«Не парься, будь счастлив!»

Продолжение рассказа Валентины Стрижовой о путешествии в Казань

Окончание. Начало в №№41, 42.

Отдых и расслабление

Пишу, а на коже — долгое покалывание от последней моей минеральной ванны в санатории «Ливадия». Хочется чесаться и в душ, но для пользы надо, чтоб всё впиталось, то есть не смывать.

Мой мысленный посыл о том, как здесь хорошо, был, видимо, очень громким. В минувший понедельник заехали 140 человек! В столовой очередь, наиполнейшая посадка и… почти уже нет знакомых лиц — разъехались!

И наша санаторно-курортная программа подошла к концу! А значит, пора уступать место новым людям, жаждущим отдыха и расслабления.

Много детей заехало. Бедные белки — уже шугаются по сторонам! А я слышу из бассейна кучу радостных воплей и вспоминаю вечер, когда барахталась там одна-одинëшенька, укладывая в голове мысли о поездке во Вселенский храм (он же Храм всех религий). Вообще, наверное, если всерьёз писать книгу, надо периодически куда-то сваливать в тихое небытие. Но сначала — надо хорошенько пожить, чтобы было о чём писать.

Ичижный шов

Когда возник вопрос, что привезти из Казани, я вспомнила, что у татар есть своя национальная обувь, сапоги из фигурной кожи — ичиги.

Впервые вживую мы увидели их в лавочке в Старо-татарской слободе, когда ездили на обзорную экскурсию по городу. На следующий же день мы поехали туда без группы, чтобы насладиться всеми местными вкусностями и красивостями в своём темпе. Там же посетили чайную, в которой отведали сладости, доселе неведомые нашим вкусовым рецепторам.

В обувной лавочке сапоги из фигурной кожи призывно стояли на верхней полке. И хотя бы ради костюмерного своего любопытства мне хотелось их примерить! Я уже нарисовала себе картину, как приду на работу в них, и все обалдеют сразу же. Но не тут-то было. Оказалось, что эти невероятно красивые сапоги ручной работы очень высокие и узкие для моей (видимо, пухленькой) голени. И застёжки на них нет, надевать и снимать не очень удобно… Как же я успокоилась! Реальность не совпала с мечтой — и это тот случай, когда так лучше! Ведь стоят они 80 тысяч рублей.

Как туристам с большими любопытными глазами, жаждущими приключений, нам предложили банковскую рассрочку, в простонародии называемую кредитом. Но на такое приключение мы точно не рассчитывали и вежливо отказались.

Есть ещё в этой лавке ботинки, туфли, тапочки и даже декоративные подушки с узнаваемым национальным орнаментом. Мы ограничились покупкой брелочка с элементом фигурного кожаного шитья.

Затем этот же профессиональный интерес привёл меня в интернет, где я узнала, что этот красивый и необычный шов, позволяющий соединять фигурные кусочки кожи встык, так и называется — ичижный, он же татарский, он же казанский. И он является официально достоянием нематериальной татарской культуры! Выполнение его — очень трудоёмкий и кропотливый процесс. Поэтому высокая стоимость совершенно справедлива, даже если она не всем подходит. Как, впрочем, и сами сапоги.

А один национальный татарский сапог я всё-таки привезла! В виде брошки!

Не заморачиваться на блеске

Монументальное искусство удивляет своей мощью. Когда стою вблизи этих статуй у Центра семьи Казан, приходят мысли о чём-то глобальном, общечеловеческом, ценном… Например, о том, что эти мифические существа (змеи Зиланты и крылатые белые Барсы — символические хранители Казани и Татарстана) стоят тут не просто так, а прославляют традиционные семейные ценности. При ближайшем рассмотрении видно, что и те, и другие — это молодые родители с детëнышами.

Находясь у этой впечатляющей чаши, моя чаша (котелок, казанок, кастрюлька, горшочек…) наварила новых мыслей и ассоциаций. Например, о том, как связать воедино пользу от пребывания в санатории и пользу от созерцания скульптур. Я вот совершенно не представляю, как их делают, такие огромные! Потому что мне привычнее и понятнее мелкая работа.

И всем известно, что мелкая моторика сказочно полезна для развития новых нейронных связей. Но что в это время происходит с моторикой крупной? Если не уделять ей должного внимания, она чахнет, просит помощи, а потом уже настоятельно её требует, заставляя забыть об остальных делах…

Не дожидаясь этого эпически-переломного момента, мы решили уделить внимание своему здоровью. Десять дней лечебной физкультуры напомнили мне, где находятся у меня большие мышцы, и это помогло мне восстановить с ними нежную связь. Я порадовалась, что они не совсем ещё превратились в монументальный монолит и вполне подвижны, а значит, способны пропускать энергию.

Мне понравилось чередование пассивных процедур (массаж, ванны) с активными (ЛФК, зумба, дискотека, плавание, долгие прогулки). Это позволило достаточно расслабить съёжившиеся мышцы и вместе с тем как бы заново взять на себя ответственность за их дальнейшую жизнь, заново отстроиться.

Так вот вернусь к монументальному искусству. Стоят эти статуи денно и нощно, в любую погоду. Несут без устали свою эстетическую, историческую, просветительскую и пропагандистскую пользу. Как положено меди, где-то позеленели, где-то потемнели.

Но есть одно местечко, наполированное до блеска. Это хвост малыша-барса. Он ещё мал, крыльев нет! И хвост его уже свисает, привлекая внимание детей человеческих. Вот они и виснут на нём, заодно и полируют. Этот блестящий кусок хвоста совсем невелик по сравнению с остальным туловищем, но внимания ему очень много, как видно.

Так и человек, замороченный на блеске одной своей какой-нибудь части, может забывать об остальных отраслях своей жизнедеятельности. Хорошо, что пока мы живы и подвижны, мы можем многое изменить сами, не дожидаясь, что кто-то извне придёт и добавит нам блеска.

«Не парься, будь счастлив!»

Так что же привезти с собой из Казани? Такова была идея финальной части рассказа о нашем путешествии.

Оно закончилось, и я уже с головой в заботах будничных. И сейчас понимаю, что мне хотелось написать о самом главном, что можно с собой увезти из вообще любого места. Я напишу про Казань, потому что оттуда. Увезла я, ребята, очень важную находку татарского колорита — Уфтанму. Нет, это не вкусные булки с мясом и картохой и не головной убор причудливой формы. Это песня, которую поют татары на татарском языке и русские на русском в любой ситуации — на концертах, в караоке, на улице…

Поймала себя на мысли, что даже когда мою посуду, думаю о насущном и мычу что-то себе под нос. Оказалось — Уфтанма! Название это в переводе означает «Не сожалей». Смысл её такой: нечего грустить, что жизнь проходит, как весна. Что в ней не только радость, но и печаль. И что на голове полно седых волос — тоже ничего.

Напоминает известную «Don’t worry, be happy», или она же на русском «Не парься, будь счастлив». И это даёт намёк, что на любом языке и в любой культуре есть такая жизнеутверждающая песня, помогающая очистить голову от ненужных мыслей.

Так что в любой непонятной ситуации помните, что есть такая песня. Мычите себе под нос или пойте вслух! И не парьтесь — будьте счастливы!

Валентина Стрижова