чтобы ему было интересно. Но на практике получается, что при такой загруженности (а, кроме своего класса, я веду уроки в среднем звене), не всегда получается донести матери­ал интересно. Или выяснить, что интересно ребенку. Если он увлекается компьютера­ми, дать какую-то допол­нительную работу именно с компьютером. Или ребенок, например, увлекается кос­мосом, давать ему зада­ния именно на эту тему. И ставить хорошие отметки! Я еще не видела ни одного ребенка, который не был бы рад пятерке.

Но бывают такие дети, которым учёба дается очень тяжело. Тогда Евгения Дми­триевна даёт им другие по­ручения: быть ответствен­ным за дисциплину или за чистоту в классе.

— К каждому ребенку можно найти подход и чем-то его увлечь, заинтересо­вать, — считает молодой педагог. — Конечно, сейчас мотивация к учебе в прин­ципе ослаблена. Я веду урок, призываю их учиться, чтобы получить образование, най­ти хорошую работу. А они сидят (от ред. транслируют потоковое видео в интернет)в телефоне, стримят и полу­чают за это деньги. И зачем ребенку какая-то учёба, если он уже зарабатывает?!

Евгения Дмитриевна считает, что если проводить уроки интересно, то учиться захочет каждый

— Современные дети. Какие они?

— Каждый класс всегда разный. Я не могу сказать, что дети сейчас другие. Во все времена кто-то не хотел учиться, кто-то хотел. 1 сен­тября кто-то хочет в школу, кто-то нет. И так было всегда.

Сначала поговорить, потом оценки

— Многие родители не­довольны, что дети много времени проводят за вы­полнением домашнего за­дания.

— Есть определенные вре­менные стандарты выпол­нения домашнего задания. Другое дело, что дети быва­ют разные: кто-то всё сдела­ет за полчаса, а кто-то про­сидит и три, и четыре часа. Некоторые не могут делать без родителей, а те приходят в 8-9 вечера. Иногда мне зво­нят: ну, не успеваем сделать, сил нет! Ну, как тут поста­вишь двойку?!

— Вообще, — делится сво­ими педагогическими зна­ниями Евгения Дмитриевна, — когда родители приходят домой, они не должны сра­зу спрашивать про оценки. Сначала нужно поговорить с ребенком, спросить, как про­шёл его день, что было инте­ресного, с какими проблема­ми столкнулся ребенок. А уж потом интересоваться оцен­ками. И не ругать за двойки, а помочь.

— Некоторые родители готовы нанять репетитора чуть ли не с первого клас­са. Как вы к этому относи­тесь?

— Конечно, в первом классе, я считаю, репетито­ры ни к чему. У ребенка и так огромная нагрузка. Ему тяжело после садика привы­кать сидеть на уроках по три часа. Это родителям надо понимать. А вот во втором и последующих классах – по желанию родителей. Кто-то просто ходит к репетиторам делать домашнее задание, потому что дома родители не успевают заниматься.

— Жалко, что сейчас нет продлёнки.

— Конечно, жалко. Осо­бенно она нужна перво­классникам. Но это невоз­можно в силу занятости учителей. Например, у меня первоклашки учатся три урока, а мои уроки в старших классах заканчи­ваются в два часа. Конечно, бывает, когда есть время, я могу посадить кого-то по­заниматься, хотя бы сде­лать домашнее задание на черновике.

Однокурсники уезжают работать в малые города

Конечно, педагогов в школах города не хватает, что уж тут скрывать. Поэто­му и приходится им брать дополнительные часы. Когда в школы Качканара поедут учителя?

— Не могу ответить на этот вопрос, — рассуждает Евгения Дмитриевна. — На­верно, когда будут хорошие подъемные и на них мож­но будет приобрести жильё. Мне в Качканаре работать нравится. Если ехать в об­ластной центр, то зарпла­ты там практически такие же, если и больше, то не на много, а нагрузка тоже огромная. Да и жизнь доро­же. Например, насколько я знаю, мои однокурсницы, поработав несколько лет в областном центре, старают­ся сейчас переезжать в свои небольшие города, откуда они родом.

При такой загружен­ности у вас хватает време­ни заниматься еще и КВН.

— Это такая отдушина! Когда мы после многочасо­вого рабочего дня собира­емся командой «Педсовет», обсуждаем какие-то про­блемы. Эти встречи всегда несут позитив и отдых. Если бы я после работы пришла и легла на диван смотреть те­левизор, я бы отдохнула на­много меньше, чем на репе­тиции в команде.

А еще года два назад я буквально открыла для себя, что есть сад! И теперь отпуск я люблю проводить в саду.

— Что бы вы хотели по­желать накануне нового учебного года?

— Педагогам хочу поже­лать терпения, родителям – взаимного уважения и пони­мания. Хочется, чтобы они ценили труд учителя. Ну, а детям пожелаю интересной и увлекательной школьной жизни!

Мы беседуем с Евгени­ей Дмитриевной накануне 1 сентября. Непосвященным кажется, что работа учителя как раз и начинается в этот праздничный день 1 сентя­бря. Но это не так. В середине августа учителя уже на своих рабочих местах: готовят­ся к новому учебному году, просматривают семинары, лекции. Евгения Дмитриев­на рассказывает мне о себе, о своих проблемах, делится какими-то наблюдениями. А я смотрю на нее и думаю: до чего же интересная у неё работа! И как повезло ребя­тишкам, которые попали в её класс!